Карнаубский воск, восковая мастика, технология нанесения на деревянные поверхности

Всем доброго времени суток =)
Это статья скорее для коллег и особо интересующихся, чем для желающих приобрести/заказать гребень. Хотя, если есть желание побольше узнать о том, что происходит там - внутри мастерской, смело читайте! :)
За последние годы много раз люди спрашивали о том, что это за карнаубский воск такой? Коллеги - резчики по дереву, интересовались в частности как приготовить из него мастику, и как вообще наносить на дерево этот воск. И хотя, как мне кажется, информации на эту тему достаточно в интернете, ибо ныне карнаубский воск стал весьма популярен среди резчиков по дереву и не только, вопросы всё равно продолжают поступать. Поэтому считаю своим долгом освятить этот вопрос, чтобы любой интересующийся мог прочитать данную статью и получить всю необходимую информацию для начала работы и собственных экспериментов с карнаубским воском.

Воск

Воск - вещество, вырабатываемое пчелами и служащее им материалом для постройки сот.
Пчелы-труженицы обладают особыми воско­выми железами, расположенными на четырех последних брюшных полукольцах. Уже в 3-5-дневном возрасте они начинают выделять тонкий слой воска, но наибольшего развития восковые железы достигают у пче­лы в возрасте 12-18 дней, особенно при наличии в улье цветочной пыльцы и меда.
Натуральный пчелиный воск содержит углеводороды, органические кислоты, различные спирты и сложные эфиры. Всего в воске содержится 300 разных веществ. Поэтому воск очень широко используется в самых разных областях: художественных ремёслах (в том числе и в резьбе по дереву для отделки резных изделий и в качестве защитного покрытия), в медицине, косметике, пищевой промышленности.
Думаю, что многие, кто видел живьём пчелиный воск, замечали, что цвет его бывает разным, от очень светлого до тёмно-грязно жёлтого и вообще бурого. Цвет свежеизготовленных сот ближе к белому. Потом, по мере использования, происходит постепенное загрязнение сот продуктами жизнедеятельности пчёл. При этом процентное соотношение в них воска и этих самых продуктов жизнедеятельности меняется в сторону уменьшения в них воска. Больше всего воска содержится в свежих сотах (до 100%), меньше всего в тёмном воске от 60-40%.
Переходя к вопросу о карнаубском воске стоить отметить ещё один момент.
Все воски по своему происхождению делятся на животные, растительные и ископаемые. В нашем случае наибольший интерес и доступность представляют первые две группы.
Кстати, сам сравнительно недавно узнал, что воск оказывается не только пчёлы вырабатывают, но и растения. Как раз когда, услышал впервые о карнаубском воске и решил опробовать его в деле, тогда и узнал. Что это за карнаубские пчёлы такие, подумал я, и полез в интернет просветиться на тему. Так то вот, век живи, век учись! :)

Карнаубский воск

Карнаубский воск (бразильский воск, пальмовый воск) — воск из листьев пальмы Copernicia cerifera, произрастающей в северо-восточных штатах Бразилии Пиауи, Сеара и Риу-Гранди-ду-Норти.
В отличие от пчелиного воска, который уже при +35°C становится пластичным, а плавится при +62...+68 °С, карнаубский воск очень тугоплавкий. По сути, самый твёрдый и тугоплавкий. Его температура плавления находится в интервале от +83...+91 °С. Поэтому поставляют его обычно в виде жёлтых хлопьев.

