Интервью с победителем в номинации «Работа года 2017» Ириной Паньковской
  • Рубрика: Интервью
  • Виды творчества: 

Сказочные мотивы, яркие, светящиеся изнутри краски, простые, знакомые сюжеты и детали, которые можно рассматривать бесконечно — керамическое творчество Ирины Паньковской вызывает искреннюю улыбку. Познакомившись с Ириной ближе, ты понимаешь, почему. Ее работы передают тот самый позитив, который закладывается автором. Добрая и теплая керамика будто действительно вышла из самых лучших цветных снов.

В нашем интервью Ирина, которая теперь носит почетный титул автора работы года 2017 на Ярмарке Мастеров, поделится своим взглядом на талант, самым ценным советом в жизни и расскажет о самой большой творческой удаче.


— Ирина, Вы — настоящий художник и по призванию, и по профессии. Но мы знаем, что начинали Вы как студент факультета Художественной обработки металла. Как же Вы пришли к керамике? Есть ли место металлу в Вашем нынешнем творчестве?
— Спасибо большое, мне приятна ваша высокая оценка. Мой путь к керамике был тернист и долог. По пути я искала материал для самовыражения и перепробовала очень много и специальностей, и материалов. Занималась и ювелиркой, и стеклом, и текстильным дизайном, и коваными изделиями, но ничего не вдохновляло. А внутри был целый мир, которым непременно хотелось делиться с людьми. Долгое время я занималась иллюстрацией и графикой. И в керамику я попала совершенно случайно, хотя теперь понимаю, что случайностей не бывает.

Меня познакомили с Татьяной Бригадировой, я попала к ней в мастерскую. Там мой мир перевернулся и я просто пропала среди всей этой керамической красоты. На тот момент я еще не понимала, что и как я хочу сделать. Но все, чему я училась до этого, некий синтез знаний и умений, воплотилось в моих работах. И, конечно же, металл присутствует на моих работах. Моя техника в керамике напоминает перегородчатую эмаль. Именно ей я обучалась в Абрамцево, а Строгановка научила проектированию. И вот, когда материал был найден, все это вместе вылилось в такую авторскую технику. Многие спрашивают, какое у нее название. Честно, пока затрудняюсь ответить. Но в народе витает название «Роспись Паньковская».

Еще часто спрашивают, почему название моего магазина на Ярмарке Мастеров «Цветные Cны». Оно очень созвучно с моим творчеством и напрямую связано со снами. Я часто вижу во сне какие-то новые формы, иногда готовые работы, чаще сюжеты. Всегда мои сны очень насыщенные и красочные. И название само как-то придумалось, как будто ждало меня :)


— Все Ваши работы жизнерадостные и яркие! Дело обстояло так всегда? Какое место в Вашей жизни занимает цвет?
— Вы знаете, цвет всегда играл большую роль в моей жизни. Я с детства любила именно яркие и красочные иллюстрации, декорации, одежду. Мне всегда интересно работать с цветом, создавать какие-то новые сочетания. Иногда устаю, и тогда занимаюсь своей любимой графикой, но быстро начинаю скучать по цвету и возвращаюсь к нему вновь и вновь.


— Вашему магазину на Ярмарке Мастеров уже более восьми лет. А помните ли Вы свою первую продажу здесь? Какая из проданных работ запомнилась Вам больше всего и почему?
— Конечно, помню! Это были парные колокольчики, и когда они продались за несколько дней, я поняла: «Вот оно, мое дело!», — пришло вдруг ясное осознание. Вы знаете, у меня такие заказчики щедрые на идеи, и я им очень благодарна. Поэтому каждый заказ для меня очень важен.


— Расскажите нам о керамическом сервизе «Подсолнухи», который стал Работой 2017 года на Ярмарке Мастеров и принес вам также отметку «Handmade in Russia». Поздравляем ещё раз!
Как Вы над ним работали: был ли эскиз, сколько времени ушло на создание? Все ли предметы получились такими, как задумывалось сразу или в процессе что-то менялось? В чем кроется главная сложность создания такой гармоничной композиции?
— Как раз именно эту работу я считаю своей большой удачей! На создание набора ушел примерно год. Все вещи создавались отдельно, но я все-таки стремилась создать гармоничную композицию и, думаю, мне это удалось. Вдохновила меня, опять же, заказчица, — она захотела кофейный набор, потом чайный, потом вазу, в конце тарелку. И так мы потихоньку собирали этот набор. Она очень любит подсолнухи и эта любовь у нас с ней взаимна, может, поэтому мы и были на одной волне. И то, что она дала мне как художнику полную свободу, тоже сыграло свою роль. Это для меня лично важная составляющая всего процесса.

Эскизы я делала схематично. Я как-то сразу увидела образ в голове и сразу его воплотила. Так что этот сервиз появился благодаря свободе и любви. И с Ингой мы в итоге стали хорошими друзьями. И она не раз меня вдохновляла на что-то новое. Сложности именно в этой работе никакой не было. Получилось все прекрасно и очень легко.


