О вышивке: греческой, шведской, итальянской

Крест - самый древний вид вышивки, распространенный во всем мире. Но проследить историю этого вида вышивки бывает зачастую довольно трудно, особенно в народных традициях. Одна из первых известных нам книг о вышивке крестом была издана в 1728 году в Аугсбурге Мартином Готфридом Крофиусом. Вышивки в ней в основном в виде простых незатейливых мотивов, подобных тем, что обычно приводятся в качестве образцов в современных пособиях по вышиванию. В Великобритании в XIX веке крест называли «вышивальным швом», да он и в наши дни продолжает ассоциироваться со стандартными образцами вышивки. В XVIII-XIX веках овладение навыками вышивки крестом было неотъемлемой частью воспитания девочек, сочетавшего обучение шитью с уроками правописания, арифметики или географии. Типичные образцы того времени: вышитые буквы, цифры и простые узоры в виде павлинов, львов, венцов, собак, цветов, птиц, деревьев, земляники и, конечно, девизы и нравоучительные стихи, напоминающие о неизбежности смерти и призывающие к смирению. Часто мотивами вышивок становились замки и другие строения, среди которых бывали школы и сиротские приюты. Вышивка крестом присутствует на таблицах умножения и картах, пользовавшихся большой популярностью в период с 1770 по 1820 года. Некоторые из них выполнены очень мелким крестом шелковыми нитями и повторяют контурные карты, перенесенные на белый атлас. В более ранних образцах крест нередко сочетается с другими видами вышивок. Более же поздние вышивки выполнены, как правило, крестом исключительно красными и зелеными шерстяными нитками по суровому полотну. В последнее время интерес к этому виду вышивки возродился, но, в отличие от старых времен, крестом сейчас вышивают в основном взрослые, зачастую использующие готовые наборы для вышивания.

Ассизский (итальянский) крест

Один из самых характерных способов вышивания крестом известен под названием «Ассизского креста». Эта техника основана на тесной связи вышивки с тканью, по которой она выполняется, поскольку фон для этих одноцветных узоров столь же важен, как и сами вышитые мотивы. Техника ведет происхождение из маленького городка Ассизи, расположенного в итальянской провинции Умбрия, по имени которого она и названа. В настоящее время в этой технике вышиваются простые одноцветные мотивы, контуры которых выполняются двусторонним швом вперед иголку черными или темно-коричневыми нитками, а фон заполняется стежками крестом синими или красными нитками. Первоначально вышивки выполнялись крестом жгутом или гобеленовым швом шелковыми нитями по льняным тканям, разреженным путем выдергивания нитей. С XVI века в композиции стали включать изображения, часто геральдического характера, которые вышивались парами, друг напротив друга, подобно узорам тканого шелка и резьбы по дереву. Такими вышивками украшали исключительно предметы церковного убранства, и к XIX веку эта техника пришла в упадок. Но с основанием нового государства Италии в 1861 году эта техника пережила второе рождение. С конца XIX века в Италии, как и в других странах, включая Великобританию, началось возрождение традиционных ремесел, что способствовало повышению интереса к рукоделию, а у бедных женщин появилась возможность содержать свои семьи благодаря регулярным заказам.

Для вышивания стали использовать хлопчатобумажные нитки, рисунки не располагали на ткани свободно, а вышивали по счету нитей. Мотивы заимствовали из старинных вышивок, а иногда и их сложных переплетенных узоров каменной или деревянной резьбы, украшавшей местные церкви, преобразуя их в более простые орнаменты в виде завитков. Самыми популярными были мотивы с птицами, приличествующие Св. Франциску. Новые узоры предназначались уже для украшения не предметов церковного убранства, а пользовавшихся большим спросом скатертей и салфеток, что продавались посетителям монастыря и туристам. Эта техника вышивки быстро завоевала популярность и распространилась по всей Европе и даже за океан. В начале XX века во Франции, Англии, Италии и Германии были изданы альбомы с иллюстрациями образцов вышивок, исполненных в технике Ассизского креста, для отделок каймы, угловых элементов и больших пространств. До 1930-х годов образцы, выполненные в самом Ассизи, помечались характерным символом - крестом Св. Франциска и гербом города, помещавшимися в правом углу.

