Строим композицию фото

Рассматривая фотографии работ мастеров, я заметила, что многим трудно выстроить композицию фото (да, да, кто о чём, а я опять о композиции).

А может быть они просто не задумываются над композицией вообще?

Вот о том, нужна ли она, и какой должна быть,мне и хотелось бы поговорить с вами сегодня.

Для начала я решила собрать простейший натюрморт, сфотографировать его, и на примере одного лишь этого натюрморта показать вам, как будет меняться композиция в зависимости от того, какую задачу я буду перед собой ставить и как я буду расставлять приоритеты.

Это поможет вам не только правильно размещать предметы на фото, но так же с лёгкостью находить композицию в листе при рисовании или составлении коллажа.

Вот таким было моё исходное фото. Я специально оставила большие поля с фоном, чтобы у меня было больше возможностей для манёвра.

Для того, чтобы фото выглядело опрятно, а так же для того, чтобы предметы не казались слишком маленькими на большом поле, фото надо обрезать. Как?

Первое правило: не срезайте поля слишком близко к предметам, запечатлённым на фото.

Если вы это сделаете, то предметы будут упираться в края изображения. Им будет тесно.

Они станут при этом непропорционально большими по отношению к фону , и будут «задыхаться» внутри ограниченного пространства.

Самая плохая ситуация бывает тогда, когда у вас совсем не остаётся места внизу — нет входа в картину. Кажется, что предметы просто сползли вниз — надеюсь, вы это почувствуете.

Давайте попробуем отступить от краёв предметов во все стороны одинаковое расстояние. Вы сразу почувствуете, что ситуация начала меняться к лучшему.

И всё таки сохраняется ощущение того, что в нижней части натюрморта места для горизонтальной поверхности, на которой стоят предметы, маловато.

Итак, правило второе : перед натюрмортом (в нижней части листа) свободного пространства должно остаться несколько больше, чем вверху, справа и слева.

Вот так будет выглядеть типовая хорошо организованная композиция в листе.

Ещё один важный момент для рисунка или фото : как расположить их — горизонтально или вертикально.

И это зависит от самой композиции.

Необходимо сопоставить два её размера — ширину и высоту, и оценить какой размер больше. Если больше горизонтальный размер, то и фото располагаем горизонтально. Если больше вертикальный, то вертикально.

В нашем случае вертикальный и горизонтальный размеры композиции мало отличаются. Поэтому фотографировать её можно было по-разному.

Но хочу обратить ваше внимание на то, что если в композиции преобладают вертикальные предметы, либо вы намеренно хотите подчеркнуть это, то располагайте фото вертикально. И наоборот.

Сравните два следующих фото. На первом хорошо читается горизонтальный ряд чередующихся предметов. Во-втором же подчеркнута вертикаль красной бутыли, поддержанная синей бутылью и остроконечной крышей прозрачного домика.

Какая ориентация фото вам больше понравилась? Здесь нет правильного и неправильного ответа — всё зависит от того, какая поставлена задача.

А теперь давайте задумаемся о том, что в этой композиции является композиционным центром (доминантой) — главным предметом композиции, который в первую очередь привлекает наше внимание.

Без сомнения это высокая красная бутыль. Своим цветом и размером она первой бросается в глаза.

А возможно ли сделать центром композиции другой предмет?

Конечно! Для этого надо поработать с перемещением композиции внутри листа.

Например, мы можем немного приблизить горлышко красной бутыли к верхней кромке (лишив её тем самым первенства) и передвинув в центр листа прозрачный домик.

Что стало доминантой в этом случае? Домик? Скорее даже ягоды в домике. При этом красная бутыль не перестала быть красной и не перестала быть самым большим предметом в композиции.

Итак, правило третье — если вы хотите, чтобы доминанта доминировала, не приближайте её близко к краям, и тем более, не срезайте её части. А если вы наоборот хотите привлечь внимание к какому-то другому предмету, то разместите его ближе к центру, оставьте перед ним бОльшее пространство. А остальные предметы безжалостно отодвигайте от центра и даже обрезайте их смело :)

А теперь давайте попробуем сделать главным предметом композиции синюю бутыль. Возможно ли это?

Давайте передвинем её в центр листа.

Да, так синяя бутылочка претендует на первенство, НО! мы создали очень напряженную композицию, так как с синей бутылью несколько спорит прозрачный домик с ягодами. Наш взгляд переходит с одного предмета на другой и не может выделить главный.

Если же мы сориентируем композицию вертикально, то тем самым придадим силы вертикальной синей бутылочке. И теперь её главенство не будет вызывать сомнений.

И даже при перемещении синей бутыли вправо от центра, и при включении в композицию красной бутыли в полный рост, доминантой остаётся именно синяя бутыль. Почему? В этом случае синяя бутыль привлекает наше внимание насыщенным цветом, отличающимся от окружения, и тёмностью, если так можно сказать.

Теперь поставим себе ещё более трудную задачу — сделать центром композиции прозрачную вазочку с веточками.

Почему задача трудна? Ваза лишена цвета. Она имеет не слишком большой и не слишком маленький размер, что могло бы привлечь к ней внимание. Она находится на периферии композиции, и перекрыта другими предметами.

И тем не менее мы попробуем сделать её доминантой.

Максимально сохраним с правой стороны белое поле фона, а саму вазу немного передвинем левее центра, чтобы она собой как бы «отодвинула» все остальные предметы на периферию.

Получилось ли у нас сделать вазу главной на этом фото? Не вполне — синяя бутыль всё ещё привлекает наше внимание.

И все-таки первой мы замечаем вазу, а уже потом взгляд перемещается на синюю бутылочку. Композиция напряжена.

Хорошо это или плохо? Может быть и хорошо, и плохо, в зависимости от задачи!

Если же мы ещё сильнее переместим все предметы влево, да так, что часть предметов «соскочит» с листа, то нашу задачу превращения вазы — Золушки в принцессу можно считать выполненной.

Так же можно попробовать сделать композиционным центром синюю чашку. Это возможно, но композиция при этом перестаёт быть сколько-нибудь интересной.

Как ни странно, доминантой можно сделать даже малозаметную синюю кружку на заднем плане. О выразительности самой композиции при этом я промолчу.

Как вы видите, всё в наших руках. Мы можем привлечь внимание к какому-то предмету. А можем при необходимости от чего-то наоборот его отвлечь.

Мне хотелось, чтобы эта публикация заставила вас задуматься о том, правильно ли мы составляем композицию, фотографируя наши работы. Ведь, как известно, успешность работ, представленных на продажу в интернет-пространстве, процентов на 80 зависит от фото. Относитесь пожалуйста к этому серьёзно :)

Сегодня мы с вами рассмотрели общие правила создания композиции в листе. А вот в следующий раз я планирую серию фото- примеров с подбором фона и антуража для вашей работы.

Благодарю вас за внимание. Надеюсь, вам всё было понятно :)

С уважением Вероника.