Планируем, успеваем, отдыхаем, или Еще раз об организации времени

Я считаю, что «думать на бумаге» полезно. Это не отменяет и не исключает работу памяти, но помогает сосредоточиться и не перескакивать вниманием с одного на другое. Планирование это не кабала, а способ освободить себе время на заслуженный и грамотный отдых.

Если у вас органическое неприятие планирования, просто не читайте и все будет у вас по-прежнему, может и не совсем в порядке, но привычном и в устоявшемся годами режиме. Ярым комментаторам — гораздо легче возразить и ничего не делать, чем попробовать и получить результат!

Если, все же, вам интересно и вы захотите что-то «примерить» я рада помочь. Читайте и пробуйте.

Итак, от слов к делу. Статью еще не дописала, но она у меня уже внушительного размерчика.

Для затравки народный фольклор (не знаю, чье, честно скопировано на просторах интернета и подредактировано в культурную сторону).

Мужик рубит лес тупым топором. Ругается, что все так медленно и плохо получается. Ему все окружающие говорят: «Мужик, ты топор то подточи, работа быстрее пойдет.» А мужик им в ответ: «Отстаньте, я и так ничего не успеваю. Вот еще буду останавливаться, время тратить и точить топор.»

Может еще раз поясню, зачем нужно планирование?

Ответ на поверхности. Все вроде бы простые дела могут занять у вас достаточное время и даже «украсть» целый вечер и часть ночи. Особенно, если вы о них внезапно вспомните поздно вечером, так как уже забыли про эту мелочь, расслабились и просто бороздите просторы интернета. И тут-то неожиданно муж спросит: «А ты погладила рубашку на завтра?». Или завтра нужно раньше на работу прийти и с утра собрать, например, сумку в бассейн или обед сложить себе будет некогда. Вдруг вспомнив про это, спохватываешься. И вроде бы уже спать пора идти, а ты еще не доделал внезапно вспомнившееся. Должно быть, многим знакомо.

А видя весь план на день, подсознательно постарается всё успеть сделать. А когда человек достигает чего-то и сам осознает, что он молодец — у него вырабатывается нейромедиатор дофамин. Появляется дофаминовое подкрепление действий (кому интересно, погуглите, материалов много). И с каждым разом планы будут становиться все увереннее и смелее, чтобы получить еще больше удовольствия от их исполнения.

Самое главное для планирования — это выработать в себе привычку записывать и своевременно вносить изменения.

Можно следовать нескольким важным и несложным правилам при организации времени:

1. Анализируйте, на что у вас уходит основное время, и если есть желание и небходимость, минимизируйте временные затраты. Для начала прямо возьмите и распишите, сколько времени на что уходит, сделайте хронометраж нескольких дней. Это касается и работы, и домашних дел. Ищите поглотителей времени. Возможно, сюда попадут интернет-серфинг, соцсети, телевизор, телефон. Результат вас удивит — то, а что мы в действительности тратим время, может совершенно не совпадать с тем, что мы поставили себе в приоритет.

Какие выводы еще можно сделать из хронометража? Как нам можно спланировать дела таким образом, чтобы на их выполнение тратилось минимальное количество времени — например, определить один почтовый день для отправки посылок, а не ходить через день, прописать это в правилах. Отправляю посылки в день и время, когда на почте никого нет бывает. Либо планировать по принципу места — если я еду куда-то через центр города, по пути могу организовать встречу и заехать в магазин пополнить запасы материалов. Запараллелить процессы — это я часто использую в домашних делах. Прогулки в интересные места и поездки можно совмещать с фотосессиями для магазина. Вы на отдыхе, не спешите и можете потратить время на обдумывание композиции, сам процесс и получить удовольствие.

2. Правило 60/40. Написали план необходимых дел. Прикинули, за сколько сможете выполнить каждое дело. А теперь распределите его по дням, с учетом срочности, в пропорции по времени исполнения 60/40. 60% времени — это исполнение важных дел, 40% времени — резерв на чрезвычайные ситуации, задержки по времени, полезные времязаполнители и отдых.

Например, у вас в день 8 рабочих часов. Тогда 4ч 48 мин (можно не мелочиться и взять все 5 ч для круглого счета) вы планируете конкретную работу — шить заготовки, гладить, собирать посылки. И оставшиеся 3 часа — это ваш резерв, если из важных дел что-то задерживается — у вас есть запас времени, чтобы все успеть. Если важные дела связаны с перемещением по городу или переговорами, встречами с кем-либо, то лучше между делами из 60% важных запланированных вставлять куски времени «незаполненных важным» из 40%. В 40-% резервного времени могут быть включены не сложные дела, приятные — поискать материалы, полистать работы на Ярмарке Мастеров и коллекции посоставлять. Если у вас из важных дел, которые в 60% находятся что-то будет задерживаться (пробки никто не планирует, надеемся всегда без них успеть), гибкиое планирование с резервом времени позволит не тратить нервы и не растраиваться. Вы же заложили это время заранее, не заполняя его делами.

Правило 60/40 — это гибкое планирование с резервом времени, без жестких душащих рамок. У вас получится реальный объем дел, которые успеете выполнить без стресса.

3. Автоматизируйте. Если есть возможность сделать что-то автоматически — сделайте это. Оплатить коммунальные счета по интернету и не ждать в очереди, заказать что-то с доставкой. Сейчас уже можно записаться к врачу или документы поменять через многофункциональные центры. Ищите для себя возможности не тратить время в очередях. Лучше вы прогуляетесь по парку или просто по улице пешком до дома в это освободившееся время.

