Расписываем интерьерные часы в смешанной технике. Часть 1

Сегодня мы создадим настенные интерьерные часы с применением двух видов росписи — кистевой и точечной. Мастер-класс я старась сделать как можно более подробным, специально для тех, кто захочет сделать такие часы впервые. Он будет разбит на две части, так как количество фото не позволяет сделать его единым. В первой части подробно рассмотрим сборку заготовки, нанесение узоров и кистевую роспись, а во второй — украсим часы стразами и декоративной точечной росписью.
Для работы понадобятся следующие материалы:

1. заготовка часов из дерева или фанеры (у меня простой круг диаметром 40 см + две направляющие).

2. инструменты для сборки заготовки:

  • шлифмашинка (или наждачная бумага различной зернистости),
  • столярный клей,
  • струбцины (можно заменить бельевыми резинками или офисными зажимами для бумаг),
  • мелкие гвоздики (8-10 шт.), молоток, кусачки или плоскогубцы,
  • шпатлевка по дереву, грунт.

3. для росписи и декора:

  • краски «Акрил Хобби» от ТАИР (белый, коричневый, охра желтая, красный темный, фиолетовый, лиловый, зеленый),
  • кисти синтетика №№ 10, 8, 2, 1, 0,
  • контуры акриловые по стеклу ТАИР (фиолетовый, лиловый, фуксия, сиреневый, красный, зеленый травяной, зеленый перламутровый, фиолетовый металлик, белый, розовый, золото, фиолетовый перламутровый),
  • контурный гель Хамелеон ТАИР (синий, зеленый, золотой, розовый, фиолетовый),
  • контурная паста ТАИР (золото антик, бронза антик, медь антик),
  • прозрачный моделирующий гель ТАИР,
  • стразы и полужемчужины разных оттенков и размеров,
  • микробисер ЗЛАТКА (розовый, фуксия и пыльный розовый),
  • лак акриловый глянцевый аэрозоль КUDO Avto,
  • часовой механизм (шток 16,5 мм) + комплект стрелок.

4. из вспомогательных материалов могут пригодиться:

  • ножницы,
  • малярная лента для деликатных работ (розовая),
  • линейка,
  • простой карандаш,
  • распечатки с узором,
  • циркуль для разметки,
  • иголочка (мелкое шило) для вытягивания капель краски,
  • ластик,
  • карандаш для страз,
  • клей секундный.

Ну-с, подготовились?! Точно? Тогда поехали!

Этап 1. Сборка и подготовка
Я свои заготовки заказываю по индивидуальному эскизу, но вы можете взять ту, которая вам больше нравится. У моих часов сзади будет располагаться вот такая круглая направляющая, так как размер часов довольно большой — 40 см в диаметре, и при толщине всего 6 мм, основу запросто может «повести». Чтобы этого не произошло, мы укрепим её, а заодно и вопроса о способе подвеса этих часов уже не возникнет.
Итак, у меня две направляющие по 6 мм, которые я буду собирать в одну. Промазываем столярным клеем обе направляющие, ждем 5-7 минут, пока клей чуть подтянет, и плотно прижимаем их друг к другу. Фиксируем струбцинами с двух / четырех сторон (в зависимости от того, сколько струбцин у вас в наличии). Если струбцин нет, воспользуйтесь крупными офисными металлическими зажимами для бумаг или используйте простую бельевую резинку, плотно завязав её вокруг направляющих. Чем больше точек крепления, тем лучше. Оставляем клей сохнуть на 12 часов.

Пока сохнет клей, займемся ошкуриванием основания. Я использую шлифмашинку, вы можете взять наждачку. Зернистость всегда подбираю «на ощупь» в зависимости от состояния самой заготовки. Ошкурили, протерли влажной губкой, прошлись грунтом на два слоя. Грунт для первого слоя я всегда развожу теплой водой до очень жидкой консистенции — первый слой должен полностью впитаться в дерево. После высыхания первого слоя дерево должно быть лишь слегка белёсым на вид, а после ошкуривания — почти совсем «чистым» — это значит, что вы всё сделали правильно и грунт «ушёл» в верхние слои дерева. Второй слой грунта разводим до «кефирчика», грунтуем, шкурим.

Теперь нужно окрасить заднюю сторону часов. В белую краску добавляем по капельке охры желтой и коричневой и получаем цвет «сливочной пенки». Окрашиваем заднюю стенку часов в 2-3 слоя с промежуточным высыханием и ошкуриванием. После окончательного ошкуривания протираем поверхность влажной губкой, подсушиваем и покрываем одним слоем лака. Оставляем сохнуть. Я всегда сушу все составы только при естественных условиях, без применения каминов, фенов, батарей и прочих премудростей.