— Наблюдали за реакцией пользователей, когда сервиз стал работой дня? Следили за голосованием? :) Расскажите о своих ощущениях!
— Конечно! Это очень волнительно было для меня. Мне важна обратная связь от покупателей и поклонников. Я очень уважаю свой зрительный зал, ведь благодаря ему я расту, учусь и творю.


— Как автор лучшей работы 2017 года Вы получили замечательные подарки — парогенератор с утюгом, гладильную доску-трансформер и эко-пылесос. Они Вам понравились? Вы уже успели испытать их в деле?
— Спасибо большое за чудесные подарки. Они замечательные, я все уже использую! Очень удобная доска для глажки, одинаково хорошо на ней гладить и мелкие вещи, и очень большие объемы. Утюг дает мощный пар и гладится все гораздо быстрее. Пылесос очень легкий, для меня это очень важно. А после его использования очень свежо в доме.

— Учить или учиться, и почему?
— Я всю жизнь, сколько себя помню, чему-то училась. И познавать что-то новое для меня как воздух. Я от природы очень любознательная и любопытная, люблю докапываться до сути вопроса. Преподавать я стала сравнительно недавно и, если честно, опыта еще совсем немного. Я стараюсь объяснять все доступным языком, чтобы ученик меня понимал и был со мной на одной волне. Если есть какие-то ошибки, то после урока я анализирую их и в будущем стараюсь исправить. Общение с учениками вносит свежую струю в мое творчество — это новые идеи, разговоры, проекты. Очень много можно узнать за одно занятие, оно даже может изменить жизнь — и мою, и того человека, который ко мне пришел. Это некое таинство! Мне нравится и учиться, и учить.


— Насколько мы себе представляем, для изготовления керамики нужна довольно большая студия, в которой есть свободное место для лепки, сушки, обжига и хранения изделий и материалов. Проведите для нас виртуальную экскурсию по «святая святых» — Вашей мастерской.
— Я долгое время работала дома. На маленькой кухне в съемной квартире. Там был мой Керамический мир. Но полгода назад я вернулась в свой родной город Киржач, и теперь здесь у меня есть возможность иметь настоящую мастерскую. Это первая серьезная мастерская, я старалась сделать и обустроить все там с большой любовью. Но, в первую очередь, было важно, чтобы она была удобной, светлой и функциональной. А что самое замечательное, печи теперь у меня стоят отдельно, в другом помещении — это немаловажно. И появилась большая печь, что дает еще больше возможностей для творчества.


— Сколько часов в день вы выделяете на творчество? Наверняка у Вас есть свои секреты тайм-менеджмента, поделитесь ими с читателями.
— Я стараюсь работать каждый день. Если не получается сходить в мастерскую, я рисую эскизы или делаю акварельные работы. А так я работаю обычно с десяти утра и до шести вечера каждый день, кроме воскресенья. Один день в неделю я посвящаю дуракавалянию, как я это называю. Смотрю фильмы, гуляю, читаю книги и встречаюсь с друзьями.

Планирование работы всегда вызывало у меня затруднения. Я — человек, который живет сегодняшним днем, и планировать, что будет через год или месяц, затруднительно. Максимум на неделю. Если есть конкретная дата выставки, например, то, конечно, я расставляю приоритеты в заказах и уделяю больше времени именно ей. А так нет никаких секретов. У меня часто бывают какие-то спонтанные или даже стихийные заказы, путешествия, очень интересные встречи, и я опять расставляю приоритеты и анализирую, что мне надо, а что может подождать.

— Какой час из двадцати четырех Вами особенно любим?
— Я люблю светлую часть дня. Люблю работать пока светло. Живой свет, солнышко меня сильно заряжают. Ночью и в темноте совершенно некомфортно себя чувствую.


— Захватывает ли Вас соперничество с кем-то или же вы равнодушны к этому?
— Абсолютно равнодушна. Никогда не любила конкурсы или соревнования!

— Кем из великих творцов современности и прошлого Вы вдохновляетесь? Есть ли у Вас кумиры? С кем из известных людей, пусть даже уже ушедших, Вы бы хотели поговорить по душам?
— «Не сотвори себе кумира», — вспомнилось сразу. Честно, никогда особо не была фанатом чего-либо. И кумиров у меня нет. Есть художники, писатели, артисты, творчество которых мне близко, которое меня цепляет, не оставляет равнодушной. И, самое главное, творцы, которые заставляют думать и размышлять. Очень люблю Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Эдгара Дега, Альфонс Муху, Брейгеля, Рафаэля, Густава Климта, Хундертвассера, Антонио Гауди... Список может быть бесконечным, потому что в разные периоды творчества мне нравится что-то другое. Я постоянно открываю какие-то новые имена, — и среди современников очень много достойных и талантливых творцов.


