Основы смешения акварели
  • Рубрика: Мастер-Классы
  • Виды творчества: Акварель

Сегодня я бы хотела рассказать Вам немного об акварели и о том, как её смешивать. То, что я рассказываю — скорее, моё понимание темы, так что если кто-то будет с чем-то не согласен, не ругайтесь, но пишите и мы разберёмся вместе! :)

Итак, начать я бы хотела с самого основного — с цветового круга. Я сделала самый простой цветовой круг, чтобы было примерно понятно, о чем я буду говорить дальше.

Первое, что вам нужно знать о смешение цветов — чем ближе цвета находятся друг к другу в цветовом круге, тем ярче и чище будет получаться их смесь. То есть, если смешать жёлтый с синим — получится зелёный цвет, если же смешать жёлтый с фиолетовым — серовато-коричневый оттенок. Конечно, первая смесь будет казаться намного более чистой и яркой, чем вторая. Это вы можете заметить на следующей фотографии.

Теперь немного о самих красках. В пределах одной цветовой группы существуют цвета с разным подтоном — например, лимонная и кадмий жёлтый средний. Мы видим, что лимонная краска ближе к синему цвету, а кадмий жёлтый светлый — к красному.

То же самое можно сказать и о синих, и о красных цветах и вообще о любых цветах находящихся в одной цветовой группе.

Лимонная находится в цветовом круге ближе к синему, чем кадмий жёлтый средний, соответственно будет давать в смешении с синим более чистый и яркий цвет, а кадмий жёлтый средний в смешении с тем же синим даст более интересный и «тусклый» оттенок.

То же самое с жёлтыми и красными цветами. Смешав кадмий жёлтый средний и кадмий красный (сверху), которые стоят друг к другу достаточно близко, получится яркий и чистый оранжевый. Если же я смешаю лимонную и карминовую (снизу), два цвета, которые находятся дальше друг от друга, чем первые два, смесь получится намного менее яркой и не такой чистой.

Это правило может также пригодиться, если вам нужен определённый цвет, но он слишком яркий и бросающийся в глаза. Смешав его с тем, что находится напротив в цветовом круге, вы можете приглушить имеющийся цвет, убрать излишнюю яркость. Это работает, все по той же схеме — цвета находятся на самом далёком расстоянии, поэтому при смешении нейтрализуют друг друга.

Соответственно, к розовому я добавила стоящий напротив — зелёный. Только совсем капельку, этого будет достаточно, чтобы убрать яркость, но сохранить оттенок :)

Теперь вы знаете, что если вам нужно получить насколько это возможно яркий «вырви глаз» цвет, вы будете обращаться к цветам, стоящим друг к другу близко :)

Немного о свойствах акварельных красок. Во-первых, они обладают разной прозрачностью: есть совсем прозрачные краски, а есть плотные. Например, розовый хинакридон и кадмий красный. При смешении их с одним и тем же жёлтым оранжевые получаются немного разные : в первом случае он более прозрачный и лёгкий, а во втором более плотный. Это свойство так же следует учитывать, и использовать в зависимости от нужного вам результата.

Еще одно свойство, которым могут обладать акварельные краски — грануляция. Это свойство присуще скорее краскам профессиональных серий, но неплохо бы знать о нем и начинающим художникам. Грануляция — это выпадение частиц пигментов в осадок, наиболее заметна она при большом разбавлении краски водой. Это создает интересный узор на бумаге, а если вы смешаете гранулирующую краску с какой-нибудь другой, они будут разделяться и заливка будет неравномерной. Это свойство нужно учитывать и использовать аккуратно, в зависимости от эффекта, которого вы хотите добиться. Для примера слева не гранулирующий голубой цвет, а справа гранулирующий церулеум.

Также отдельно хотелось бы поговорить о пигментах. Как мы знаем, практически все краски состоят из пигментов и в некоторых красках их бывает два, три или даже больше. И иногда незнание пигментов, входящих в состав ваших красок, может не очень хорошо отразиться на рисунке. Приведу пример, у меня есть натуральная сиена жженая (коричневая краска) и ее имитация. Цвета вроде бы похожи, но натуральная сиена жженая (справа) состоит из пигмента номер 7 — это натуральный землистый пигмент, обладающий спокойным красновато-коричневым цветом, немного выпадающий в осадок —, а имитация ее состоит из целых 3 пигментов, причем ни один из них не является натуральной сиеной, зато есть и желтый, и красный пигменты! Натуральная сиена жженая в смешении с ультрамарином дает красивый жемчужно-серый цвет, а имитация ее из-за наличия желтого в составе дает не очень чистый зеленоватый цвет.

Теперь немножко примеров применения всего вышесказанного на практике! Здесь у меня нарисованы 3 листика и для каждого из них я смешала по 2 цвета: жёлтый и синий. Но в первом случае цвет листика очень сочный, даже нереально яркий — как вы уже могли догадаться, для него я смешала лимонную и ярко-голубую, цвета, стоящие максимально близко друг к другу, поэтому цвет очень чистый, «вырви глаз» салатовый :) Я бы не советовала использовать такую смесь в больших количествах, если вы хотите добиться цвета натуральной зелени — он все-таки слишком яркий, но, если добавить в него каплю оранжевого, цвет будет теплее и уже сойдёт за цвет свежей травы, если добавить чуть больше красного — это уже цвет пожухлой листвы, а если немного ультрамарина — получается приятный цвет теневых листьев солнечным утром) чуть ниже — кадмий жёлтый и ультрамарин. Эту смесь мы тоже с вами видели и, по-моему, это очень натуральный цвет для листьев, например, в ботаническом иллюстрации. Здесь можно поиграться с количеством жёлтого и синего — добавьте больше кадмия и у вас есть чудесный оливковым цвет, больше ультрамарина — ещё один прекрасный цвет для теней, а если добавить каплю фиолетового — подойдёт для деревьев поздним вечером или даже ночью!) наконец, листочек справа — для него я использовала ору жёлтую и ультрамарин. Как видите, цвет достаточно тусклый и лишь отдалённо напоминает цвет листьев) но если вам нужен такой спокойный, сероватый болотный цвет — это то что вам нужно) за счёт того, что охра — довольно плотная краска, смесь тоже будет плотной, это добавит цвету дополнительной «туманности». Для деревьев в дождливую пасмурную погоду, по-моему, в самый раз! :)

И ещё небольшой пример. Смешав карминовую с ультрамарином (сверху), я получаю довольно стандартный фиолетовый цвет, которым, при желании, можно сделать равномерно заливку, но, смешав ту же карминовую с церулеумом, я получаю приятный лавандовый оттенок фиолетового, не сильно ядовитый и поддающийся грануляцию. Цвет будет казаться немножко разбеленным из-за того, что церулеумом — довольно плотный, будто смешанный с белилами цвет. Такая смесь будет играть на бумаге, создавая приятные глазу узоры из разделившихся пигментов и хорошо подойдёт как для цветов, так и для неба, например)

Вот и все, что я хотела вам сегодня рассказать! Надеюсь, информация была полезной и хоть немного понятной :) если да, пишите, пожалуйста, комментарии и если вы с чем-то не согласны, тоже делитесь своим мнением, мне будет очень интересно :) Спасибо за внимание и до новых встреч! :)