Основные советы при подготовке к рукодельной ярмарке на улице

Есть достаточно много информации на тему подготовки к ярмарке, в каждой статье собран опыт конкретного мастера, в каждой можно найти ценнейшую информацию, и все они дополняют другу друга. Так случилось, что прошлым летом наша Творческая Мастерская два месяца простояла в «Городе Мастеров» — рукодельной ярмарке в одном из городских парков. Соответственно, идей и опыта накопилось много, и мы тоже решили им поделиться. Ведь чем больше у новичка будет информации на эту тему, тем проще ему будет подготовиться и решиться на свою первую рукодельную ярмарку! Итак, без лишних слов приступим к делу...

Один из первых моментов, на который нужно обратить внимание — обеспечивает ли организатор выставки участников столами и стульями, и в каком количестве. Бывает так, что в стоимость участия входит только один стул, и если вы планируете стоять с помощником, нужно заранее продумать, на чём этот помощник будет сидеть.

На выставке-ярмарке, в которой мы принимали участие, организатор предоставлял столы, но иногда мастеров приходило так много, что все не помещались, поэтому наличие у нас собственного раскладного столика было как нельзя кстати. Если мебель придётся везти свою, то нужно позаботиться о том, чтобы она была максимально удобной — по возможности лёгкой, занимающей мало место и раскладной (и чтобы раскладывалась быстро и просто). Стол не должен быть слишком низким, чтобы покупателю не нужно было наклоняться над изделиями. Раскладной стул выбирайте сами — если планируете на нём долго сидеть, то лучше покупать со спинкой. Обычно организаторы требуют, чтобы у каждого участника была светлая или белая скатерть. Мы бы посоветовали подобрать скатерть в пол, чтобы под столом можно было разместить коробки / сумки / упаковочные материалы / термос с чаем :) Или даже две скатерти, чтобы их можно было безболезненно стирать, если ярмарка не однодневная :)

Как показал опыт, стол, к сожалению, не идеальный вариант для размещения изделий на продажу. В конце сезона мы поняли, что лучше было бы сконструировать какую-то стойку, чтобы все изделия были у покупателя перед глазами (и руками) — так намного лучше всё смотрится, и ваш «прилавок» больше бросается в глаза. А для того, чтобы в глаза бросалось именно то, что нужно...

Очень важно оптимально разместить все изделия на столе. В первую очередь (а иногда она и последняя) люди смотрят на то, что лежит ближе к ним. Тут уж решайте сами — то ли разместить на этих местах побольше недорогих изделий и взять количеством, то ли выложить поближе к народу свои самые главные шедевры :) Очень хорошо, если у вас будет большой ассортимент — чтобы покупателю было из чего выбрать и не создавалось впечатление, что приходится покупать что-то голубенького цвета просто потому, что нет такого же, но любимого синенького цвета :)

Стоечки / подставочки — приветствуются, так как позволяют размещать изделия в несколько ярусов, увеличивая площадь стола и привлекая внимание к работам, находящимся на дальней стороне стола. Если размер стола известен, то обязательно отрепетируйте раскладку дома, чтобы на месте не было неприятных неожиданностей.

Мы часто сталкивались с тем, что люди не понимают, на что смотрят, хотя все изделия у нас были подписаны. Отсюда вытекает ещё один важный нюанс.

С покупателями нужно общаться. И не только с покупателями, а вообще со всеми, кто задержался у вашего стола и с интересом рассматривает работы. Рядом с нами на ярмарке работали мама с дочкой со славянскими куколками-мотанками. Они просто потрясающе рассказывали о них, можно сказать, экскурсию по своему лотку проводили. Возле них всегда толпился народ, и соответственно, продажи потихоньку шли. Можно рассказывать о предназначении ваших изделий, истории их создания, используемых материалах, уникальных особенностях, вариантах для подарка ближним, невзначай можно сказать, что вы принимаете заказы на «такое же, только с перламутровыми пуговицами», и дать свою визитку. Кстати...

О визитках

Нам кажется, что визитки должны быть у каждого уважающего себя мастера. Они — неотъемлемая часть образа мастера и его фирменного стиля. И ещё — визитка должна быть такой, чтобы у человека не поднялась рука её выбросить. Мини-шедевр такой :) К сожалению, встречались визитки, написанные от руки на листочке, или распечатанные на обычной офисной бумаге. Ну товарищи, нельзя так! Давайте себя уважать. Если не хочется заказывать печать в специализированном учреждении, то можно запартнёриться с мастером скрапбукинга — они вам такие визитки наваяют, что не пожалеете! А кроме визиток ваш...

Фирменный стиль составят — оригинальная упаковка, бирочки на упаковках и изделиях, ваш собственный логотип (нанесённый везде, где только можно, в том числе и на маленькую сувенирную продукцию для подарка покупателям), интересное оформление стола, ценников, ваша одежда — в общем, тут фантазировать можно практически до бесконечности.

Но пока вернёмся к столу. Кроме собственно изделий и стопочки с визитками, на нём должны быть...

Ценники. И желательно не просто ценники, а что-то, содержащее кроме цены описание того, на что человек смотрит. Возможно, из чего изделие состоит, как им пользоваться и тому подобное.

Конечно же, вам и так придётся по десять раз объяснять, чем вы торгуете, и почему это столько стоит, но наличие минимальной информации об изделии поможет сориентироваться тем людям, которые, может, и хотели бы приобрести вашу работу, но стесняются спросить цену, потому что боятся, что она будет слишком велика, или что после этого продавец к ним прицепится и будет стараться уже наверняка вещь продать. Тут ещё один момент касательно общения...

Будьте готовы к критике — как конструктивной, так и деструктивной :) И, может быть, не только от покупателей, но и мастеров.

