«Блаженство от улыбки до жестов», интервью с Ириной Кадацкой (Filicity Art)
  • Рубрика: Интервью
  • Виды творчества: 

Вы само совершенство! Вы само совершенство,
От улыбки до жестов — выше всяких похвал.
Н. Олев

Умница и красавица Ирина Кадацкая может по праву носить титул Леди Совершенства с ее невероятной энергией, ведущей по жизни к неизменному успеху. Трудиться, трудиться и еще раз трудиться — кажется, такой девиз сопровождает нашу сегодняшнюю гостью с самого детства. Ее заряд трудолюбия и стремления к идеалу привел к успеху и в бизнесе, и в творчестве — авторской кукле.


— Ирина, Вы сумели претворить в жизнь мечту многих, кардинально изменить ее в сторону любимого дела. Как мечта заняться авторской куклой поселилась в Вашем сердце?
Я с детства постоянно что-то мастерю. У моего дедушки была столярная мастерская, в которой я постоянно пропадала вместе с ним. Помню, как лет в 6 делала кукольную мебель, вытесывая ее стамеской из цельных брусков. Можно было, конечно, собирать ее из реечек, склеивать или прибивать гвоздями, но мне интереснее было сделать то, что никто не делает. В результате получилась массивная, практически «антикварная» по виду мебель. Я ее еще и красным бархатом из старинного бабушкиного сундука обила. Все соседские дети охотились за этой мебелью. В результате я ее кому-то подарила, теперь даже не помню кому, а было бы очень интересно посмотреть «взрослыми» глазами, такая ли она действительно классная, какой я ее помню!

— А какие Вам встречались преграды на пути к мечте?
Дальнейшая моя жизнь тоже была связана с постоянными поделками, но основной уклон был на образовании, которое «не даст пропасть в жизни»: школа с медалью, Плехановская Академия, Экономико-математический факультет, который я каждый год хотела бросить, чтобы пойти в театральное училище, потом бизнес-школа в Европе, карьера в европейской компании. И став уже управленцем, я поняла, что мне скучно работать в офисе, даже несмотря на стабильность и признание моих заслуг.


— В чем Вы находили поддержку, кто был Вашей опорой?
Огромной поддержкой в осознании моих реальных устремлений и интересов в жизни стал мой муж. Он очень творческий и духовно свободный человек. Ему как-то удается всегда делать то, что ему реально интересно, без оглядки на «приложимо ли это практически, или нет». И в своих «просто» интересах он неизбежно добивается больших успехов.


— Как произошел такой крутой поворот в жизни?
Каждое утро в течение полугода я вставала и обещала себе, что сейчас приду к своему руководителю и объявлю об уходе. Но так и не могла этого сделать, приходя в офис. Все было, конечно, совсем не просто с принятием поворотного решения, пока в одно прекрасное утро я не проспала на работу, сломя голову понеслась в офис и, практически не успев раздеться, залетела в кабинет к шефу со словами «Ухожу!». Мой шеф (европеец), будучи очень спокойным человеком, предположил, что я устала и немного не подумала. Предложил взять месяц отпуска, а потом вернуться к вопросу. Но через месяц я была в полной уверенности, что моя жизнь должна кардинально измениться, хотя я еще совсем не понимала, как.

Первые полгода я много путешествовала. За это время я осознала, что большая часть моего круга общения не разделяет моего взгляда на жизнь, да и мне уже многое из «прошлой жизни» казалось бессмысленной тратой времени. Но нового направления я не могла придумать, пока не вспомнила о той самой красной бархатной мебели.


