А ты какого цвета?! из большого опыта посетителя и некоторого опыта участника выставок

Я очень не люблю делить людей на типы и категории. Потому что человек – явление красивейшее и уникальное, любой из нас сложнее, чем какие-то классификации. НО. Если нужно найти подход к почти незнакомому человеку, если нет возможности делать это долго, а от любой ошибки наш человек просто сбежит... тогда классификации, нам «строить и жить помогают». Только нужно найти такую теорию, которая достоверно и быстро подскажет нам что делать.

Сегодня предлагаю нам с вами познакомиться к известной в бизнес-среде типологии личностей (структурограмме) по цветам, которую часто используют именно для подсказки – как общаться с новым человеком, в нашем случае – посетителем на выставке. Эту типологию создали швейцарцы, на основании многих проб и выборок выделив 4 типа социального поведения.

Итак… Цвета в этой классификации 4: красный, синий, желтый и зелёный:

«Красный» - Высокоэнергичный, ориентированный на дело. Его еще называют Авторитарный. Этот тип людей всегда знает что делать, у него на все есть свое (единственно-правильное) мнение. В бизнесе, семье и дружеской компании это - лидер. Вопросы задает в лоб, быстро, решение принимает тоже быстро. Далеко не всегда вежлив, зато не стеснителен и прямодушен. Не умеет слушать, зато все делает быстро. По выставке предпочитает бегать, людям этого типа вообще нелегко медленно идти и получать удовольствие от процесса Если красные профи в этом типе хенд-мейда, то его слова как выстрелы, проверяют мастера сразу, а дальше всё зависит от результатов проверки: «свой, достойный» - будет разговор и покупка, «чужой, не тот уровень» - общения не получится, потому что нечего тратить время на ерунду. Вот такой жесткий подход…

Узнать красного можно по оценивающему взгляду, скорости движений, точных вопросах о сути вещей, резкости суждений и нежеланию терять время зря.

Общаться с таким человеком лучше всего по сути вопроса, зарекомендовав себя профессионалом, но подчеркнув уважение к профессионализму красного подхода. Они умные, но очень падкие на комплименты, особенно по поводу вкуса, профессионального взгляда и уникальности суждений. С ним важно уметь в двух-трех словах охарактеризовать главное в выбранной работе. Если вы договорились о заказе, все делать вовремя и четко. Ещё очень важно не обижаться на резкость людей этого цвета, они сами часто страдают от собственного желания всех «построить».

Что может раздражать красного: необязательность в исполнении договоренностей, неуверенность и отсутствие «сути» в разговоре, медлительность и процессность.

В заключении скажу, что для красных приобретение предметов искусства является своего рода компенсацией бизнес-формата их жизни, где идет постоянная война за результат, поэтому, если вам удастся выдержать первый напор такого человека, он может стать очень лояльным и благодарным покупателем.

«Зеленый» - низкоэнергичный, ориентированный на общение. Их еще называют "Любезный". Самый человечный, самый мягкий, лояльный и заинтересованный в общении тип. Люди этого типа достаточно робкие, им сложно начать общение «в лоб». На стенд они часто приходят просто «постоять», но это не значит, что они не готовы по-настоящему интересоваться и покупать. Просто им нужно дать время и информацию.

Поскольку они очень заинтересованы в людях, им особенно важно, что вы расскажите о своих работах. Зеленые хорошие слушатели. Мир искусства для них – мир волшебства и волшебных людей. Поэтому если вам удается мягко, с улыбкой, тепло и вдумчиво рассказать о своих работах – они ваши на век. Главное, «не спугнуть» их напором и обилием технической, мертвой терминологии.

Зеленого можно узнать по мягкому взгляду, некоторой робости, медлительности в поведении и решениях.

Общаться с ними стоит «от сердца к сердцу», рассказывая историю создания работы, нужны эмоции и впечатления. Еще стоит учесть момент, что зеленые – консервативный тип, поэтому стоит говорить о надежности и качестве работы и материалов, а так же о историях людей которые уже стали вашими покупателями и довольны этим.

