Садка в печь: секреты успешного обжига
  • Рубрика: Материалы и инструменты
  • Виды творчества: Керамика

— Скажите, а вы молились, когда писали эту икону (на керамических изразцах)?

— Да! Особенно перед тем, как открыть печь!

(Из интервью с художником-фарфористом).

К нам в Школу Фарфора часто обращаются мастера за советами. Самая частая тема обращений — брак в обжиге. Черные точки. Непропеченый низ изделий. Остеклившаяся поверхность изделий, пузырьки и так далее.

Успех обжига складывается из многих факторов. В огромной степени он зависит от правильной садки в печь, то есть размещения изделий в пространстве печи, на полках.

Тема обширная, начнем.

1. Печь не нужно перегружать. Расстояние между изделиями должно быть от 0 до нескольких см, зависит от толщины/размера/геометрии изделий.
2. Мелкие неглазурованные изделия (бижутерию) допустимо обжигать без интервалов, навалом.
3. Глазурованные изделия более капризны, требуют соблюдения дистанции. От 0,5 см до 5-7 см, зависит от размера и толщины изделия.
4. Расстояние от изделий до нагревателей — не меньше 2-3х см (для бисквита), 8-10 см (глазурованные).
5. Лучше избегать одновременного обжига бисквитных и глазурованных изделий. Если все же обжигаете, бисквит ставьте в самый низ. Почему: глазурь парит, испарения поднимаются, бисквит может быть испорчен испаряющимся стеклом.
6. Если изделие глазуровано внутри, допустимо обжигать бисквит на той же полке. Если обжигаете бисквит рядом с глазурованным (снаружи) изделием, ждите с этой стороны оплавленной блестящей, как бы слегка глазурованной поверхности.

7. Минимальное число стоек в обжиге — 3 шт.
8. В маленьких печах (10-30 литров) многие используют самодельную, непромышленную лещадку. Это всегда рискованно! Рекомендуем разориться на комплект лещадок и стоек, это долгосрочное вложение, хорошая лещадка прослужит долго (если вы ее не зальете глазурью).
9. Самодельные полки изготавливают из ШВП, из пористой керамики. Такие лещадки пригодны только для очень маленьких легких изделий. Это же касается керамических бетонов. При обжиге на 1200 такая самодельная лещадка «плывет».
10. Бережем лещадку от взаимодействия с глазурью! Используем каолиновую замазку, или засыпку из корундового песка, или термостойкую вату.
11. Перед садкой глазурованных изделий убедитесь, что глазурь внизу изделия утоньшается, сходит на нет. Для этого ее нужно подрезать стеком под острым углом и еще и затереть влажной губкой. Это нужно для того, чтобы под воздействием t глазурь не потекла по изделию и не припеклась к лещадке. Это — конец и изделию, и лещадке.
12. Если глазурь все же попала на лещадку. Осматриваем место, руками не трогаем (можно порезаться!). В перчатках и защитных очках абразивным кругом круговыми движениями, не торопясь, зачищаем место аварии до основания!
13. Если не удается механически, можно сделать наждачным кругом с помощью болгарки или шлифмашинки (если большое поле). Шлифуйте с паузами, от перегрева лещадка может лопнуть! Шлифуйте в шахматном порядке (а не от и до). Лучше поручить это мужчинам.
14. Все новые изделия советуем обжигать сначала в бисквите и смотреть, как геометрия изделия меняется (или НЕ-) в обжиге. Изделие может повести, клюнуть. Есть к нагревателю прислонится глазурованное изделие, нагреватель придется менять!
15. Такое клюнувшее изделие может устроить завал в печи. В случае, если «виновник» глазурованный, все отправится в брак!
16. Особенно это относится к сложным изделиям, на ножках, лапках, скульптурам, вазам с тонкими талиями, светильникам, букетам.

17. Сложные изделия советуем спекать на бонзах. Бонза — заранее приготовленная, отлитая и отутиленная на 800 градусов фарфоровая лужица подходящего размера. Благодаря бонзе усадка будет равномерной, так как изделие будет усаживаться вместе с бонзой. Без бонзы сложное изделие может повести, порвать.
18. Если изделие тяжелое, смазывайте бонзу тонким слоем каолиновой замазки (чтобы бонза не припеклась к изделию).

Продолжение следует.

Удачных обжигов!