— Расскажите о первых творческих шагах, как Вы постигали азы?
Мне давно нравилась художественная кукла, я ходила на выставки. Даже пыталась во время работы посещать какие-то курсы, но бросала их просто потому, что не могла уделять даже по 2 часа в день. Вдохновение нельзя прерывать и откладывать на следующий день. Я мало что знала о мире художественных кукол в начале пути. Не знала ни техник, ни материалов, ни имен, ни «изюминок» каждого направления — все казалось очень сложным. Начала я, конечно, с переоборудования одной комнаты под мастерскую! Это легче всего, и ремонт всегда очень способствует новой жизни.
— Как же организовано Ваше рабочее пространство?
Все сделала красиво — светло, аккуратно. Но видели бы вы сейчас мою мастерскую!.. Пол и поверхности в краске, в каждый угол что-то запрятано, а шторы вообще сняла — мне нужно больше света. Уже после ремонта купила в интернете первую попавшуюся глину для создания кукол и решила посмотреть, что выйдет. Получился дикий непропорциональный монстр, что для моего сознания «отличницы» было просто невыносимо. Поняла, что без обучения мне опять никуда не деться.


— И Вы отправились на поиски гуру. Кем же был Ваш первый наставник?
Моим первым учителем стала замечательная художница Катя Иванова. Она рассказала о разных материалах и помогла определиться с самым комфортным для меня — самоотвердевающей на воздухе глиной. Она же привила мне интерес к анатомии. Катя, кроме всего прочего, занимается скалолазанием, поэтому имеет прекрасную возможность наблюдать игру мышц вживую. Мне же посоветовала книгу Баммеса «Анатомия». Но для меня этого оказалось мало, и я пошла учиться к известному скульптору Василию Селиванову, прекраснейшему и веселому человеку. Для меня личность преподавателя очень важна, потому что в процессе терзаний о том, что у меня ничего не получается, преподаватель может либо подогреть интерес к достижению новых вершин, либо его окончательно убить. Мне вообще очень везло с учителями. В дальнейшем я занималась у Насти Яновской и Ольги Рель, которых я считаю любимыми художниками.

— Бытует мнение, что художники делятся на два типа: одни любят творческий процесс, а другие трудятся, чтобы насладиться плодами своего труда. А к какому типу Вы бы могли отнести себя, что приносит Вам особое удовольствие?
Я все же человек результата, поэтому мне в любом случае нужно закончить работу, нравится она или нет, есть ли в ней ошибки или нет. Я понимаю, что совершенство недостижимо. В фантазии всегда все красивее, чем в реальной жизни. Еще повезло в том, что у меня есть несколько постоянных покупателей, чей продолжительный интерес к моим работам — лучшая оценка труда.


— А случалось ли Вам допустить непоправимую ошибку в процессе творчества? Может быть, Вы вспомните какой-то сложный или курьезный случай из Вашего творчества?
В какой-то момент в погоне за мастерством я вообще перестала видеть в куклах красоту, потому что со временем начинаешь замечать то, чего любитель просто не увидит. Я все время оценивала кукол по сложности работы, аккуратности, выразительности. И это было ужасно. При этом я чувствовала себя просто патологоанатомом. У меня был период очень сильного опустошения и неверия в свои силы. Но потом я поняла… Я просто опять взяла на себя слишком много, и в сознании пробилась «отличница».

Мое стремительное обучение выпало на период рождения ребенка и открытия бизнеса. Времени стало катастрофически мало, и я запретила себе тратить его на непрактичные вещи. Сейчас сыну уже 4 года и бизнесу 2, все более-менее стабилизировалось, и я опять начинаю приходить в желанное состояние созерцателя красоты. Куклы меня очень вдохновляют.


— У Вас уже наверняка собралась большая дружная кукольная семья. Где же Вы ее поселили?
Да, есть коллекция моих работ, которую я выставляю в своем ресторане; так многие гости открывают для себя новые стороны искусства. И очень приятно видеть, как кто-то загорается интересом, как когда-то я сама.
— Чем Вы любите заниматься в свободное от творчества время? Хочется ли иногда ничего не делать?
Да, периодически необходимо переключаться и отдыхать от любого занятия. Но ничего не делать, к сожалению, я по-прежнему не умею :) Мне важно быть чем-то глубоко увлеченной. А куклы — это бесконечный мир, одновременно скульптура, роспись, прически, костюмы и еще много другого.