«Желтый» - высокоэнергичный и ориентированный на общение. Его называют "Экспрессивный". Человек - солнце, человек – творчество, человек – порыв. Они так эмоциональны, позитивны и заразительны! Они обожают радоваться вместе с вами, общение с ними чрезвычайно приятно (особенно в разумных дозах). По мимо всего прочего, они очень впечатлительны и креативны. Единственный недостаток – поверхностность суждений и желание всем нравиться (поэтому могут брать на себя обязательства, которые не в состоянии выполнить до конца).

Внешние признаки – лучистый взгляд и улыбка, яркость цветов одежды, открытость, громкий голос, обилие идей… Узнали? ;)

Общаться с ними стоит открыто, эмоционально, позитивно. Меняйтесь энергией, вдохновляйте друг друга, но если вступаете в деловые отношения, все договоренности фиксируйте и мягко настаивайте на своевременном выполнении.

«Синий» - низкоэнергичный, ориентированный на дело. Ещё одно название "Аналитик".Есть целые «синие» профессии (конечно там тоже полно исключений, но все же…) – программисты, инженеры, бухгалтера… Синий тип вдумчив и педантичен. Он любит хорошо продумать и оценить все факторы перед принятием решения. Не общителен и предпочитает держаться на дистанции. Внутренне синие очень тонко воспринимают действительность, но внешне довольно сухо выражают эмоции. Для принятия решения синему требуются факты и как можно больше.

Узнать их можно по оценивающему взгляду в сочетании с довольно медленным поведением (стоит на расстоянии), работы долго крутит в руках, читает инструкции и ярлычки, может пойти подумать, а потом вернуться и так несколько раз. Общается мало и на расспросы особенно не отвечает.

Часто такой тип встречается среди серьезных коллекционеров. Поэтому стоит: аккуратно поинтересоваться какая информация о работе ему интересна, дальше дать исчерпывающие комментарии по материалам, технологии, особенностям изделия. Дать возможность подумать и все взвесить. Предложить визитку, если даже сейчас синий и не готов принять решение, когда он все взвесит, он очень вероятно станет постоянным покупателем.

С точки зрения взаимодействия людям разных типов непросто порой понять друг друга. Но на выставке наша задача найти подход к каждому, кто пришел в гости. Поэтому нужно четко понять для себя - мы разные и подход нам тоже нужен различный.

Ну и для того что бы все это сработало, и у нас с вами появился шанс дать каждому человеку нужную информацию в нужной форме, стоит применять простые правила:

1) Приготовить короткую обращающую на себя внимание посетителя фразочку, может быть она будет забавная, может быть необычная, может быть загадочная… этой фразой вы встречаете тех, кто смотрит ваши работы. Я, например, часто говорю: «это коты… топтуны! Они очень любят когда их берут на руки просто так, а если фотографируют, то громко мурчат)))» ну и вариации на тему J

2) Улыбаться всем посетителям, но при этом иметь какое-то занятие (мне например вязать нравится) для того, что бы если человек явно хочет посмотреть и выбрать сам, вам было чем заняться «не напрягая» его пристальным рассматриванием.

3) Приготовить истории про ваши изделия, потому что, все таки, хенд-мейд - это сказка, тайна и настроение (особенно для зеленых и желтых). Истории могут быть про то как вы придумали изделие, про материалы, про то как его хотели купить, про его «поведение» и «отношения» с другими изделиями… Например история, подслушанная мной на выставке украшений: «Это колье я задумала 3 года назад в Японии, синие горы с розовой верхушкой восходящего солнца и блестками снега… недавно мне попался этот бисер, тоже из Японии, представляете… Я села делать колье и не могла оторваться практически 12 часов, на одном дыхании все получилось. Думаю оно несет в себе эту энергию счастливого совпадения)))» В статье не передашь интонацию, но, поверьте это была очень впечатляющая история, а не банальная рекламная именно благодаря эмоциям и интонации.

4) Спокойно реагируйте на неудобные и/или неприятные вопросы или высказывания. Во-первых красные например вообще так постоянно взаимодействуют с миром, а потом есть ещё понятие «не покупатель») То есть человек, который в принципе не интересен вам как покупатель, и не стоит на него тратить время. Но агрессия со стороны мастера путает карты и разрушает волшебство, поэтому улыбаемся и переключаемся на другие объекты внимания.

5) Получайте удовольствие от общения – именно это основной залог удачной выставки!

Узнали ли вы себя и своих любимых покупателей в каких-то из цветов? Буду рада услышать комментарии и добавления к этой важной и объемной теме.