Пока сохнет лак, вернемся к направляющим. Снимаем крепления, ошкуриваем внутренние и наружные торцы, а также фронтальные части. Грунтуем направляющую (теперь она у нас уже одна), так же, как и основу — в два слоя, сушим, шкурим. Примеряем к основе часов — нам нужно расположить ее по центру заготовки.

Далее — самое сложное — начинаем охоту на Мужчину! Мне во дворе дома попался брат, который что-то ремонтировал в двигателе машины. Вполне подойдет! Вы можете поохотиться на мужа, взрослого сына или соседа — не важно, главное, чтобы он умел твердо держать молоток в руках. Знаю, что вы и сами прекрасно управляетесь с молотком, но поверьте — забивать гвозди и одновременно держать постановочный свет, отражатель и камеру — это даже нам с вами не под силу!

Отмеряем расстояние от края заготовки до центра направляющей, задача — попасть гвоздиком примерно в её середину. Фиксируем зажимами основу с направляющей, переворачиваем конструкцию «лицом» наверх и, отмерив нужное расстояние от края, начинаем аккуратненько забивать гвоздики, предварительно откусывая плоскогубцами шляпки и утапливая их, чтобы они не торчали. Зашпатлюем образовавшиеся небольшие углубления, высушим и зашкурим до гладкости. Теперь заготовка стала единым целым.

Доведем до логического завершения заднюю сторону часов. Малярной лентой защищаем уже готовую поверхность вокруг направляющей с обоих сторон, окрашиваем в несколько слоев с промежуточным ошкуриванием. Пока сохнет очередной слой сзади, одновременно прокрашиваем лицевую сторону. Чередуем окрашивание таким образом до полного завершения. После финальной полировки шкуркой, смахиваем пыль влажной губкой и защищаем заготовку двумя слоями лака со всех сторон.

Этап 2. Кистевая роспись
Перед тем, как нанести рисунок на основу, нужно слегка ошкурить часы, убрав с них гладкость лакового слоя. Смахнем пыль после шкурки и поделим основу на сегменты, чтобы рисунок лег ровно. У меня для этого есть простейший трафарет, набранный на ПК и распечатанный на обычной офисной бумаге. Просто, зато точно. Приложив трафарет точно в центр заготовки, отмечаем лучи и продолжаем их при помощи длинной линейки и карандаша. В конце обязательно сверимся циркулем — нет ли ошибки, иначе наши часы будут показывать не совсем точное время.

Половинку листа с орнаментом будущего рисунка заштриховываем с задней стороны мягким простым карандашом и аккуратно прикладываем на «лицо», одновременно центрируя узор по начерченным лучам. Фиксируем бумагу лентой, переводим рисунок на заготовку. Точно так же поступаем со второй частью орнамента и его центром. Часы готовы к росписи.

Выбор оттенков в моих часах обусловлен желанием заказчика, вы же можете использовать для росписи любые другие цвета. Я начну, как всегда, с серединки. Из белого, красного и капельки фиолетового навожу холодный розовый оттенок и прокрашиваю им сердцевинку. В фиолетовый добавляю немного перламутровой пудры и получившимся цветом (он, кстати, будет основным, задающим ритм остальным оттенкам) выделяю сегменты в сердцевине и самые большие лепестки мандалы. Мы определили самый светлый и самый темный цвета в нашем узоре, дальше все остальные оттенки будут базироваться на них. Добавляю в роспись свежий мятный, темную фуксию и сиреневый оттенки.

Серединку между двумя мандалами мне захотелось сделать фактурной. Для этого я заколеровала прозрачный моделирующий гель нежно-нежно мятным цветом (хорошо бы для этого взять белую моделирующую пасту, но у меня закончилась) и грубой щетинистой кистью нанесла этот состав в несколько слоев, добиваясь как можно большей фактурности. После полной просушки слегка проходимся по фактуре шкуркой, без фанатизма! Окончательным этапом наносим на фактуру розовый гель — хемелеон методом «сухой кисти» в два слоя.

Вот такая фактура получилась у меня...

Продолжаем кистевую роспись наших часов. Прокрашиваем сегменты средних и больших лепестков мандалы, базируясь в сочетании цветов на их контрасте. У меня в работе использованы всего 7 цветов: сливочный (основа заготовки), перламутровый темно-фиолетовый, темная фуксия, фиолетовый, сиреневый, холодный розовый, холодный мятный. Не стоит использовать слишком много цветов, чтобы не было перебора.

Самое «вкусное» — декор часов стразами и точечной росписью я покажу в следующем МК, так как очень много фото, которые невозможно уместить в одном посте.

Продолжение здесь >>