Ценообразование как психологическая проблема.

Говорят, что на рынке два дурака, один дёшево продаёт, а другой дорого покупает...

Вот мы и мечемся, то ли цены у нас слишком низкие, не заработаем никак столько, сколько надо, то ли цены у нас слишком высокие, что покупателям трудно до невозможности совершить покупку...

Психология в её общественном трактовании - это рассуждения о том, как люди думают, представляют, чувствуют. Поэтому с психологической точки зрения цена может иметь несколько функций как для покупателя, так и для мастера.

Функции цены для покупателя:

  1. Имиджевая. Одни хвалятся, что умело экономят, покупая недорогие, но хорошие, красивые, добротные (нужное подчеркнуть) вещи, другие гордятся, что могут позволить себе покупать тааакое...
  2. Показатель качества. Все же знают, что качественные материалы и ударный труд профессионала стоят дорого, следовательно, низкая цена - показатель, что на чём-то сэкономили.

Функция цены для мастера:

  1. Цена - это, в общем-то, будущий доход мастера. Может, продукты купим, а, может, и отдохнуть съездим.
  2. Цена - показатель уважения и доверия к мастеру. Если покупатели готовы покупать вещи дорогие, значит, и творчество его уважают, и вещи его считают хорошими. Особенно сильно уважают, если покупают часто.
  3. При помощи цены мастера стараются влиять на уровень спроса: снижая, ожидают повышения спроса, повышая - вводят определённые преграды и ограничения (бывает и такое, говорят).

Главное - чтобы с установленной мастером ценой согласился покупатель! Что интересно, обычно покупатели никакого представления о процессе создания вещей не имеют (а зачем). Как же оценивают справедливость цены? В 90-е годы я училась в университете. Не самом лучшем, но училась же. С книгами напряг, в основном выезжали на конспектах. Я к тому времени изучила стенографию и мои конспекты были почти дословными. Добавим, что лекций я не пропускала. Но такими конспектами кроме меня, конечно, пользоваться никто бы не смог, если бы... Подруга - инвалид, ей писать трудно, вот для неё, в основном, я свои записи расшифровывала и печатала на машинке. Один лист не подкладывают, чтобы валик печатной машинки сберечь, поэтому - копирка и ещё листочки... Напечатала, сэндвич разобрала, новый печатаю. Первый экземпляр конспектов, конечно, мой, второй - подруге, а третий и четвёртый получались лишними, мы их продавали. Перед сессией брали хорошо да ещё и мало было. Нашли халявный ксерокс и хотели было сэкономить на бумаге, копировали на двух сторонах листов... Студенты отказались брать по той же цене, потому что очень тоненькие брошюрки получились! Текст-то всё тот же, правильный, просто бумаги стало меньше, а вот гляди-ка, тонкие брошюры неуютно покупать, нет к ним доверия. Так же было потом и с солонками, когда я цену устанавливала, исходя из своих трудозатрат, ведь нужно за заготовками ехать, потом к этим солонкам отдельно ложечки прикупать, потом сколько возни с покрытием их всеми этими пропитками и лаками, не говоря уж о том, что и резьба, и правка инструмента, и травмы тогда частенько случались, бывали и серьёзные... Люди делали большие глаза: да ты чё, солонку за столько? Нее, это же всё-таки солонка...

Вывод: если вещь считается простой, обыденной, то она должна стоить дёшево. А вот если от вещи могого ожидают, например, удачной сдачи экзамена, или вещь относится к разряду имиджевых, если она что-то должна сказать о владельце, то за неё заплатят ровно столько, на сколько хотят от неё результатов. И если дама хочет, чтобы все взгляды всех людей были прикованы к ней, такой неотразимой, не поскупится она ни на платье, ни на украшения, если верит, что эти наряды именно так сработают. И опять, не вникнет в трудности или лёгкости производства этих вещей, просто представит взгляды окружающих и приложит усилия, чтобы купить. Значит, в этом случае низкая цена здесь как раз отпугнёт покупателя, возникнет подозрение, что здесь есть какой-то подвох, скрытый дефект.

Исключения. Как ни крути, всегда были, есть и будут люди, которые любую цену назовут слишком высокой и или постараются её снизить, или дождаться, когда продавец снизит, или будут долго-долго готовить себя к такому сверхсерьёзному шагу, как эта дорогая покупка, и всегда были, есть и будут есть люди, которые гордятся своими благоприобретёнными финансовыми возможностями и даже ради поддержания этой гордости будут демонстративно тратить. Ну, бывает, что ж, на то они и исключения, поэтому и удивляют, и запоминаются хорошо.