История создания гуаши

Гуашь, французское слово — водяная краска, плеск, более плотная и матовая, чем акварель. В состав входят тонко растертые пигменты на основе водно-клеевой смеси (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и другие) также в состав краски входят примеси белил (мел).
Этот старинный способ живописи, представляющий одну из разновидностей акварели, получил впервые разработку в произведениях художника Паоло Пино. В наше время он сделался снова популярным и применяется как на бумаге, так и по шелку и другим материям. Паоло Пино добавил в акварельные краски мел, тем самым получив разновидность гуашевых красок.
Гуашь, как и акварель, причисляют к быстросохнущим водорастворимым краскам, при написании которыми требуется виртуозности, смелость и мастерство. За рубежом гуашь считается живописью, а в России гуашь причисляют к графике.
Термин «Гуашь» возник во Франции в 18 веке. Но возникновение гуаши как краски произошло довольно давно. Известность гуашь заслужила и на западе и на востоке еще со времен древнего Египта и античности. Применялась как разновидности акварели для плотности красочного слоя.

В период Средневековья, применялась для написания книжных миниатюр в сочетание с акварельными красками.

В сокровищницу мирового культурного наследия вошли старинные арабески и персидские миниатюры, искусство периода Империи великих моголов в Индии и многое другое.

В эпоху Возрождения использовалась художниками для эскизов, как имприматура для подсвечивания фона работ.
В России расцвет гуашевой живописи наступил на переломе XIX-XX веков. Существует множество примеров техники гуашевой живописи используемой в работах знаменитых художников: В.А. Серов «Петр I».

«Портрет Г.Л. Гиршман».

Е.Е. Лансере «Корабли петровских времен».

А.Я. Головин «Испанка».

Б.М. Кустодиев «Ярмарка».

Н.Н. Сапунов «Ряженые» и другие.

Гуашь использовалась в больших станковых произведениях. В работах этих были продемонстрированы все замечательные качества гуаши: матовость, бархатистость, специфические декоративные эффекты.
Художники объединения «Мир искусства» создавали гуашью станковые произведения, эскизы костюмов и театральных декорации, в плакатном искусстве.
Произведения искусства, написанные гуашью принято хранить под стеклом, для предотвращения попадания влаги, пыли и вредного воздействия солнечного света (выцветания).
На западе к технике гуаши обращались великие художники, такие как П. Пикассо «Мальчик с собакой»

А. Матисс «Голубая обнаженная» и другие.

Я очень люблю наследие Марка Шагала, излюбленной темой работ которого был мотив «старого города». Витебск, его родной любимый город «Витебск ты мой второй Париж», - писал Марк в своей книге.

Многие работы этой серии написаны на бумаге гуашевыми красками: «Аптека в Витебске».

«Покровская улица».

Пейзаж для Марка Шагала — не только декор, на фоне которого изображаются персонажи, цветы и предметы. Это эмоциональный элемент композиции. Например, работа «Моя деревня», выполнена в виде панорамы улицы Витебска, вид с крыши, на которые художник в детстве любил часто забираться. Шагал использует прием обратной перспективы, которая зрительно расширяет пространство, работа приобретает динамичность и заурядный мотив превращается в яркое, светлое видение.

К минусам можно причислить разбеленность тона при высыхании, что художник должен учитывать в процессе рисования. Склонность к образованию трещин красочного слоя при пастозной манере письма, в этом случае нужно добавлять столярный клей в краску.
Плюсами гуашевых красок являются: плотный красочный слой, можно перекрывать более темные тона, светлыми, матовость, бархатистость, быстро сохнущая способность краски, простота в использование, доступность материала. Писать гуашью можно в различных техниках: лессировками, акварельно, мазками. Гуашью можно писать на бумаге, грунтованном холсте, картоне, дереве и даже шелке.
В своих работах гуашью, я предпочитаю пастозную технику широкими мазками, на мой взгляд это предает работам динамичность, яркость и живописность.