Войлок. Немного истории и традиции
  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Валяние

Мне, как человеку, занимающемуся валянием шерсти, очень интересна история этого материала, его свойства, а самое главное, та польза, которую может получить человек, использующий в своей жизни шерстяные изделия. И так, вот шерсти клок, что я могу о нем Вам рассказать? Я, конечно, не писатель, но кое — что о нем попытаюсь рассказать. Сегодня хочу поговорить об истории и традициях .

Шерсть — уникальный материал, который человечество использует еще с древних времен. Упоминание о нем мы встречаем в Библии (История о Ноевом ковчеге, поведает нам о первом свалянном ковре. Из Нового завета узнаем, что после рождения Иисуса Христа завернули в овечью шкуру, если внимательно прочесть Библию, найдем еще множество упоминание об этом замечательном материале), в древних легендах (вспомним хотя бы легенду о Золотом руно)... Интересно отметить, что в Испании до 18 века вызов из страны мериноса, чья шерсть считалась самой востребованной и дорогой, карался очень строго, вплоть до смертной казни. География использования шерсти в древности, довольно разнообразна. Так, остатки изделий из шерсти археологи находят по всему миру — в Китае, Америки, Египте, в странах Азии. В Горном Алтае обнаружены захоронения 4-5 веков до нашей эры. В этих захоронениях были найдены предметы Пазырыкской культуры, среди которых были войлоки(изделия из сваленной шерсти). Пазырксие войлоки сегодня хранятся и выставляются в Эрмитаже. Самый большой из схоронившихся войлоков , это войлочный ковер размером 30кв. метров (450см х 6500см). Для изготовления ковра была использована шерсть, состриженная со 100 овец (по расчетам с ученых).

Рис.1 Пазырыкский ковер. Эрмитаж.

Кроме Пазырыкской коллекции в современном мире сохранены еще три коллекции древнего войлока : Сирийская, Египетская и войлочная коллекция из Синьцзяна.

Некоторые древние традиции живы и сегодня.

Иранская традиция . Она основана на вваливании узора. На основу выкладывали узор из шерсти, сворачивали рулоном и приступали к валянию. Основным элементом узора, выполняемого в данной традиции, является рог барана. Традиционные цвета — красный, черный и белые цвета.

.

Рис.3 Пример Иранского войлока.

На сегодняшний день носителем данной традиции являются туркмены.

Пазырыкская традиция. Она заключается в валянии войлоком по войлоку. Собственно, это традиция того самого войлочного ковра, о котором я говорила выше. В ее основе лежит следующая техника. К свалянной основе, кручёной сухожильной нитью пришивались фигуры из разноцветного войлока. Традиция отличается ювелирной аппликацией и удивительной яркость цветов.

Рис.4 Пазырыкской войлок.

Сюнская традиция войлоковаляния. Данная традиция до сегодняшних дней сохранилась в Бурятии, практически в первозданном виде. Первые образцы таких войлоков были найдены в курганах Ноин-Улы (хунну, 2—1 века до нашей эры.) во Внутренней Монголии. Войлоки этой традиции выполнены в одном цвете, густо украшены мелкой стежкой из сухожильных нитей, традиционным орнаментом, с обязательной окантовкой толстым витым шнуром. В разных регионах традиции войлоковаляния имели свои особенности. Очень интересен и необычен сам процесс создания такого войлока. Небольшие войлочные изделия валялись женщинами вручную, тогда, как большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Заготовка будущего войлока скатывалась в рулон, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлокадостаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км

Рис 5 Сюнский войлок

Основателями войлоковаляния принято считать кочевые народы. Из войлока они изготавливали обувь, одежду, украшения, убранство для жилищ, попоны для лошадей, обереги.

Кроме того, полотна войлока обеспечивали комфорт воинов в походах и сражениях. Выживать в морозы и под пронизывающими горными ветрами кочевникам помогала одежда и жилища из войлока. Воины древнего Рима использовали войлочные прослоий между доспехами и нательной одеждой. Они позволяли солдатам, несмотря на тяжелые железные доспехи, чувствовать себя комфортно и свободно двигаться в сражении.

Однако, славяне, несмотря на то, что они ни когда не кочевали, тоже знали о войлоке и занимались его изготовлением. Представители славянских народов имели свою войлочную традицию – они изготавливали полувойлоки. Летописи донесли до нас завораживающие названия шерстяных тканей древних славян: апона, водмил, ерига, орниц, сукно. Первые упоминания о сукне встречаются начиная с 12 века. А вот археологические находки частей войлочного изделия на территории старой Ладоги,говорят о том , что войлок славяне освоили не позднее начала 8-го века. Сегодня эта находка отреставрирована и является частью экспозиции «Археология Ладоги» Староладожского музея-заповедника.

Рис.6 Отреставрированный фрагмент древнеславянской шерстяной ткани.

Известен и способ, которым славяне валяли тонкое сукно(шерстяную ткань, полувойлок). На доску раскладывали шерсть, поливали ее непрерывно горячей водой. Двое мужчин, располагались друг на против друга, по краям доска и ногами и двигали по ей ткань, то к себе, то от себя. При этом получался тонкой слой, очень похожий на тонкий войлок. Использовали славяне войлок в одежде, в конском убранстве из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Воины славяне, тоже пользовались войлоком. Из него делали подклады под шлемы, для смягчения удара. В военном деле и полувойлоки приносили свою пользу. Из сукна изготавливался мятель (плащ), который имел множество функций, он был элементом воинской одежды, воин мог использовать войлок в качестве щита, намотав на руку толстое валяное сукно, а в военных походах такой плащ использовали как одеяло, и как палатку.

Вот такое войлочное наследие оставили нам наши далекие предки. Очень хочется, что бы оно дошло до наших далеких потомков, согревая их своим теплом и уютом.
Продолжение здесь>>