Создание гобелена: идея, воплощение, результат. Часть 2
  • Рубрика: Мастер-Классы
  • Виды творчества: Ткачество

Начало здесь.

Незадолго до финала произошла неприятность. Уронила с колен ножницы, и они в полёте перерубили одну из нитей основы внизу. Сначала расстроилась, а потом решила, что никуда моя основа не денется, т. к. она достаточно прочно держится в тканье.

Всё выше и выше. Высоты табуретки не хватает даже с книжками. Выдвигаю «ноги» подрамника, и последние два дня работаю стоя. При натяжении основы допустила один просчёт, слишком сильно её натянула, поэтому в конце ткать было трудно.

Соткала. В месяц не уложилась. Срок в процессе работы себе всё увеличивала, решила, что закончу 15 февраля. На самом деле закончила на 20 минут после полуночи этого дня. Ура.

Переворачиваю подрамник, хочется оценить результат.

Тканая часть готова, но это ещё не финал, впереди ещё множество операций по доведению полуфабриката до ума.

Разглядываю изнанку, она бывает интересной.

Обрезаем нить первого ряда.

Срезаем основу внизу ножом.

Сверху ножницами.

Завязываем нити основы попарно или по 4.

Кстати, перерубленная ножницами нить основы не пострадала. Она намертво зафиксировалась в гобелене, никуда не ушла и была завязана вместе с соседними нитями.

Обрезаем завязанные нити основы, оставляя по 1-1,5 см.

Пристрачиваем полосы льна, с заранее загнутыми вовнутрь припусками, на края гобелена, там, где завязывали нити основы. Загибаем на изнанку, фиксируем вручную. Нити основы закрыты.

К сожалению, я забыла заснять изготовление палки для гобелена. Мастер делал её при мне, и я так увлеклась наблюдением процесса, что совсем забыла про съёмку. На той части палки, что будет прилегать к стене, сделан паз для закрепления гобелена.

Оформляем дырочки под гвозди. Сверлим дырки, в которых будет закреплен гобелен.

Обрабатываем палку шкуркой.

Я решила красить палку акрилом, поэтому грунтую её акриловым грунтом.

Мне хотелось, чтобы палка была серо-голубой с золотом. Делаем замес из нужных цветов и красим палку кистью или губкой в несколько слоёв. После высыхания последнего слоя я фрагментарно нанесла губкой позолоту, также акриловую. Она должна перекликаться люрексом гобелена.

Для следующей операции понадобятся куски основы от предыдущих работ, крючок и тонкая проволока.

Дырочки в палке для закрепления гобелена просверлены под прямым углом друг к другу. Надеюсь, это видно на фото, объяснить достаточно сложно. Сгибаем проволочку и её кончики просовываем в меньшее отверстие, направленное вниз. В сгиб проволоки укладываем нить основы. Протягиваем основу в дырочку большего диаметра, направленную в сторону палки, которая будет прилегать к стене.

Крючком провздеваем нити основы в край гобелена для закрепления по всей длине.

Каждая нить завязывается на 2-3 узелка.

Наматываем необходимое количество скрученных косичек-висюлек для оформления низа (наматываем нитяную прядь необходимой толщины, берём её двумя руками за концы и скручиваем одной рукой по часовой стрелке, другой против часовой, соединяем концы вместе, тщательно расправляем, кончик завязываем. Висюлька получается приблизительно в 3 раза короче изначально намотанной нитяной пряди). Цвета нитей подбираем в зависимости от замысла, они могут быть того же цвета, что и нити по краю готового гобелена, а могут и контрастировать с ними. Пришиваем их вручную по краю с изнанки. Полезно периодически вешать полуготовую работу, чтобы оценивать результат.

Итак, оформление низа работы создано, но не выровнено.

Выравниваю низ работы в соответствии с первоначальным замыслом.

Обрезаем остатки нитей на изнанке, оставляя по 1-1,5 см. Знаю, что многие мастера завязывают эти нитки, я сама очень долго так делала, но потом пришла к выводу, что при моей плотности ткачества на нескользкой основе делать узелки это абсолютно лишнее. Никакие остатки никогда не вылезут на лицевую сторону. Поэтому я перестала делать узелки даже на изнанке деталей моих сумок.

Теперь вспомним о нитях, на которых гобелен прикреплен к палке. Обрезаем их концы, оставив приблизительно по 1 см.

Их хвостики укладываем в отверстия палки.

На каждый узелок, находящийся в отверстиях палки, капаем по 2-3 капли ПВА, оставляем на ночь, или, хотя бы часа на 3. Клей за это время полностью впитается в дерево, при этом фиксируя узелки.

Если нужно, дополнительно подглаживаем утюгом, я этого не делала, иногда это бывает совершенно лишним. (Слегка прошлась по нему с изнанки утюгом один раз, перед тем, как прикрепить к палке. Снять забыла :)

Итак, вот долгожданный результат.

Надеюсь, этот мастер-класс пробудит интерес к ткачеству у пока ещё не ткущих людей и, возможно чем-то будет полезен уже ткущим. Не бойтесь экспериментировать, изучая новые ремёсла, творчески смотрите на окружающий мир, ведь он полон ускользающей красоты и уходящей натуры.

Черпайте идеи из обыденности окружающего мира, смело воплощайте их в жизнь и любуйтесь результатами!