Удивлённые глаза после того, как вы сообщили цену (и хорошо, если только глаза, а то и вербальное выражение крайнего недовольства) и реплики о том, что чей-то там ребёнок такое делал на уроках труда в 5 классе. Возможно, стоит заранее продумать ответы на подобные вопросы и комментарии. И ещё один камень преткновения для многих мастеров...

Да, ваши изделия часто будут трогать / брать в руки / открывать / закрывать и совершать с ними прочие действия, заставляющие сердце каждого мастера болезненно сжиматься :) Как показал опыт, даже табличка в центре стола с просьбой не брать в руки изделия в обложках из ткани (у нас таковыми являлись блокноты и фотоальбомы), действия не возымеет. Возможно, имеет смысл отдать какое-то изделие «на растерзание» — сделать из него выставочную модель, если вид рукоделия это позволяет. Замечательно, конечно, если ваши изделия не боятся близкого и долго общения с потенциальными покупателями :) И при всём этом необходимо сохранять...

Благожелательный настрой — как в общении с мастерами, так и в общении с людьми «по ту сторону» прилавка. Даже если настроение на нуле, постарайтесь всё же подробно отвечать на вопросы, улыбаться и адекватно себя вести. Негатив, по возможности, обращайте в шутку. Постарайтесь хорошо выглядеть, несмотря на усталость, не отвечайте с набитым ртом (или ещё ужаснее, только что выпустив изо рта сигаретный дым). Ну, сами знаете всё это :) Также привлечь покупателей к вашему торговому месту смогут...

Лотереи / розыгрыши / распродажи.

Очень неплохая вещь, проверено! Если есть небольшая коробочка с надписью «Распродажа», то процентов восемьдесят проходящих мимо людей не смогут пройти мимо :)

У нас были небольшие лотерейки, для мальчиков и девочек отдельно — бумажные конвертики, в которых помещались подвески на шею с кулончиками из ракушек (в курортной местности живём всё таки :) В общем, многие мастера отмечают положительное влияние на продажи всякой «зазывающей» мелочёвки.

Когда проработали все нюансы, стоит максимально обезопасить себя от того, на что мы не можем повлиять. Это...

Погодные условия.

Раз уж речь идёт о ярмарках на улице, это ну очень важный фактор. Обязательно берите с собой тёплые кофточки на вечер или головные уборы в случае жары. Замечательно, если у вас будет возможность поставить над столом зонт. Это вообще спасение — и покупателям приятно постоять под ним при неблагоприятных погодных условиях, и изделия сохраннее будут, а то мало ли дождик там, палящее солнце или птичка пролетела.

Если не планируете брать зонт, на всякий случай подготовьте прозрачную плёнку на случай дождя, чтобы потом не было мучительно больно. Ещё здорово заранее протестировать свои изделия на предмет взаимодействия с окружающей средой :) Мы вот, например, с ужасом обнаружили, что на солнышке наши открыточки, заботливо помещённые в зип-пакеты (от пыли и залапываний) начали «потеть» изнутри. Правда, было страшно :) Ещё иногда очень мешает ветер. Казалось бы, он не сильный, но вот один порыв — и ваша красота полетела на пыльную тропинку или в траву. Не смертельно, конечно, но неприятно. Так что продумайте, как можно зафиксировать скатерть и сами изделия на столе, даже если кажется, что на улице полный штиль.

К чему ещё стоит подготовиться заранее, в том числе и морально :)

  • Конкуренты. Вполне возможно, что рядом будут стоять мастера с подобным видом рукоделия. Ну и что? Не нужно априори расстраиваться — подойдите хотя бы просто познакомиться, поболтать, пощупать, а там неизвестно до чего ещё ваше знакомство доведёт, может, скооперируетесь и магазин вместе откроете!
  • Хранение и транспортировка изделий — если ярмарка не однодневная, разузнайте, можно ли хранить изделия где-то на месте, если нет — хорошо продумайте их транспортировку. Заранее запаситесь коробочками и решите, как вы будете размещать в них свои шедевры.
  • Если ярмарка на целый день, будет неплохо придумать освещение своего стола, чтобы не зависеть от общего освещения (если оно вообще есть) и чтобы была возможность постоять подольше, приманивая покупателей, как мотыльков, на тёплый свет и красоту, им освещаемую :)

  • Привлечение внимания — постарайтесь сделать свой стол особенным — тут всё ограничено только фантазией! Может быть, над ним гордо будут реять флажки с вашим логотипом или развиваться воздушные шарики. Мы, например, на скатерти написали большими буквами «Ручная работа» — эта надпись «приманивала» покупателей не только к нашему столу, а вообще привлекала внимание к ярмарке.

  • Питание и прочие бытовые мелочи. С питанием вам решать — брать ли с собой «тормозок» или перекусить в ближайшей кафешке (на этот случай придётся найти помощника или подружиться с коллегами). Термос и водичка — вообще незаменимые вещи в любую погоду. Также пригодятся лёгкие перекусы — крекеры, орешки, сухофрукты.

Ещё важно разузнать, где ближайший туалет и опять таки решить, кто будет следить за торговлей во время вашего отсутствия.

И не забудьте взять с собой средство от комаров в летнее время!

И, конечно же, мелкие деньги на сдачу.

Вот все основные моменты, продумав которые вам не придётся расстраиваться на месте. А после первого пробного раза уже сами во всём разберётесь, и будете знать, как вам удобнее сделать :)

Очень надеемся, что наши советы вам пригодятся. Ничего не бойтесь, дерзайте, знакомьтесь, открывайте новые горизонты!

Удачи вам, дорогие коллеги!