Как мы отмечали Новый год в СССР

Неповторимое ощущение волшебной сказки с ароматами пирогов, мандаринов и хвои, «Голубой огонек» глубокой ночью, веселые походы с бабушкой и дедушкой на Кремлевскую Ёлку, и, конечно же, мега-подарок от Деда Мороза — все это было в моем счастливом детстве. Давайте вспомним?

Важнее, чем день рожденья

Я, как и каждый ребенок в СССР осознавала, что Новый год — это самый главный праздник в году, главнее даже, чем день рождения, 1 и 9 мая или 7 ноября. Поэтому готовиться к нему мы начинали задолго. Нужно было разучить стихи про Новый год, придумать и подготовить «сценки», разукрасить дом (в особенности — окна), самодельными гирляндами и снежинками (сколько ножниц — столько и вариантов!), решить, кем быть на утреннике — Снежинкой или Волшебницей, написать поздравительные открытки всем родственникам, раздобыть в Союзпечати бенгальских огней и хлопушек, сделать своими руками поделки родным. Хлопот невпроворот.

Родители в то же время проходили еще один занимательный квест — «Достань все к Новому году!». Нередко в этом задействовали и нас, детей. Ведь вожделенного зеленого горошка, знаменитых балтийских шпрот и майонеза для «Оливье» в СССР на всех не хватало. Этот дефицит «выбрасывали» в магазинах накануне праздника, и советским людям приходилось перемещаться из одной очереди в другую. Вот тут-то и приходил на выручку ребенок, которого можно было поставить «держать место», и ринуться за новым дефицитом. Но все мы — и пионеры и пенсионеры — были упорны: ведь новогодний стол обязан был быть изобильным и щедрым.

Какая прелесть — эта ваша заливная рыба!
Наверное, Новый год эпохи СССР отчетливо врезался в память еще и потому, что именно в этот праздник можно было попробовать то, что редко было доступным в повседневной жизни. Финский сервелат, консервированные ананасы и крабы, красная (иногда — и черная) икра, лимонные дольки в жестяных коробках — все это запасалось чуть ли не с лета. И каждый, даже самый избалованный ребенок, знал, что некоторые баночки из холодильника доставать нельзя — они «на Новый год». Зато в праздник глаза разбегались от изобилия. Что характерно — в те годы никто и слыхом не слыхал ни о каком специальном детском столе — даже самые маленькие уплетали все жареное-мучное-острое-соленое-перченое наравне со взрослыми. И никаких аллергий и прочих нежелательных последствий. Загадка эпохи.

Отдельное слово об апельсинах и мандаринах. На них не накидывались сразу — сначала любовались ароматным чудом, иногда вешали на елку как украшение, а кожуру потом не выбрасывали — высушивали. Ведь она продолжала пахнуть Новым годом, и, кстати, пользовалась популярностью как натуральная отдушка в бельевых шкафах, и как средство от моли. Цитрусовые везли в Союз к Новому году из Марокко, Египта и Израиля, но в мизерных количествах; за ними даже в Москве нужно было отстоять здоровенную очередь. Еще на протяжении всей зимы апельсины-мандарины можно было купить на рынке у бойких абхазов, но стоили они дорого.

Веселье новогоднее припомнили сегодня мы.

Наша семья, как и другие советские семьи, отмечала праздник дома — в большой или ОЧЕНЬ большой компании. За столом непременно оказывались ближайшие родственники, друзья семьи, коллеги по работе родителей, и, как розочка на торте — любимые соседи, которых можно было специально не звать, они приходили сами. Для детей это было незабываемо. Ведь все вращалось вокруг нас: гости непременно приносили ребенку небольшие подарочки, аплодировали песенкам про Деда Мороза, участвовали в сценках, которые разыгрывались перед елкой.

И самое главное — в эту ночь можно было НЕ СПАТЬ на законных основаниях! Позволено было не отправляться в постель до боя курантов, услышать поздравления дорогого Леонида Ильича, и посмотреть «Голубой огонек»» — сколько высидишь. Кстати, почтальон Печкин не покривил душой: телевизор и вправду был лучшим украшением новогоднего стола, а программы приятно изумляли неискушенного советского зрителя. Совсем глубокой ночью, примерно в 2-3 часа, можно было увидеть и вовсе необычайное — концерт иностранных звезд! Но мы, дети, до такого времени, конечно, не досиживали — сказывался режим, от которого не мог отвертеться ни один советский ребенок. Зато утром первого января наступало наше время: по всем двум каналам шли мультики, детские фильмы и спектакли. Поэтому, пока взрослые отсыпались, нам было чем себя занять.

Еще один кульминационный момент первого января – нахождение подарка под елкой. Кстати, несмотря на моду 70-х на искусственные елки, мои родители с упорством продолжали приносить настоящие елочки с базара. Их устанавливали в ведро с песком, и они запросто могли простоять так, не осыпаясь, пару-тройку месяцев. Одна из елок дожила до майских праздников, распушилась и пустила корни — пришлось отдавать для высадки знакомым на дачу. Еще одна загадка советской действительности.

Одного ребенка родители не забрали с Кремлевской елки и…

Родителям было не разгуляться — 2 января им предстояло вновь выходить на работу, а вот у нас наступали долгие каникулы. Было много всего веселого: и заливка снежных крепостей во дворе из дворницкого шланга, и катание с крутых горок в парке без сопровождения взрослых, и прыжки с гаражей в сугроб, и снежки почти на проезжей части. Любой современный родитель получил бы сердечный приступ при виде подобного. Но мы были неуязвимы, бодры и веселы, как щеглы.

А самым главным событием, конечно же, становился поход на новогоднюю Ёлку. Обычно билеты на нее распространяли профкомы на работе у взрослых - либо вообще бесплатно, либо за символическую плату. Мало того, что детей радовали интересным представлением, так еще и дарили «сладкий» подарок — в форме сундучков, книжек или пятиконечной звезды. Такие коробки до сих пор хранятся у меня на антресолях.

Мне везло — пару лет подряд я бывала в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, на самой главной Ёлке страны. Говорили, что там не только лучшие представления, но и лучшие продуктовые наборы. Но мы, дети, об этом, равно как и о статусности данного мероприятия, конечно, не задумывались: больше занимало огромное скопление школьников из всего Союза, порой в самых экзотических национальных костюмах. А вот круг, по которому после представления водили детей, и родители, которые нервно выхватывали своих чад из толпы, слегка напрягали. Как выяснилось позже — не меня одну: данный ритуал послужил богатым поводом для народного мифотворчества. Много позже я прочитала страшилку о том, как мальчика потеряли на Соборной площади в Кремле и… Но это, конечно же, только городские легенды — ни один ребенок после Кремлевской Ёлки не был утерян.

А как отмечали свой Новый год в СССР вы? Какие забавные и трогательные обычаи вам запомнились?

Удачи вам, Нового года, хороших продаж и нескучных праздников!