— Сколько времени Вам понадобилось, чтобы достичь успеха? И какова судьба Вашей первой игрушки?
Прошло уже почти 6 лет, как я занялась куклой. Мне даже немного страшно смотреть на свои первые работы. Хорошо, что я их дарила, иначе бы в порыве расстройства точно бы с ними что-нибудь сделала. Но все равно приятно осознавать, что расту над собой. Еще, правда, не было ни одной куклы, которой бы я была полностью довольна. Мне всегда кажется, что можно было сделать лучше. Но в какой-то момент я себя уже просто насильно останавливаю, чтобы не перейти грань «лучшее — враг хорошего».

Порой я переживаю, и очень сильно, что мое творчество не является «популярным». Я не часто принимаю участие в выставках, не представлена в галереях, не веду блогов и не активна в соцсетях. Я интроверт, и мне достаточно тяжело дается повышенное внимание. Хотя я прекрасно понимаю, что нужно быть гибким по жизни, и, если придет момент преодоления, я справлюсь с собой. К счастью, у меня и такой опыт есть благодаря бизнесу.


— Образы Ваших кукол появляются во всех деталях уже в эскизах или все становится понятно в процессе работы? Что вдохновляет Вас на создание таких самобытных персонажей?
Как правило, мои куклы — это отражение моих философских воззрений. Мне неинтересно создавать просто костюмных кукол. За каждой есть какая-то идея, или даже история. Но начиная работу над одной идеей, я могу закончить ее абсолютно другой. Уж не знаю, мистика это или что-то другое, но кукла сама начинает перестраивать свой образ. И я часто замечаю, что он даже интереснее, чем я изначально представляла.
— Ваши куклы выполнены с фантастической детализацией. А сколько же времени уходит у Вас на создание одной куклы? Что в этом процессе самое сложное, а что самое интересное, волшебное?
Я могу вылепить скульптуру, например, за 2 недели, а потом на месяц отложить ее, так как подобранные и «идеально сочетаемые» ткани, которые выкладываются на столе, ей просто не идут. И вот я уже не сплю ночами, перебираю в голове новые сочетания. И снова все может претерпеть очередные изменения уже в новом образе. А бывают куклы, которые делаются на одном дыхании. Бывают еще фотогеничные куклы и нет. Очень много разных нюансов с этими барышнями.


— Случалось ли, что Вас покидало вдохновение? Какие экстренные меры Вы принимаете в таком случае?
Самому порой очень сложно разобраться, что происходит, когда куклы по каким-то причинам не получаются, или какие-то образы не интересны зрителям. В такие моменты меня всегда спасает мой любимый муж, он самый преданный мой поклонник и борец за продолжение моего творчества. Потом волна переживаний спадает, и я понимаю, что несмотря ни на что, все равно не могу остановиться и перестать делать кукол. Они меня просто не отпускают.


— И конечно, мы с нетерпением ждем от Вас совета, как же найти себя, как добиться успеха на творческом поприще.
Главное, на мой взгляд, в каждой новой работе всегда делать хоть что-то лучше, чем в предыдущей. Хотя даже у великих художников на пике творчества были и проходные работы… Может быть не стоит слишком строго оценивать себя каждый раз. Это я так себя успокаиваю, когда в очередной раз нахожу несоответствие между идеалом в голове и реальным результатом. Я делаю все по совести, максимально стараюсь, а как уж получится, пусть оценят зрители.


— Вас не напугать ничем новым и неизведанным. А есть на Вашем горизонте вершины, которые Вам бы хотелось покорить, уйти в эту тему с головой? Поделитесь своими планами на будущее.
Я и дальше буду пытаться развиваться, может быть, когда-то и поставлю себе твердую пятерку.