— Какой чертой своего характера Вы особенно гордитесь? А над чем хотели бы еще поработать?
— Чем я горжусь? Наверное, тем, что нашла в себе силы и ресурсы заниматься любимым делом. Тем, что на моем пути встречаются очень талантливые и интересные люди. А работать всегда есть над чем :) Ведь если человек не работает над собой, он останавливается в своем развитии. А я слишком любопытная до жизни. Еще керамика меня учит огромному терпению и воспитывает меня. Мне, как перфекционисту, это очень ценно.


— Вы вышли из творческой семьи? Как Вы считаете, когда закладываются таланты человека и насколько в этом участвуют близкие люди? Можно ли, по-Вашему, развить настоящий талант с нуля?
— Да, можно так сказать. Мои родители очень одаренные люди. Папа очень неплохо рисовал, выжигал по дереву, собирал какие-то красивые картинки, вырезки из журналов, очень здорово пел. Мама у меня рукодельница и замечательный кулинар. Она выращивает очень красивые цветы.

Я считаю, что любой талант на 20% состоит из дара и на 80% — из трудолюбия. Каждый человек рождается с каким-то особенным даром, главное, вовремя его разглядеть. И я думаю, можно развить в себе талант, конечно же, через труд, огромный труд.


— Что придает Вам творческих сил, в чем Вы черпаете вдохновение?
— Созидание в самом прямом смысле этого слова. Природа, цветы, люди, животные — меня это все вдохновляет. Сама жизнь подбрасывает прекрасные сюжеты. Путешествия очень сильно заряжают и, конечно же, общение с интересными людьми, которые горят своим делом.

— Если не творчество, то чем бы Вы занимались в плане работы и хобби? А чем бы точно не хотели бы заниматься?
— Скорее всего, иллюстрировала бы книги и занялась фотографией. Я точно не хочу рутины и скучной работы. Хотя, наверное, в любую работу и профессию можно привнести нотку творчества, но работа в офисе меня бы убила! Художнику нужна свобода и ресурсы для воплощения задуманного.


— Есть ли у Вашей семьи особые традиции? Как любите проводить время вместе? Что для Вас является главными составляющими счастья?
— У нас одна главная традиция — это русская баня. Обожаю собираться, париться с вениками, жарить мясо на костре и пить чай из самовара. У нас такой старинный самовар, который еще сапогом раздувать надо! :)

А так у меня обычная семья. Очень жалко, что папы нет много лет, но, надеюсь, с небес он радуется за меня. Он меня обожал и верил, что я стану очень хорошим художником. Главное для счастья — это любимая работа, любимые люди рядом, крепкое здоровье. Чего хочу пожелать всем вам!

— Если бы Вы могли отправить письмо в прошлое, самой себе, в какой момент своей жизни Вы бы его отправили, и что бы в нем написали?
— Я бы не писала и ничего не меняла! Все идет так, как положено и в свое время. Вселенная слышит наши просьбы и помогает нам. Но только тогда, когда мы готовы к этому.

— Поделитесь самым ценным советом, который Вы получали в жизни. От кого он был?
— Самый ценный совет — это «Никогда не давать советов». Это действительно житейская мудрость. Кто мне это посоветовал, уже не помню, но всегда стараюсь этот совет выполнять.

И еще один ценный совет мне дал один бизнесмен, звучит он так: «Никогда не делай бизнеса с родственниками и друзьями». Я тогда по молодости не отнеслась серьезно. Но жизнь показала, что так оно и есть.


— Что бы Вы хотели пожелать тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Надо любить дело, которым вы занимаетесь, и тогда обязательно придет доход. Может не сразу, но никогда не надо опускать руки. Надо обязательно изучать рынок и конкурентов — смотреть и анализировать, что нравится людям, на что они обращают внимание. Составить небольшой бизнес-план. Подумать, что вы хотите делать и что на выходе получить. Побольше общаться с мастерами, посещать мастер-классы по вашему профилю. Вот, наверное, и все.

Лично я очень люблю саморазвитие. Я в постоянном поиске себя и чего-то нового. Сейчас не проблема учиться, было бы желание. Очень много разных тренингов по развитию, мастер-классов. Это всегда здорово! Заряд энергии идет колоссальный. Ну и, конечно, всегда надо в своей специальности что-то новое придумывать, искать свое лицо. Я всем хочу пожелать найти свой творческий путь и идти по нему легкой походкой!

Если книга, то…
По психологии, эзотерике, классическая литература. А еще детские книги и сказки

Если фильм, то…
«У зеркала два лица» и «Полночь в Париже»

Если эпоха, то…
Данный момент жизни!

Если свободный час, то...
С родным человеком

Если свободный день, то…
Театр, выставки и просто погулять

Если отпуск, то…
В Европе или на море

Девиз...
«Живи сегодняшним днем и радуйся жизни!»


Магазин Ирины Паньковской >>