Ювелирные изделия из титана и бижутерия — основные отличия

Многие люди, заглядывая в группу, задают вопрос «А почему так дорого? Вон, у соседа в два раза дешевле!»
Да, я понимаю, вопрос абсолютно справедливый. Титан стоит бы вроде недорого, и весь интернет пестрит объявлениями «титановые кольца недорого». Китайцы вообще вон за 500 рублей за штуку делают, так в чём же подвох? Мастер слишком жадный? Или действительно есть доля правды?
На сегодняшний день всё большую популярность набирают обороты украшений из различных материалов, отличных от классических драгоценных металлов: золота, серебра, платины или палладия. Я всё больше и больше получаю заказов на изготовление украшений из титана, и хотелось бы в этой заметке рассказать немного о том, чем, кроме того, что оно изготовлено из драгметалла, отличается ювелирное изделие от бижутерии.

1.Точность

Бижутерия делается практически вся вручную, из-за чего страдает геометрия. К бижутерии не предъявляется тех требования к качеству и блеску поверхности, ровности форм, строгой симметрии до микрона. При изготовлении же ювелирных изделий из титана используется сложнейшее прецезионное промышленное оборудование и очень дорогие установки для обработки изделий (финишной, пред-финишной), в связи с чем это определяет значительную долю стоимости — такие станки и технологии не валяются на каждом углу. Ведь, к примеру, на простом токарном станочке, у которого биение на валу — 30 микрон, с дешёвым резцами не сделать хорошую заготовку. Сунь простой титан в такой токарный станок - нет проблем, сунь хороший - вот там начнутся невероятные приключения, когда резцы начинают гореть один за другим, а ты искрене не понимаешь, где ты так провинился, что у тебя ничего не получается. Поэтому приходится вкладываться и делать, соблюдая все параметры с минимальными допусками ошибки сразу, да и если делать — то хорошо и точно. Большие погрешности в работе с хорошим материалом недопустимы и приведут к огромным ручным трудозатратам и большим риском потерять материал.

2. Качество материала

Титановое изделие изготавливается из готового металлопроката, который выглядит либо как плита, либо лист, либо проволока, либо пруток диаметром примерно 30 миллиметров и длиной около полуметра. Это — металлопрокат, а любой металлопрокат когда-то проходил при изготовлении печь. При прохождении через печь, да и вообще создание такого «полуфабриката» никогда не обходится без внутренних дефектов, из-за которых поверхность и геометрия окончательного изделия не могут быть идеально ровными. И в зависимости от марки, этих дефектов либо мало, либо много — к каждой марке предъявляются определённые технические требования, с учётом изделий, которые будут изготавливаться из неё. Следовательно, чем выше требования к изделию, тем лучше, качественнее и дороже должен быть выбран материал. Это касается как прямого назначения титана — промышленность и медицина, так и ювелирного дела. Нет, можно выбрать и титан купленный на рынке, но какое там будет качество изделия? Правильно, как повезёт, но скорее всего низкое. А бижутерия же делается вообще из чего попало, а к качеству материала требований особых не предъявляется — достаточно приблизительного исполнения художественной идеи.

3. Прочностные характеристики материала

Чем дешевле титан, тем, как правило, ниже его внутреннее качество и ниже твёрдость. Бижутерные материалы, из которых изготавливается масса побрякушек в современной ювелирной промышленности, вообще гнутся и ломаются от незначительного усилия. А именно твёрдость и прочность материала определяют то, насколько хорошее качество поверхности можно вывести при суперфинишной обработке, и как долго такая поверхность будет сохранять свой прекрасный внешний вид. Бижутерные сплавы обладают очень низкой стоимостью, но и поверхность у них — никакая, что говорить о внутренней структуре, их полировать — что свинью стричь. Это же применимо и к титану дешёвых марок. Так, слаболегированный титан зацарапается практически сразу, хоть его и несложно обработать, но и качество поверхности будет очень посредственным, виной тому — множество неровностей и каверн внутри самого материала. Сильнолегированный же титан, как правило (но не всегда), гораздо выше качеством, к тому же твёрдость и прочность его выше намного — он будет «держать» поверхность значительно дольше, а при бережном обращении — вообще, многие годы. Кстати, в отличии от золота или серебра, которые можно «отлить» совершенно недорого и почти на кадом углу, а финишная обработка драгметаллов стоит дёшево из-за их невысокой механической прочности, титан хорошо обработать можно только при помощи только хорошего оборудования, большого количества расходников и достаточного навыка самого мастера — а «любителей повозиться» у нас в России не так-то и много.

