Manolo Blahnik: обувь как искусство

Весь июнь в Эрмитаже будет экспонироваться ретроспективная выставка одного из самых ярких дизайнеров обуви Маноло Бланика.

Меня радует, что российские музеи всё чаще стали организовывать выставки, посвященные моде и ДПИ. Обувь ведь, по сути, очень утилитарный предмет. Но величайшие кутюрье мира, создавая свои шедевры, вдохновляются произведениями искусства и архитектуры.

Маноло Бланик всегда подчёркивает, что обувь он воспринимает в двух направлениях — как искусство и как функциональный предмет. Правильно подобранная обувь, как и одежда, помогает почувствовать себя привлекательнее и увереннее.

Маноло Бланик — перфекционист, и выставка охватывает больше четырёх десятилетий его профессиональной карьеры (с 1970-х до наших дней). Подготовка выставки началась в 2015 году, и сейчас на выставке представлено более 200 моделей туфель и 30 авторских рисунков самого маэстро.

Краткая биографическая справка: Маноло Бланик родился на Канарах в 1942 году. Отец его чех, а мать испанка. Отец хотел, чтобы Маноло стал дипломатом, и отправил его на учёбу в Женеву, откуда тот, отучившись всего семестр и бросив учёбу, переехал в Париж, где изучал искусство. В Париже Маноло понял, что хочет стать театральным художником и там же он познакомился с Паломой Пикассо.

В 1968 году Маноло переезжает в Лондон и в 1971 году Палома Пикассо устраивает ему встречу с главным издателем американского Vogue Дианой Вриланд, известной своими открытиями в мире моды (в частности, именно благодаря ей получил известность Баленсиага). Маноло принёс на встречу с Дианой большоё портфолио придуманных им декораций. Но Диане понравились рисунки, на которых была изображена туфля, обвивающая щиколотку плющом и вишнями. Диана Вриланд напутствовала Маноло Бланика: «Будь самоотвержен в своём деле и сделай несколько туфель. Делай то, что приносит тебе радость. Думай о туфлях как о произведении искусства».

И Бланик решил заняться дизайном обуви, тем более, что для этого было очень удачное время — наступила эра мини юбок и обувь стала играть очень заметную роль.

В 1972 году самый известный в то время дизайнер обуви Осси Кларк заказал Бланику дизайн обуви для своей коллекции, и с тех пор карьера Бланика пошла в гору.

В середине семидесятых Маноло Бланик вернул в моду узкую шпильку и тонкий каблук (stiletto).

С конца 70-х и поныне туфли Маноло Бланик делаются вручную в Италии в очень ограниченном количестве до 100 пар каждой модели. Эскизы рисует только лично сам дизайнер и он же контролирует производство. Фабрика расположена под Миланом. При этом художник живёт очень уединённо, увлекается садоводством, любит посещать музеи, считает мадридский Прадо одним из лучших музеев мира, увлекается искусством Древней Греции, обожает историю и культуру Росси и влюблён в Екатерину Великую, которую считает самой дальновидной и вдохновляющей женщиной в российской истории за её приглашение к русскому двору величайших художников и философов того времени.

Бланик считает себя ремесленником и всегда говорит о себе исключительно как об обувном мастере, который воспринимает обувь как произведение искусства и иногда считает обувь одушевленным предметом, имеющим свою собственную жизнь.

Выставка разделена на шесть тематических разделов, достаточно условных: «Сердце», «Гала», «Архитектура и искусство», «География», «Природа» и «Материалы».

Я сделала много фотографий, поэтому разделю всю информацию и фото и каждый из разделов представлю в отдельных публикациях, в которых почти не будет текста. Все фотографии сделаны через музейное антибликовое стекло.

Открывается выставка витриной с туфлей из коллекции 2017 года.

Туфля Josefa - Италия, весна-лето 2017 года. Телячья кожа, козья кожа, металл, пластик.

Эта туфля из коллекции «Природа». Она разобрана на составные части, и витрина позволяет буквально заглянуть в мастерскую Маноло Бланика и понаблюдать за процессом создания его знаменитой обуви. Специально для выставки эта туфля была разобрана на 57 составляющих частей, которые представлены в витрине рядом с подготовительными рисунками и макетами самого Маноло Бланика. И мы с вами можем воочию оценить всю сложность разработки модели — от наброска к технически безупречной конструкции.

Маэстро за разработкой концепции модели.

Эскиз Маноло Бланика с разработками и отрисовкой.

В заключении хочу спросить: достаточно ли большие фото или нужно увеличить?

Постараюсь фотографии по разделам выкладывать ежедневно.

Заключительная часть здесь>>