Декорируем фонарь-подсвечник

Предлагаю посмотреть процесс создания винтажного фонаря-подсвечника. Процесс не особо сложный, но требующий некоторых навыков в декоре. А кто-то, возможно, откроет для себя новые материалы и начнет работать с ними.

Итак, будем делать винтажный фонарь, который очень скрасит летние вечера в загородном доме, а может и в квартире, если впишется в интерьер. Фотографии в мастер-классе были сделаны в разное время суток, поэтому цвет меняется в зависимости от освещения. Но это один и тот же фонарь :)

У меня заготовка из сосны, боковинки стеклянные. Вместо одной из сторон — дверца, которая открывается снизу вверх. Дверца съемная. Обнаружилось это уже в процессе декора) Когда я декорировала первый такой фонарь, несколько дней продумывала материалы — чтобы были не горючими, и не нужно потом было бы лакировать и шкурить, так как орудовать внутри заготовки совсем неудобно из-за ее размеров. Да еще эта дверца... Я так понимаю, на этом фонаре она снялась чисто случайно)

1. Обжиг. В общем-то грех не брашировать сосновую заготовку, да еще если хочешь получить винтажную вещь. Пришлось тоже поломать голову, как надежно защитить стекло во время обжига.

Наклеиваем бумажный скотч по контуру на каждой боковинке.

Вырезаем из плотного картона (у меня это был гофрокартон) прямоугольник примерно по размеру стекла. Плотно прижимаем его к той грани, с которой будем работать, и начинаем обжигать. Сам процесс обжига я не сфотографировала, так как невозможно одновременно держать картон, горелку и фотоаппарат) Ну, конструкция примерно такая. Кстати, я нисколько не пожалела, что подстраховалась с картоном, так как в процессе он местами обгорел. И лучше держать под рукой емкость с водой, чтобы вовремя потушить огонь, если что-то вдруг. Стекло при этом почти не нагрелось.

2. Браширование. Накануне мне посчастливилось купить набор щеток для браша. Они небольшие по размеру, и ими очень удобно работать с заготовками, имеющими сложную поверхность. В набор входит 3 щетки — стальная, латунная и синтетическая щетина. В общем, я осталась очень довольна своим приобретением. Очень рекомендую.

Процесс браширования описывать не буду, покажу результат. Вот такой фонарь у нас получился. Внутри мы не обжигали, только снаружи. И да, не стоит лезть горелкой в те места, из которых вы потом не сможете вычистить нагар. Лучше недожечь, чем пережечь. Потому что на обгоревшее дерево не ляжет никакой декорирующий материал. Вообще ничего.

3. Тонирование. Как хорошо заметно, внутри фонарь остался белым. Перед тем, как приступить к его окраске, нужно максимально выровнять цвет. Для этого берем морилку на водной основе. Я пользуюсь морилкой фирмы Borma Wachs шоколадно-коричневого цвета. Разбавляю ее водой до нужного мне оттенка.

Можно взять обычную, цвет Дуб. Правда, наносить ее придется в несколько слоев. Стараемся залить морилку в щели, которые прилегают к стеклу, и снаружи и изнутри. Иначе, когда вы снимете скотч, можете неприятно удивиться, увидев сквозь прозрачное стекло светлые пятна дерева.

Не паникуйте, если цвет морилки окажется немного темнее цвета обожженного дерева. Во-первых, морилка станет светлее после высыхания, а во-вторых, ее можно будет слегка подчистить шкуркой и все выровняется. Обращаю внимание — морилкой мы проходимся только там, где светлое дерево. Обжиг не трогаем, если в этом нет необходимости.

В итоге получаем практически однотонный фонарь.

4. Трафарет. На этом этапе наносим объемный рисунок на крышку фонаря. Для этого используем текстурную пасту фирмы «Сонет». Шпаклевка не подойдет! Также не подойдут и другие рыхлые пасты! Мы не будем покрывать их лаком или как-то еще защищать. Со временем они могут осыпаться. «Сонет» подходит именно из-за своей «резиновой» структуры после высыхания. И соскрести его очень сложно.

Для получения бирюзового цвета смешиваем в небольшом количестве краски — голубую, желтую и белую. После смешивания добавляем текстурную пасту.

Берем трафарет и наносим шпателем рисунок на все 4 плоскости крышки.

Ждем, пока высохнет.

5. Окрашивание. В начале я упоминала о том, как выбирала материалы для декора, и в итоге остановилась на масле для мебели. Он жидкое, хорошо затекает в углубления, и его не нужно лакировать. Я использовала масло V33 для садовой мебели, цвет «БирюзаІ» (на фото немного ниже).

