Выгодно ли моему магазину участвовать в маркетах? Считаем порог выхода в ноль

Сколько мы на самом деле зарабатываем на маркетах?
Ещё до участия в первой живой ярмарке я задавала коллегам вопросы, есть ли формула, по которой высчитывается примерный выход в 0? Как посчитать, сколько нужно заработать, чтобы участие оказалось выгодным?

Отвечали что-то вроде «хорошо, если заработаешь 30» или «у меня в прошлый раз получилось столько-то, и это нормально». И все почему-то называли выходом в 0 порог, когда выручка достигала размера аренды места на ярмарке, а это совсем не правильно. Но я привыкла и стала считать так же, обманывая себя. А сейчас мне хочется порассуждать о том, как дело обстоит в действительности, и посчитать на гипотетическом примере, как же разнятся цифры. Без лирики и рассждений о том, что сегодня люди посмотрели, а потом вспомнят и купят — только цифры и оценка фактического результата.

Гипотетическая мастерица Глафира делает красивые наперстки. У неё есть мастерская, интернет-магазин на Ярмарке Мастеров, соцсети и постоянные покупатели. А ещё Глафира любит участвовать в маркетах и ей кажется, что она на них неплохо зарабатывает, потому что к концу дня держит в руках пачку денег, а пачка денег — это всегда хорошо.

Для примерного расчета возьму потолочные цифры, кратные пяти сотням.

  • Место на маркете, на который пришла Глафира, стоит 8000 рублей за два дня.
  • На маркет она напечатала визитки, купила пару новых подставок, ценники, упаковку — это ещё 2000.
  • Средняя стоимость наперстка — 2000 руб при себестоимости материалов 500.
  • К маркету Глафира сделала 30 наперстков за 2 недели подготовки (10 рабочих дней).
  • За мастерскую она платит аренду 10000 в месяц.

В первый день маркета Глафира продала 9 наперстков на 18000. Ух! «Вышла в 0 и заработала 10000» — поделилась она итогами дня с соседями. А потом пришла домой и села подсчитывать издержки, чтобы выяснить реальную прибыль.

  • Стоимость маркета + расходы на подготовку — 10000.
  • Себестоимость материалов на 9 проданных наперстков — 4500.
  • За 3 рабочих дня, понадобившихся для изготовления 9 наперстков, Глафира заплатила за аренду мастерской 1000.
  • Рабочие дни у нее тоже не бесплатные, и просто выкинуть из расчетов несколько дней жизни человека нельзя (она ела, носила обувь, кипятила дома чайник, брила ноги, говорила по телефону, кормила кота). В издержки должна входить какая-то минимальная зарплата для неё, как рабочей силы. Допустим, 1000. Это 3000 за 3 рабочих дня для изготовления 9 наперстков и 1000 за рабочий день продавца на ярмарке.

Итого 4000 компенсации за труд. 10000+4500+1000+4000=19500 издержек на продажу товара на 18000. В ноль Глафира выйдет завтра, а сегодня ей почти удалось окупить участие, буквально парочки наперстков не хватило.

Вот настолько реальный итог может отличаться от впечатления, которое производят на радостях живые продажи. Важно знать свой порог выхода на окупаемость, если тема живых ярмарок вам интересна, чтобы правильно проектировать ассортимент и продумывать стратегию.