Офорты Джорджо Моранди

Недавно моя подруга уже знакомила Вас с тонкой и сложной живописью Джорджио Моранди.

http://www.livemaster.ru/topic/109109-dzhordzho-morandi-magicheskij-realizm-obyknovennyh-veschej?

Так как это мой любимый художник, решила познакомить Вас с другой гранью его творчества - офортами.

Джорджо Моранди — итальянский живописец и график. Родился, прожил всю жизнь и умер в Итальянской провинции - городе Болонья (1890-1964). В своей мастерской на виа Фондацца он работал в любимых жанрах — натюрморте и пейзаже.

Сюжеты натюрмортов Дж. Моранди и здесь замыкаются на прозаических предметах обихода – кофейниках, банках, бутылках... Офорты его очень близки к его же живописным произведениям. В графике он решает те же задачи, что и в масляной живописи, однако использует технически совершенно иные средства.

Если кому не известно, офорт это разновидность гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника офорта менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «офорт» часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, которые часто сочетаются со штриховым офортом, а также мягкий лак и др.