Очень рекомендую пользоваться резиновыми перчатками, так как потом сложно будет отмывать руки, особенно ногтевые лунки. Наливаем масло в емкость и красим заготовку кисточкой. Но не всю заготовку, а частями. На фото видно, что цвет получается слишком яркий.

Берем кусочек мягкой ткани (я пользуюсь обычным бинтом из аптеки) и стираем излишки масла.

Уже лучше. Так, по частям, прокрашиваем весь фонарь. Я работала боковинками — одну прокрасила — вытерла. Потом вторую и так далее. Не забываем про внутреннюю часть фонаря.

Вот так получается в итоге. Я потом еще совсем немного прошлась мелкозернистой шкуркой, особенно по граням. Не сфотографировала этот момент. Масло сушим примерно сутки.

6. Тонирование. Мне не нравится слишком яркий, «веселенький» цвет, но это на любителя. Я решила, что нужно его приглушить.

Тонировать будем маслом белого цвета. Обращаю ваше внимание, что разные по своим характеристикам материалы нельзя смешивать. Если уж начали маслом, им же и будем продолжать. Я взяла бальзам на масляной основе «Акватекс» (фото чуть ниже).

Этот этап полностью повторяет предыдущий — красим — получаем яркий цвет — стираем.

Вот что получилось в результате тонирования. Цвет стал более приглушенным. Не забываем про внутреннюю часть фонаря — там все то же самое. Оставляем сохнуть еще на сутки.

Вот такая красота. Еще больше выделилась структура дерева.

7. Вощение. Воск можно взять прозрачный, но мне хотелось добавить винтажности, и я воспользовалась тонирующим, античным воском тоже фирмы Borma Wachs. Воск наношу также кусочком бинта. На фото хорошо видно, как меняется цвет после нанесения воска.

Покрываем воском весь фонарь.

8. Крепление подвеса. Можно было взять ручку, которая просто прикручивается саморезами. Но мы не ищем легких путей :) Ручка крепится на винт, и нам нужно просверлить в крышке сквозное отверстие. Конструкция крышки не самая простая.

И еще сложность в том, что на выходе сверло может выломать куски дерева, а нам это не нужно. Поэтому снизу нужно поставить деревянную подпорку, в которую упрется сверло на выходе из крышки. Исхитряемся, и просовываем в отверстие крышки деревянный колышек, плотно прижимаем его к верхней крышке и сверлим.

Подвес у нас обычный латунный. Покрасим его немного.

Для начала протираем его спиртом. У меня спирт не совсем чистый, он из баночки, где я мою кисти после шеллака. Но сегодня это совсем не помешает.

Потому что дальше я буду покрывать ручку шеллачным лаком.

После высыхания лака вновь смешиваю краски для получения бирюзового цвета и окрашиваю ручку. К сожалению, не сфотографировала этот процесс. После полного высыхания краски, металлической ватой, очень аккуратно, местами соскабливаю краску, чтобы получить винтажный эффект. Потом кладу еще 2 слоя шеллака и оставляю на несколько часов, чтобы полностью высохло.

9. Тонировка объемного рисунка. Снова берем в руки трафарет и воск с металлическим эффектом. У меня это Стамперия, цвет медь. Накладываю трафарет и очень аккуратно, пальцем, слегка касаясь поверхности, наношу воск на рисунок.

На все 4 грани. Не стараюсь прокрашивать все полностью.

Снимаем скотч. Он нужен был не только для того, чтобы не повредить стекло при обжиге, но и чтобы оно меньше испачкалось. Все же масло и воск... Но все равно, испачкалось, конечно, знатно :)

Не паникуем! Берем все тот же спирт, а если его нет, то разводим в воде несколько капель нашатырного спирта. И протираем стекла ватным диском или все тем же бинтом. Если на стекле есть засохшие следы масла, счищаем их ТОЛЬКО деревянной палочкой. Это может быть зубочистка, или палочка от мороженого, или еще что-то в этом роде. Ни в коем случае не царапаем стекло железом! Деревом можно отчистить так же хорошо, и более безопасно для стекла. И вот результат — стекла идеально чистые.

10. Трафарет на стекле. Мы так тщательно отмывали стекла еще и с целью обезжирить их, потому что сейчас будем наносить на них трафаретную роспись. Берем трафарет, подходящий под рисунок на крышке, и контур для стекла. Я никак не могла определиться — белый или слоновая кость? И в итоге просто смешала их. Накладываем трафарет на стекло снаружи и аккуратно, кисточкой, наносим краску.

Вешаем дверцу на место, предварительно нанеся клей на крепление. Прикручиваем подвес и любуемся результатом.