Базовые цвета для фото, или Как подобрать фон

При заказе очень часто спрашивают, какой оттенок лучше выбрать для съемки. Вернее, даже не отттенок, а цвет, неправильно выразился.
Ответ практически от всех профессионалов дается один — для начала берем базовые цвета — белый, серый и черный.
А вот тут стоит немного остановиться и подумать. В первую очередь, естественно, все зависит от целей использования так сказать, но сейчас не об этом. У каждого фона есть свои нюансы в применениии. Ибо как без них, без пресловутых этих самых нюансов... скучно было бы жить, господа!
Итак.

Белый фон и его оттенки
Из плюсов можно сказать, что это самый простой и доступный материал — простыня, ватман, выбеленые доски.
Еще сильный плюс — с ними проще работать, и фото на белом фоне позитивнее что ли... даже фотостоки охотнее берут фото именно на белом фоне.
Кроме того, белый фон универсален. Он подходит для съемки в стиле флет лей, для ведения блога, для создания единого стиля, для съемки своих работ.

Из минусов — конечно, передача цвета (как обычно) — белый фон сфотографировать так, чтобы он был реально белым, без обработки очень сложно, практически невозможно. Почему? Так работает наш мозг. Он приучен собирать и обобщать информацию извне и делать вывод исходя из своего опыта (немного странно звучит). В общем, если мы знаем, что фон белый, мы видим белый. Вне зависимости от окружения и условий. А фотоаппарат условностями не страдает — он фиксирует так, как «видит», а оттенков белого великое множество. И та же лампа, даже люминесцентная, обязательно даст свой оттенок на белый фон. Кстати, поэтому предпочтительнее снимать при солнечном свете. Так что в этом варианте либо работаем с техникой (баланс белого, серая карта) или правим в редакторе.
Кроме того, на белом фоне сложно снять белый предмет.

Если нет опыта в постобработке, можно взять теплый бежевый фон, светло-светло серый фон. Хороший вариант — белый с потертостями.

Серый фон
Он по-своему нейтрален, не отвлекает внимание.
Второй плюс — серый цвет априори универсален. На его фоне хорошо получаются и светлые, и темные предметы. Он как бы подстраивается под фотографию. Как сказал один профи на форуме: «недосветишь фон — он черный, пересветишь — почти белый».
Из минусов этот же фактор, как ни странно — серый цвет меняет свой оттенок в зависимости от освещения. Иногда это проблема...
Ну и некоторым серый цвет кажется скучным.

Темный фон
Сюда можно отнести и черный, и глубокий серый и темно-коричневый.
Темный фон создает историю, определенную атмосферу. Можно задать «движение», игру в кадре с помощью света и бликов.
Хорошо снимать светлые предметы или часть объекта съемки, чтобы привлечь внимание, дать рассмотреть детали.

Если нужно снять темный предмет на темном фоне, стоит задуматься об освещении и выделить края предмета светом.
Главная проблема при работе с темным фоном — он подчеркивает все огрешности. Блики, пылинки — все проявится.
Чтобы избежать бликов, стоит использовать в работе матовый фон и постараться как можно дальше отодвинуть его от предмета съемки. Пыль и соринки, даже если сдувать перед каждым щелчком затвора, проявятся всегда на фото, (у нас, по крайней мере, — сколько не притирай, какая-то зараза, но останется в кадре). Тут поможет только постобработка — кисть или штамп, к примеру.
Коричневый фон чуть проще в этом смысле, но зачастую дерево может дать блики на неровностях фактуры, даже если поверхность матовая. Опять же, этим можно «поиграть». И наши любимые потертости и фактура дерева в этом случае играют только в плюс.

Вообще, все чаще склоняюсь к мысли, что свет для фотографии гораздо важнее всего остального. Он может вытянуть фотографию или испортить.
Вот эти две фотографии сделаны с разностью в пару минут одна на солнце, другая в тени:

Эти сняты вечером, когда уже смеркалось, с разницей в десять минут:

А так этот фон на самом деле выглядит:

И напоследок, к слову о сером цвете. Мишка темный или светлый?

Вот и ломаем голову — как лучше подать фото.

Творческих вам успехов, друзья!