4. Время, затраченное на обработку материала и приведения изделия в достойное состояние

Кстати, отдельным пунктом, который определяет стоимость обручальных, допустим, колец, является размер пальца, который определяет площадь ювелирной обработки — самый главный фактор. Если на обработку, допустим, колец или кулона из слаболегированного титана времени уходит немного — час-три, (а вырезать, к примеру, кулон из титана низшей марки можно и вручную), то при изготовлении чего-либо из сильнолегированного, количество времени возрастает от трёх до пятнадцати раз, да ещё при том, что мы стремимся получить высокое качество поверхности, инструментально подтверждённое, а не «абы как чтоб блестело».

5. Себестоимость самой обработки

Нетрудно догадаться, что титан с высокими механическими характеристиками труднее обработать до идеального состояния, чем титан средне- или слаболегированный, и тем более уж драгметаллы, которые довести до прекрасного состояния — сил уходит курам на смех. Количество лигатуры, и технология создания полуфабрикатного прутка определяют прочность материала и степень сложности его обработки. И порой, чтобы сохранить свои нервы, лучше не думать о том, сколько токарных резцов, фрез, абразивных материалов и ресурса инструмента уходит на изготовление хорошего изделия. Ювелирная высокоточная, аккуратная бережная обработка сверхпрочного материала требует наличия дорогого инструмента (ибо дешёвый сломается и выйдет из строя практически сразу, а хороший и стоит хорошо, и не лежит на каждом углу), большого количества расходников, а подготовка поверхности, финишная и суперфинишная обработка титана — это отдельная технология, разработанная во многом самим мастером. К тому же литью в простых условиях, как драгметаллы, титан не поддаётся, и хорошая титановая «литейка» — удовольствие чуть ли не для олигархов. Отчасти это, кстати и определяет ограничение форм, которые можно изготовить из титана, не вбухав в изготовление изделия весь свой капитал :) А если речь идёт о гравировке, то редко какой механический гравировальный станок справится с серхпрочным топовым материалом, так как практически все станки, имеющиеся на рынке, приспособлены только под мягкие металлы. А если и справляются, то опять же - уходит очень много инструмента, пока получишь достойный результат.

6. Ценность и редкость самого материала

Здесь сложность в том, что весь титан производится и продаётся преимущественно только огромными промышленными партиями. Достать кусок хорошего титана, из которого делают, допустим, сверхпрочные блестящие лонжероны самолётов, да ещё и ограниченной серии (ведь нам же нужно качество, а не имитация его?), крайне трудно. Ещё труднее добыть сертификат на материал, который подтвердит, что мастер покупает не низкопробный фуфел. Однако, титан низших марок лежит в продаже в огромных количествах в обрезках (даже на «Юноне» купить можно), титан же хороших качественных марок, да ещё и сильнолегированный. Ну, например, один из кусков мастер «выколачивал» из поставщиков около года. Хороший материал достать — достаточно большая проблема. Отдельным пунктом стоит отметить марки титана, содержащие вредные для организма примеси, изготавливать из которых ювелирные изделия я бы не стал, и тем более дарить кому-то такое. Хотя, как показывают мои немногочисленные диалоги с некоторыми ювелирами, работающими с титаном, вопрос качества и химического состава, фирмы в основном не очень-то волнует. «Заблестело как-нибудь после обработки — и ладно». Но как-то получилось так, что ювелирное занятие мастера — это хобби, граничащее с искусством, которое хочется делать хорошо настолько, насколько можешь, а то и превзойти себя. Поэтому в своей работе я использую только отборный (а не какой попало), качественный и абсолютно безвредный титан российского и зарубежного производства, изготовленный по самым высоким требованиям.
Вышеописанные моменты объясняют немалую стоимость хорошего изделия. Резюмируя:.

Пожалуйста, просто проговорите эти предложения:
Ювелирное изделие. Высокого качества. Из редкого, сверхпрочного материала высокого качества. Который ещё и фиг достанешь. На заказ. Индивидуально. В штучном исполнении. Может стоить дёшево?