Я лично не пользовалась, но знакомая одна очень расхваливала сервис доставки продуктов одного сетевого магазина. Сказала, что фрукты были только со склада и свежие. Возможно, когда-нибудь воспользуюсь ее советом.

Совершенствуйте свои навыки работы в Word и Excel. Используйте «горячие сочетания клавиш», программы-помощницы по ведению бухгалтерии и прочее.

4. Находите время для физической активности. Спорт, танцы, например. Найдите такой спорт, который поднимает настроение или расслабляет вас. ВАЖНО! подъем настроения надо замерять после занятия, а не когда усталый с работы по дождю тащишься на это занятие. Бег разгружает мозг, плавание расслабляет мышцы и мозг, танцы — супер заряд настроения. Каждый может найти что-то для себя. Кому-то нравятся коллективные тренировки — пилатес, табата, йога...и т.п. Или в тренажерном зале, на велосипеде наедине с собой время провести. Или может у кого-то есть дети, с которыми на велосипеде/самокате можно покататься или собака, которая составит компанию в прогулке/пробежке. Но надо это время для занятий с собой тоже находить и обязательно вставлять важные дела. О вашем организме больше никто не позаботится кроме вас.

5. Может не всем подойдет, но я стараюсь не планировать ничего из работы на выходные. Это семейный отдых и вместе надо его придумывать разнообразным — театр, прогулки, общение с друзьями, даже уборка. Да, и обязательно отдых должен быть связан с каким-то активным действием. Если просто на диване пролежать все выходные — организм не отдохнет. Настоящий отдых — это не «ничегонеделанье», а смена деятельности.

6. Учитесь отказывать. Важно уметь говорить нет себе и людям. Что я потеряю, если откажусь, не схожу или не сделаю? Если вы расстраиваетесь, что чего-то не успеваете, не попадаете куда-то, спросите себя — будет ли это важно через год. Очень важно иногда себя сдерживать от необузданного желания охватить все и взвалить это все на свои хрупкие плечи.

7. Совмещение дел. Стройте свой маршрут перемещения дел так, чтобы по пути сделать максимальное количество дел. По пути с работы купить необходимые материалы, посетить выставку, встретиться с подругой в кафе, зайти на почту и на обратном пути купить продукты — вот так, примерно, может выглядеть маршрут.

Современная техника позволяет еще и домашние дела с успехом совмещать. Поставил стирку, за это время суп сварил, развесил стирку, в мультиварке каша готовится, погладил за это врремя. Мультиварка очень удобное изобретение. Каши, плов или запеканки-бисквиты печь легче легкого. Смешал, загрузил, поставил таймер. Почти как стирка в машинке :) В это время другим занимаешься.

Еще я обожаю Коллекции. Ведь в голове всего не удержишь.

Составляя план на неделю, мы переходим к планированию более мелких задач (типа стирки или шоппинга). По желанию можно создать дополнительный список. В моем примере — список покупок. В нем могут быть или не быть продукты или мелкие покупки, но он просто создан для тех товаров, которые легко забыть или для которых нужно попасть в особый магазин.

Также в коллекции можно включить:

  • материалы (цвета. коды и количество), заказы;
  • логины и пароли к сайтам;
  • идеи новых товаров, коллекций;
  • идеи статей, публикаций для блога;
  • список больших покупок и их стоимость;
  • список мелких покупок, о которых забываешь;
  • дела, которые нужно сделать, когда будешь там-то.

Еще несколько слов о моем любимом The Pocket Mod.

Им я пользуюсь так: работаю и вдруг вспоминаю или решаю, что нужно что то сделать, позвонить, спросить, пришить, да что угодно! Я отрываюсь на несколько секунд и записываю абы как, все, что в голове. Или звонит не важно кто и просит о чем-то — записала. В этот момент я не трачу время на вопросы: Что мне для этого нужно и нужно ли вообще. Просто записываю в виде списка в конце разворота. Под конец дня, я обхожу дом и записываю все, что вижу: помыть раковину, протереть зеркала, освежить тюль…

Просто запишите, а когда и где вы это будете делать, будете думать в планировщике.

Каждый день, вернее вечер, перед сном я смотрю план на следующий день, чтобы в голове уже схематично расписать его, представить и продумать, что еще можно успеть «по пути» сделать. Тут же просматриваю все «внезапнозаписанные дела» из Pocket Mod и долгосрочное планирование. Согласовываю и разношу по дням, что когда будет удобнее.

И помните — планирование это не кабала, а способ освободить себе время на заслуженный и грамотный отдых!

Приятные мелочи для тех кто дочитал до конца и любит планирование:

Календарь, чтобы осознать важность жизни и ничтожность проблем. Использование: слева в столбике находите свой возраст., сверху горизонтально количество прожитых недель вашего текущего возраста. Слева и вверх от этого квадратика все закрашиваете. Смотрим как немного нам осталось и радуемся каждому дню. Метод, теория «тысячи шариков», только на бумаге.

Я нашла много идей для своего планера в формате Bullet Jornal. Например:

Отслеживание привычек (Habits Tracker):

На месяц делаете табличку по горизонтали дни месяца (у меня, чтобы сразу на все месяцы подходило — без дней недели, без 2й строчки, как тут). Слева столбик — привычки. Пить витамины, писать блог, спорт, вставать рано, что угодно можно. У меня табличка пустая. Я могу себе в каждый месяц сама придумать и записать что хочу. Зачеркиваете и отслеживаете как у вас успехи.
Можно такой же сделать отслеживатель для сна.

Верхняя половина разворота — по горизонтали дни, по вертикали время. Закрашиваем сколько проспали.

Всем спасибо! Планируйте, успевайте и отдыхайте :)