Целая эпоха в двух самостоятельных романах

М. Нестеров «Думы»

Кто любит посидеть в тени старых лип с томиком в руках, или притаиться в кресле, прикрывшись пледом, от зимней вьюги и углубиться в чтение пухленькой потертой книги, тот наверняка испытывал томящую тоску сожаления, переворачивая последнюю страницу. В талантливом повествовании успеваешь не только сопереживать событиям и судьбам, но будто сродниться с героями, «войти» в их дом, стать там «своим», а оглядевшись, и вовсе так запросто и вольно себя почувствовать в чужой и совсем далекой жизни, будто в своей среде. Может потому еще не раз откроется томик, и еще не однажды прочитается сцена, мысленно перескажется диалог, представится иной исход. Наверное, в этом и проявляется талант повествователя.

М. Нестеров «Река Уфимка»

Но есть еще и талант читателя. Это такое же умение — прочесть то, что осталось между строк, угадывать интонацию, представлять выражение глаз, чувствовать все то, что осталось недосказанным. И даже иметь великодушие — хранить безмолвие, когда хочется воскликнуть, быть сдержанным, когда захлестывают эмоции, да и вообще вести себя соответственно салонному этикету, где позволительны все знаки препинания, кроме восклицательного. Правда, можно зажать между страниц попавшуюся бумажку и отложить томик, но все равно потом вернуться к нему. Тянет талантливый текст — захватывает и владеет не только вниманием, но и порывами души. Почему? Наверное, потому, что «питает ум» сладкими порциями словесных самоцветов, талантливых сцен, правдивых образов.

М. Нестеров «Тихие воды»

История этого романа обширна, самобытна и непредвиденна. Чиновник, действительный статский советник, человек с богатым послужным списком, не однажды представленный императорским особам, по службе имея отношения к глубинке страны и ее затерянным в лесах селениям, рьяно выполняя свои служебные обязанности, вольно и невольно проникает в саму суть жизни людей потаенных, истовых ревнителей веры, хранителей древнего благочестия. Весь накопленный материал никак и не предполагался стать основой романа — он излагался в служебных записках, особых донесениях и иных прочих бумагах. Но однажды, во время путешествия по Волге молодого наследника цесаревича Николая Александровича, чиновник, как историк и знаток поволжской жизни, был приставлен к цесаревичу в качестве сопровождающего. Интереснейшим оказалось для цесаревича путешествие между Нижним Новгородом и Казанью, а повествования гида так увлекательны, самобытны и глубоки, что цесаревич предложил написать повесть о жизни в лесах, и даже обязал его словом, что замысел осуществится. Так появилось название будущего фактурного романа-эпопеи. Но только спустя много лет разрозненные очерки будут собраны воедино и дополнены обширными главами. Так появлялся на свет роман известного публициста П.И. Мельникова под названием «В лесах», и лишь потом появилось его продолжение «На горах». Произведение вышло под псевдонимом «Андрей Печерский» и сразу же поставило автора в ряд известнейших литераторов того времени.

М. Нестеров «В осеннем лесу»

Романом А. Мельникова-Печерского зачитывались. Он открыл салонным дамам «окно с видом на Волгу», среди чиновников и правительства он породил много неоднозначностей и толков, а в среде молодежи и студентов роман будил бурные обсуждения и неистовые порывы. Особенное влияние на молодые умы имел роман в среде творческой молодежи. Зачитывался им и студент художественного училища Михаил Нестеров.

Появившись на свет во второй половине XIX века в семье торговых людей с крепкими православными корнями, Михаил не проявил никакого интереса к семейному торговому делу. Уже в гимназии он увлекается рисованием, в чем и признается впоследствии в своих воспоминаниях, что наверное, он художником родился. С детства Михаил рос в атмосфере творческой — дома устраивались спектакли, музыкальные вечера, всячески прививалась любовь к книгам, родному краю, природе. С мамой они неоднократно прогуливались окрестностями Уфы, любовались необъятным простором, пойменными лугами реки Белой, что оставило в душе ребенка удивительно трепетное, внимательное, восторженное отношение к родному краю.

М. Нестеров «На родине Аксакова»

В Московском училище живописи Нестерову посчастливилось учиться в период его расцвета у именитых художников В. Перова и А. Саврасова. Молодого Нестерова, вместе с друзьями по училищу И. Левитаном, С. Светославским, С. Ивановым, А. Рябушкиным, братьями Коровиными, восхищали в повествовании А. Мельникова-Печерского поэтические картины русской природы и старинного русского быта, необычайно живой, глубинный, наполненный слог, а героини рисуют в воображении художника яркие образы скитских насельниц.

М. Нестеров «Христова невеста»

Первой из цикла становится картина «Христова невеста», которая писалась под впечатлением глубокого переживания после потери жены. В других картинах цикла находят место детские переживания красоты и неповторимости родных мест, природы, простора. Так рождается «Роман в красках» — знаменитый цикл картин Михаила Нестерова из жизни заволжских староверов.

Два самостоятельных романа, написанных талантливыми авторами, которые так ярко воспроизводят целую эпоху.

Наслаждайтесь.

М. Нестеров «В скиту»

М. Нестеров «Сенокос»

М. Нестеров «Лето»

М. Нестеров «На горах»

М. Нестеров «Девушка нижегородка»

М. Нестеров «Зима в монастыре»

«Боярышня»

«За Волгой»

«Вечерний звон»

«Сенокос»

«Одиночество»

«Сказание о невидимом граде Китеже»

«Послушница»

«За Волгой»

«Отцы-пустынники и девы непорочны»

«Осенний пейзаж»

«Послушницы на берегу реки»

«У озера»

«Фленушка»

«Великий постриг»