Греческая вышивка

Вышивка крестом распространена во многих народных культурах, где она используется для украшения тканых изделий домашнего обихода. Вышивкой занимаются обычно девушки, собирающие свой сундук с приданым. В Греции, в отличие от Ассизи, вышивальщицы сочетают крест с другими техниками. В частности, используются шов «строчка», тамбурный шов, петельный шов, «елочка» и гладь, а также «рококо» (шов «узелки навивкой» / «французские узелки»). Жительницы островов выполняют одноцветные вышивки практически всегда красными нитками, за исключением разве что Крита, где иногда вышивальщицы вводят в рисунок темно-синий и темно-красный цвет. Но самые красивые вышивки красными нитями распространены на северных островах - Мелосе, Патмосе и Наксосе: цветочные и птичьи мотивы выполняются крестом нитками красного цвета, а контуры обшиваются зелеными нитками. На критских вышивках нередко можно наблюдать итальянское влияние, что совсем не удивительно, учитывая тот факт, что Крит находился под юрисдикцией Венеции с начала XIII века вплоть до 1669 года, когда остров завоевали турки. На Родосе для вышивки крестом используют толстые, не туго крученые шелковые нити, позволяющие создать волнистую, наподобие каракуля, поверхность, на которой различить отдельные стежки очень трудно. Шов крестом обычно исполняется в произвольном направлении, как по горизонтали, так и по вертикали, и часто сочетается со ступенчатой стежкой по диагонали. Лучшая ткань для такой вышивки - тяжелое льняное полотно, а мотивы могут выполняться как яркими кирпично-красными, так и зелеными нитями.

Популярные мотивы для вышивания включают парные листья (узор «король») и листья с цветами (узор «королева»), располагающиеся рядом с узором «король» или обрамляющие его. Эти мотивы особенно эффектно смотрятся на пологах кроватей, вышиваемых на Косе, - узоры «король» и «королева» там сочетаются с шестиугольными, ромбовидными и другими геометрическими рисунками, а свободное пространство заполняется множеством зверей, птиц, цветом, кораблей и других фигур самых разнообразных цветов, выполненных разными швами, включая и крест. Эти пологи напоминают итальянские пологи XVI века. Округлые по форме, они делаются из полос льняного полотна, зауживающихся кверху, и подвешиваются над кроватью за деревянное кольцо. Постельные пологи создают уют и интимную обстановку в однокомнатных домах. Самые изысканные образцы встречаются на Косе и Родосе, а поскольку кровать - главный предмет мебели любой спальни, они также несут декоративную нагрузку и одновременно свидетельствуют о статусе домовладельцев.

В числе других мотивов греческих вышивальщиц - пары зверей и птиц, двуглавые орлы и павлины. В некоторых вышивках пары птиц помещены по обеим сторонам от древа жизни, символично изображаемого в виде вазы с цветами. Этот мотив ведет свое происхождение, по всей вероятности, из Древней Месопотамии и попал на греческие острова из Византии и Персии. И все же яркие цвета вышивок - типичные для Крита - и богатство узоров объясняются, скорее всего, итальянским влиянием. Влиянию итальянских вышивок, без сомнения, обязан и популярный у местных вышивальщиц образ русалки о двух хвостах - согласно легенде Александр Македонский обрек свою сестру на жизнь в море с телом полурыбы. Наиболее интересные узоры используются для отделки традиционной одежды, однако, основное свое применение на греческих островах вышивка крестом находит в украшении домашнего текстиля и, в частности, наволочек для подушек и портьер.

Фрагмент постельного занавеса с острова Кос в Греции.

Вышивка геометрическими узорами, обрамленными звездами, выполнена на льняном полотне, которое нашито на основную ткань

Образец вышивки крестом по льняному полотну, выполненной коричневыми и розовыми шерстяными нитями.

На вышивке текст: «В знак любви 1811, М Поллард»

Шведская вышивка

Ряд самобытных видов крестьянской вышивки крестом встречается в южной и центральной Швеции. Интересными образцами вышивания и ткачества уже долгое время славится город Скейн, расположенный на юго-западе Швеции. Большинство местных вышивок XVIII - начала XIX веков - это иллюстрация библейских сюжетов, и на них часто встречаются примитивно исполненные изображения Адама и Евы. Подобные образы вышивались разноцветными нитками крестом и тамбурным швом по льняной или шерстяной основе. В числе других популярных мотивов - ангелы, львы, звезды, цветы, растения, тюльпаны и желуди. Некоторые мотивы часто вышивались в прямоугольных филенках в качестве каймы для предметов постельного белья. В Центральной Швеции распространено несколько видов вышивок крестом. Вышивка Delsbo отличается использованием мотивов из звезд и сердечек, выполненных в синих и красных тонах на белом льняном полотне. Обычно такие вышивки украшают скатерти, наволочки на подушки и такие мелкие детали одежды, как воротнички и манжеты. Похожие мотивы присутствуют в вышивках Jarvso, хотя выполняются они розовыми нитями на белом или неокрашенном полотне и часто дополняются меленькими кисточками из нитей. На восточном побережье в окрестностях порта Гавле распространена вышивка крестом, рисунок которой основан на повторении геометрического мотива, выполненного синими, белыми или розовыми нитками. В 1920-х и 1930-х годах наблюдался довольно большой интерес к крестьянским вышивкам, и многие из журналов тех времен, посвященных вышиванию, - в частности, «The Needlewoman» - пестрят статьями об их истории, узорах и технике исполнения. Шведские, Ассизские, испанские и балканские узоры были очень быстро приспособлены для украшения более скромных предметов - таких как подушки и столовое белье, и снабжены инструкциями, доступными для освоения любителями вышивания во многих странах.