Мистические жуки-скарабеи — египетский символ возрождения

«Таинственный», «загадочный», «мистический» — обычно именно такими словами описывают Египет. Говоря о Египте, нельзя не упомянуть о священных жуках-скарабеях. Изображения жуков-скарабеев часто встречается в различных видах искусства (картины, скульптуры, украшения). Ни один художественный фильм о Египте не обходится без этих красивых и опасных существ.

Миниатюрные скульптурные фигурки священных жуков-скарабеев — интересное явление египетской культуры. Они появились в долине Нила в конце третьего тысячелетия до нашей эры и заняли важное место в культурной, административной и хозяйственной жизни Египта. Печати в форме скарабеев как знаки личной ответственности и личной собственности, амулеты-талисманы, ювелирные украшения, предназначенные для широких слоев египетского населения (от фараонов до простых крестьян), так или иначе, отражают события и целые эпохи египетской истории, взгляды египтян на мир, их религиозные представления и эстетические идеалы.

Скарабеи – это единственное в своем роде явление египетской культуры. При изготовлении печати в форме скарабея мастеру не обязательно опираться на опыт предшествующих поколений, на готовые образцы, он был свободен в своем творчестве. Само назначение скарабея – служить личным знаком - способствовало проявлению индивидуальных стремлений мастера.

Сама биологическая природа жука-скарабея, мистическая для египтян, появление весной молодых насекомых из увлажненной почвы, обусловила представление о нем как о символе возрождения. Шар из навоза, изготовляемый жуком для своего пропитания, ассоциировался с солнечным диском. Жук-скарабей назывался по-египетски «хепер», что означает «возникать, становиться». Акт «оттискивания печати», повторяемый бесконечное число раз, ассоциировался с «возникновением, становлением, размножением».

Наряду с печатями изготовлялись скарабеи, служившие амулетами. Наиболее распространенными среди них были «сердечные скарабеи». Чтобы обеспечить благополучное пребывание в загробном царстве, у покойного извлекали сердце и на его место помещали в мумию каменное сердце или амулет в виде скарабея, на основании которого был выгравирован текст главы «Книги мертвых». Особую группу составляли амулеты в виде скарабеев, которые обеспечивали защиту тому, кто его носит. Скарабеи украшались орнаментом, изображениями растений, животных, людей и богов, а также различными надписями. Необходимость передать на крошечном основании жука многообразие мира и сделать этот мир вечным заставляла мастера быть предельно лаконичным в выборе художественных приемов.

Художественное своеобразие скарабеев зависело от техники и времени изготовления. Самые ранние экземпляры были изготовлены из серебра. Самые редкие экземпляры были изготовлены из золота. Для изготовления скарабеев использовались различные материалы: стекло, драгоценные и полудрагоценные камни, природные минералы, кораллы Красного моря.

Красоту египетских печатей в образе таинственного жука ценили не только египтяне. Народы, жившие далеко от долины Нила, использовали египетских скарабеев как украшения, а также, в подражание Египту, изготовляли печати в виде жуков. Удивительно, но скарабеи были найдены во многих местах России: на Днепре, Дону, Волге и даже под Воронежем и Курском!Имея функциональное назначение – быть охранительной печатью, скарабеи становились в то же время произведениями высокого искусства, которые отражают оригинальность и неповторимость искусства Египта.

Присущие скарабеям изысканность, разнообразие материала, красота декора, совершенство исполнения сохраняют свое эстетическое воздействие и ныне, спустя три тысячи лет. Сегодня одним из самых распространенных египетских сувениров является талисман в форме жука скарабея. Такие талисманы выполняются в различных видах: статуэтки, кулоны, брелоки, кольца и ожерелья.

Для подготовки статьи были использованы материалы и фотографии из книги С.И. Ходжаш «Древнеегипетские скарабеи: каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики» — Москва, 1999., а также фотографии из моего личного архива.

С уважением, Ольга Лаврентьева, дизайнер и специалист по работе с мехом и кожей.