Мастер-класс: роспись обережной шкатулки для мальчика «Мамина сокровищница» с имитацией ткани и вышивки. Часть 1

Недавно я закончила шкатулку «Мамины сокровища» для мальчика, и хотела бы рассказать о работе над ней. Эту шкатулочку я изначально задумывала в стиле славянской обережной росписи, ведь любая мама хочет для своего малыша счастья и защиты, а сокровищница — это та вещь, которая будет хранить самые милые и трогательные детские вещи на протяжении долгих лет.

В ходе работы я использовала приемы «имитация тканевой поверхности» и «имитация вышивки». Так как процесс создания шкатулки был довольно объемным, я разделила его на три части, которые буду выкладывать поочередно.

Этап 1. Подготовка поверхности и «имитация ткани» на шкатулке.

Для первого этапа мне понадобились следующие материалы:

- деревянная заготовка шкатулки;

- шкурки по дереву (зернистостью от 320 до 2500);

- шпатлевка, шпатель (мастихин);

- кисти синтетические разных размеров (для окрашивания и лакировки);

- краски акриловые (у меня «Акрил Хобби де Люкс» от Таир);

- малярная лента;

- клей ПВА;

- ножницы, карандаш и распечатки (или отрисовки) орнамента для росписи;

- финишный полуматовый лак (последний не успел к фотосессии по уважительным причинам).

Подготавливаю поверхность. Моя шкатулочка хоть и очень хорошего качества, но, всё же мне не нравятся небольшие зазоры на внешних и внутренних стыках прилегающих поверхностей. На фото они отмечены красными стрелочками.

Снимаю фурнитуру, шпатлюю заготовку, после полного высыхания (около 1,5 часов при комнатной температуре) ошкуриваю всю заготовку (шкурка 320, 500 ед.). В итоге швы и стыки закрылись.

Грунтовку я готовлю из шпатлевки (1 часть), клея ПВА (5 частей) и белой акриловой краски (1 часть). Смешиваю все компоненты в чистой таре и развожу теплой (35-40 градусов) водой до необходимой консистенции. Для первого слоя грунт развожу до состояния «молока», жиденько, для второго слоя – до «сливок», т.е. чуть-чуть погуще.

Наношу грунт так, чтобы не образовывались потеки и лужи, как бы «втирая» его в поверхность дерева. Обязательно ошкуриваю заготовку после каждого слоя грунта, удаляя поднявшийся ворс дерева.

Фигурные ребра на крышке и основании заготовки в процессе имитации задействованы не будут, их я защищаю малярной лентой.

Чтобы на поверхности шкатулки получить «имитацию тканевой поверхности», а в моем случае — это будет лён, я делаю такой состав: в чистой таре смешиваю белую и коричневую акриловые краски до нужного мне бежевого оттенка, а затем ввожу в краску две-три капельки клея ПВА для густоты и качественного сцепления. Краска должна получиться такой консистенции, чтобы не рвалась на «толстую нитку».

Начинаю «наносить» на шкатулку «ткань». Ткань, как известно, имеет продольные и поперечные волокна. У льняной ткани (особенно у грубо обработанного льна) есть толстенькие прожилки, которые очень эффектно смотрятся. Моя задача — получить такую волокнистую прожилковую поверхность на шкатулке. Поэтому очень важно при окрашивании чередовать направление нанесения краски.

Жесткой синтетической кистью наношу первый слой краски на внутренние и внешние поверхности в одном направлении (это важно!), например, в продольном. Позволяю краске активно «полоситься» за кистью, не растираю ни в коем случае полоски краски. Даю два часа на полное высыхание (ПВА слегка увеличивает время высыхания), далее – второй слой в поперечном (!) направлении. Таким образом, я как бы «рисую» волокна ткани на дереве.

Для последующих двух слоев смешиваю краску на два-три тона темнее предыдущей (чтобы получить зрительный объем и тени), но уже без ПВА.

Таким же образом наношу еще два слоя с промежуточным полным высыханием, после чего слегка выравниваю поверхности шкуркой (очень легко и без нажима).

Покрываю всю поверхность шкатулки оттенком «слоновая кость» в два слоя, выдерживая тот же принцип продольно-поперечного нанесения, даю хорошенько просохнуть ночь (всё-таки 6 слоев краски!).

Теперь вооружаюсь шкуркой зернистостью 600 - 800 ед. и начинаю очень деликатно проявлять сквозь «слоновую кость» темные «волокна ткани». Здесь главный принцип — без фанатизма. Очень аккуратно и трепетно, чтобы не потерять не только светлый цвет «льна», но и саму шероховатую фактуру «ткани».

Получаю вот такую имитацию «грубо обработанного льна». Чем деликатнее и меньше шкурить, тем светлее получается цвет и глубже фактура «ткани». Я сделала чуть грубее "ткань", потому что у меня "вышивка" будет лежать довольно плотно, и хочется, чтобы цветной орнамент не «забил» фон.

Не снимая малярной ленты, а, только чуть отогнув ее, чтобы она не мешала на стыках, покрываю получившуюся «тканевую поверхность» финишным полуматовым лаком в два слоя с промежуточной просушкой (у меня КИВА, отлитый в маленькую баночку для удобства). Процесс нанесения лака идентичен процессу окрашивания — сначала продольный слой, затем - поперечный.

Лак полностью высох и был тонко ошкурен (1500 ед.). А пока лак высыхал, я в простой компьютерной рисовалке создала эскиз обережного славянского орнамента для будущей росписи. Конечно, это можно сделать и на миллиметровой бумаге, и на простом офисном листе, но, что поделать — я перфекционист, а потому точность линий и построения композиции для меня очень важны.

Вырезаю и примеряю распечатанные эскизы орнамента: два – для боковых граней шкатулки (они будут расположены зеркально) и два — на крышку (внутренняя и наружная части). Простым карандашом 2Н заштриховываю изнанку эскизов, прикладываю их к нужным граням «лицом с себе», фиксирую кусочками малярной ленты и переношу орнамент на поверхность заготовки.

Снимаю эскиз не весь сразу, а поочередно, сначала одну сторону, потом — другую, убеждаясь в том, что все линии узора отпечатались на гранях шкатулки. Если же нет — то легко это исправляю, благо, что эскиз не смещён со своего места. Прорисовываю таким образом сразу все четыре грани шкатулки и внешнюю сторону крышки, сухой мягкой губкой смахиваю с боковинок возможные крошки карандаша и с трудом унимаю дрожь в руках.

Которые с неимоверной силой уже тянутся к краскам, чтобы начать самый интересный этап работы над шкатулкой — роспись в технике «имитация вышивки». Но это уже совсем другая история, следующий этап работы.