Королевский Дельфт — сине-белая красота родом из XVII века

Несколько лет назад моя младшая сестренка с мужем привезли мне прекрасные голландские башмаки из путешествия в Амстердам, настоящие кломпены моего 41 размера и носочки к ним из овечьей шерсти — их носят только в паре :)

Сине-белая роспись деревянных башмаков радует меня и по сей день, но однажды я встретилась с точно такой же гаммой росписи на кружках и подсвечниках во Франции — и влюбилась!

Действительно, такие знакомые синие узоры на белоснежном фоне, у многих из нас есть эта посуда, и мы точно знаем, что имя ее — «ГЖЕЛЬ». Впрочем, это не удивительно — есть мнение, что именно из Голландии пришел в Россию традиционный синий рукописный фарфор. И с того дня я решила разузнать побольше о этом синем голландском чуде.

Дельфт — небольшой городок, куда можно легко добраться из Амстердама на поезде, а из Гааги — даже на трамвае! Дельфт знаменит своими очаровательными видами, родившимся там художником Яна Вермеером и всемирно известным фарфором.

Дельфтский фарфор (нидерл. Delfts blauw) — фарфор, расписанный в сине-белых цветах, является одним из символов города и популярным сувениром. Такие очаровательные предметы вы сможете купить в сувенирном магазинчике при фабрике, а у многих, возможно, уже есть фарфоровые мельницы или парочка целующихся малышей в кломпенах :)

Практически все страны Европы начали развивать гончарное производство в один и тот же период 16 века. Не остался в стороне и Дельфт, и уже к 17 веку переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой завезли в страну образцы дальневосточных сине-белых и полихромных изделий. Когда же прекратилась торговля с Китаем в результате войны 1647, голландские производители воспользовались ситуацией и заняли нишу на рынке, выполняя копии изделий, пользовавшихся большим спросом.

Керамические предметы с оловянной глазурью производилась в Нидерландах с конца 15 в., но, безусловно, основоположниками керамических изделий в Европе явились итальянцы и, посетив национальный музей Керамики в г. Севр (Франция), вы сможете проследить всю историю развития керамики в мире. Итальянцы из Кастел Дуранте принесли культуру расписной майолики во Фландрию и Нидерланды, в ней преобладали типичные итальянские оранжевые и зеленые цвета. Однако в 17 веке голландцы выработали индивидуальный художественный стиль, восходивший к орнаментике китайского фарфора с синим рисунком на белом фоне, характерный для эпохи правления династии Мин.

Одна из самых больших коллекций Дельфтского фаянса 16-18 веков находится в Национальном музее керамики г. Севр Франция (видела лично, фото мои), это лишь малая часть:

До 1640 года в Дельфте лишь десять керамистов имели право вступить в гильдию Святого Луки. Они не знали, что такое фарфор, и пытались имитировать китайские изделия, используя местную глину. В этот период в Дельфте испортилась речная вода, которую использовали в производстве пива, многие пивоварни закрылись, а на их месте стали работать гончары, что также послужило росту производства керамики.

И тем не менее доставка фарфора из Китая по-прежнему была сопряжена с многочисленными трудностями, это обеспечивало рост спроса и укрепило положение дельфтских гончаров. После 1650 года на керамических изделиях проставлялась не только фабричная марка, но и марка мастера. За 50 лет город Дельфт завоевал центральную позицию в производстве фаянса в Нидерландах, другие фабрики находились в Роттердаме, Харлеме и Амстердаме.

Безусловно, у дельфтского производства появилась своя особенность — многократное глазурование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу. Основой выпускаемой продукции были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. Дельфтские мастера продолжали имитировать декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо китайских рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями.

.

Нидерландские художники 16-17 веков в своих работах очень часто использовали изображения дельфтских изделий:

С наступлением 17 века производство керамической плитки сосредоточилось в Дельфте окончательно, этому благоприятствовало приморское расположение города и неиссякаемые залежи подходящей глины. Дельфтская плитка стала распространяться по всей Голландии, Бельгии и далеко за границами города, хотя примеры подражания ей можно найти на Рейне и в Рурской области, Дании, Баварии и Испании.

Каждая отдельная плитка или комплект четырех плиток включали в себя законченный орнамент. На плитках также стали изображаться портреты, сценки из повседневной жизни, ландшафтные композиции. Создавались даже целые живописные «полотна», которыми декорировались стены и даже целые комнаты.

В 18 веке дельфтская плитка добралась и до России. По указу Царя Петра I русских купцов обязывали закупать облицовочную плитку в голландском городе Дельфт. Российским мастерам было приказано освоить производство голландской плитки на российских мануфактурах, что и произошло в скором времени. Крупнейшими центрами по производству керамической плитки были частные заводы и гончарные дворы: Петергофский, Смольный, Ново-Невский, Стрельнинский. Изразец перестал быть единичным художественным творением и начал производиться серийно. Лишь немногие мастера сохраняли отечественные традиции изготовления керамической плитки и передавали их своим ученикам.

За что же так любим дельфтский фарфор? Как и многие керамические фабрики Европы, для Дельфтской росписи был характерен собственный почерк: тонкие темные линии рисунка на белой глазури, изображения изящных цветов, геометрических фигур, морская тема и сценки из жизни.

Бело-синяя гамма росписи изделий дельфтских мастеров копировалась в России на фаянсовом заводе, основанном в 1724 году А. Гребенщиковым, а затем послужила тематикой для керамических изделий Гжели.

В 18 веке гончарная индустрия Дельфта столкнулась с огромными трудностями. В Европе наконец открыли каолин, и фарфор стал победоносно шагать по странам, открывая множество конкурирующих фабрик. Кроме этого, в 1746 году английский химик разработал рецепт белого мягкого фарфора, качество которого во многом превосходило изделия дельфтских гончаров, поскольку он не нуждался в покрытии белой глазурью, а покрывался прозрачной, что делало рисунок более ярким и четким.
Все это привело к тому, что к 19 веку от процветающего керамического производства осталась лишь малая часть, из всех многочисленных фабрик выжила лишь одна — «De Porceleyn Fles», но и ее владельцы были вынуждены отказаться от старых технологий росписи изделий вручную и перейти к массовому производству изделий из керамики с «пропечатанным» орнаментом.

Все бы так и закончилось, но в 1876 году один инженер купил фабрику «De Porceleyn Fles» с намерением возродить старые традиции по производству Дельфтского Синего фарфора (Bleu Delft) с ручной росписью. Учитывая то, что покупатели больше не доверяли легко бьющейся глиняной посуде, он решил полностью изменить технологию. Вместе со своим помощником в 1884 году они изобрели такую гончарную смесь, изделия из которой были прочнее, чем изделия из белой английской глины. Именно с той поры возродилось производство фарфора, который приобрел широкую мировую известность. «Delft» снова стал торговой маркой, и в 1919 году за заслуги по возрождению старых традиций в изготовлении Дельфтской керамики фабрика получила звание «Royal», т.е. «Королевской».

А есть ли у вас в коллекции Дельфтский фарфор? Вот такие предмты вполне могли бы радовать вас::

Благодарю за внимание!

Продолжение следует.