Карнаубский воск, как и все остальные, обладает хорошей устойчивостью по отношению к воде. Однако, если сравнивать с пчелиным воском, то могу отметить также и его большую устойчивость к растворению в жирах и скипидаре. Сам лично пробовал растворять хлопья воска в льняном масле и различных растворителях, скипидаре в частности. При комнатной температуре процесс идёт с трудом: даже спустя сутки или более, мне так и не удалось дождаться, когда воск полностью растворится. Пчелиный же воск достаточно быстро растворяется в льняном масле даже при комнатной температуре, а при добавлении скипидара так и вообще, можно сразу мастику замесить.
Чтобы сделать карнаубский воск пригодным к нанесению на какие-либо поверхности его нужно расплавить. А для того, чтобы не плавить его каждый раз, а также для большего удобства и хорошего качества нанесения на деревянные поверхности, люди придумали делать так называемые восковые мастики. Состав этих мастик бывает разный. Кроме воска и жировой основы (масла растительного происхождения), они могут содержать также различные органические растворители, добавки улучшающие консистенцию и влияющие на некоторые свойства уже готового покрытия.
Наиболее простой и экологичный вариант - это мастика на основе воска и какого-либо высыхающего масла (льняного, конопляного, тунгового). У нас в России наиболее распространено и повсеместно доступно льняное масло. Именно этот вариант использую сам, т.к. вообще стараюсь свести к минимуму использование в работе какой-либо вредной химии. Тем более, что практика показывает - без огромного кол-ва всевозможных ядохимикатов, которые так нравятся использовать людям, можно обойтись в самых разных областях. Чего и вам желаю. =)
Внимание! Использование именно перечисленных выше масел очень важно. Подсолнечное масло использовать не стоит.

Приготовление мастики на основе карнаубского воска и льняного масла

1. Берём хлопья карнаубского воска, какую-либо чистую металлическую посудинку небольшого объёма, льняное масло, какую-нибудь металлическую или стеклянную емкость. Последняя должна плотно закрываться и быть такой, чтобы потом было удобно извлекать из неё мастику.

(сам использую для этого стеклянную банку от икры, она очень удобна и по объёму, и крышка на неё полиэтиленовая плотно одевается, и мастику удобно из неё брать)
2. Далее ставим мет. посудинку на конфорку, наливаем необходимое кол-во масла и начинаем нагревать. Нагревать до такой степени, чтобы от масла шёл дым не нужно. Достаточно нагреть его до температуры плавления воска.
Будьте особенно осторожны, если будете делать это на газовой плите. Разогретое масло не должно попадать на огонь, т.к. оно может воспламениться!
3. После того как масло нагрелось, засыпаем туда воск и размешиваем. Тут главное, не переборщить с воском. Когда делал свою первую мастику, так торопился получить результат, что не сделал никаких замеров и объёмов масла и воска. Поэтому порекомендовать какие-либо точные цифры не могу, однако общая рекомендация такова. Соотношение масла и воска должно быть ориентировочно 2:1.
Моя же поспешность привела к тому, что первую мастика пришлось переделывать. ;)
4. После расплавления воска, даём горячей смеси немного остыть и переливаем её в ёмкость для хранения мастики. Оставляем в открытом виде до застывания. После проверяем консистенцию. Полученная мастика не должна быть слишком жидкой или очень плотной. В зависимости от полученного и желаемого результата, мастику вы можете, без особых трудностей, вновь расплавить и добавить масла или воска.
После остывания и застывания. Получается должна получиться эдакая масляная паста средней густоты, цветом от светло-жёлтого до коричневатого цвета, в зависимости от степени очистки исходных компонентов.

Со временем мастика станет немного плотнее и покроется плёночкой, даже в закрытой банке. Это не страшно. Просто при каждом использовании, отделяйте эту плёнку, а по окончании вновь прикрывайте ею мастику, тщательно прилепив её к поверхности. Она будет защищать мастику от дальнейшего высыхания.
При приготовлении, также можно добавлять в горячее масло и некоторое количество других восков, в том числе и пчелиный воск. В общем, тут есть поле для экспериментов. Так что дерзайте! =)
Нанесение мастики на деревянные поверхности

1. До нанесения мастики, поверхность изделия из дерева должна быть тщательно отшлифована и очищена от пыли, грязи и всяких мелких посторонних частиц.
2. Для нанесения восковой мастики можно использовать: чистую х/б тряпочку, кисти или щётки с натуральной щетиной. Обычно использую тряпочку. Макаем тряпочку в мастику как можно равномернее размазываем мастику по поверхности изделия. Затем необходимо удалить излишки. Это нужно сделать обязательно, если хотите получить ровное и красивое покрытие. Для этой цели можно использовать кисть или щётку с натуральной щетиной.
Для нанесения мастики использую такие вот нехитрые вещиы :)

Важно! Чем ровнее и тоньше будет слой, тем лучше.
Удалите все видимые волосинки, ворсинки и мусор, если они попадут на поверхность в процессе нанесения мастики. Потом, когда воск застынет, сделать это без ущерба для полученного покрытия уже не удастся.
3. Затем убираем изделие в чистое сухое место, изолированное от пыли и попадания туда любопытных лиц и шаловливых рук ;) Оставляем сохнуть. Сохнуть такое покрытие может до суток и более. Это может зависеть и от особенностей вашей мастики, и от того делалась ли, к примеру, масляная пропитка перед нанесением воска.
4. После высыхания образуется достаточно твёрдое матовое покрытие. Для получения окончательного результата нужно пройтись по всем поверхностям изделия щёткой с натуральной щетиной. Движения должны быть с умеренным нажимом и подобны движениям щётки при чистке обуви.
В результате получается очень ровное и естественно выглядящее прозрачное покрытие, с умеренным мягким блеском, которое отлично защищает изделие от воздействия влаги и загрязнения, подчёркивает красоту текстуры и рисунок годичных колец дерева, делает цвет более насыщенным, позволяет сохранить ощущение "живого" дерева (тактильные ощущения сопоставимы с теми, когда держишь в руках ничем не покрытое, но хорошо отшлифованное дерево).
Примечания.
Из моего личного опыта.


В зависимости от состава мастики и того делалась ли масляная пропитка перед её нанесением, высыхание может проходить по разному. Например, при использовании одной из моих мастик, после высыхания поверхность получалась шероховатой. Финальное натирание щёткой не давало хорошего эффекта. В этом случае финальное разравнивание воска делал с помощью фетра.

Для удаления излишков и выравнивания воскового слоя можно также нагревать строительным феном поверхность и разравнивать с помощью ветоши. Но для тонких резных работ сложной конфигурации, этот метод, мне кажется не очень удобным.
Покрытие на основе только пчелиного воска обладает меньшей устойчивостью к истиранию, сильнее пылится и грязнится. а также обладает ещё одним неприятным свойством. При попадании капель воды на поверхность изделия, после их высыхания остаются белые мутные пятна. Удалить их можно лишь повторным нанесением воска. В этом отношении мастика на основе карнаубского воска дает значительно более устойчивое твёрдое покрытие и при попадании капель воды никаких неприятных эффектов не наблюдается.
Если хотите получить наиболее экологичный вариант мастки, то используйте пищевое льняное масло. Особенно это важно, если вы будете покрывать какую-нибудь посуду, которая будет использоваться на кухне. Льняная олифа так или иначе содержит добавки, которые, к тому же, почему-то никогда и никак не обозначены на упаковке.

Уважаемы резчики-профессионалы и опытные любители. Описанная ниже технология получения мастики и её нанесение, основаны как на общей информации представленной в интернете, так и во многом на личном уже опыте. Однако приветствуются конструктивные замечания и дополнения, и информация основанная на вашем личном опыте.
В этом посте рассказал все основные моменты о карнаубском воске, мастике на его основе и о том, как наносить этот воск на деревянные поверхности. Даже, наверное, слишком много и подробно. Остальное - уже нюансы, подвохи практики, ваш личный опыт и мои секреты. ;) Есть ещё целый ряд задумок на тему изготовления мастики и её нанесения. Естественно, как и большинство мастеров всех секретов и нюансов используемых технологий не раскрываю. Отчасти потому, что они не во всем так хороши как мне бы того хотелось и требуют доработки, отчасти потому, что будет куда лучше, если многие нюансы, рецепты, идеи и технологии придут к вам, путём наблюдений, экспериментов и получения в итоге вашего бесценного личного опыта.
Всем желаю удачи, свежих идей, творческого цветения =)
С вами был Алекс Дхармари.
До новых встреч.