Покровительницы рукоделия

Во все времена женщина была и остается женщиной, для которой важно не только, быть красоткой и ловить на себе восхищенные взгляды окружающих, но самое главное, удобно и комфортно обустроить быт своей семьи. Определенной породе дам (наделенный фантазией, терпением, и конечно талантом) на выручку в этом всегда приходит, рукоделие. Рукодельницы всех времен и народов ткут, прядут и валяют, вяжут и шьют, штопают и вышивают под чутким, заботливым, однако не всегда и не всем заметным, взором своих небесных покровительниц. Так, рукодельницы Египта почитали свою заступницу — богиню Нейт, соткавшую, согласно легенде, весь мир.

Рукодельниц индейцев майя оберегала богиня луны и ткачества по имени Иш-Чель.

На Гавайях поклонялись богине-мастерице — Кахоу-по-канэ.
Была своя покровительница рукоделия и у до Христианских славян — богиня Макошь , которая ассоциировалась как ткачиха, пряха и вышивальщица.

Богиня Макошь является столь же древней, как и сам великий Род. Она настолько велика и могущественна, что родила богов и саму жизнь. Род и Макошь две противоположности — мужское и женское, то от которых быть стала сама вселенная. Имя богини Макоши происходит от двух слов: «кош» или «кошт», то есть «судьба», «предначертанное», и приставка «ма», сокращенный вариант слова «мать». Получается, что Макошь — это Мать всего ею порождённого и владычица их судеб.
Макошь изображали, как женщину с большой головой и длинными руками. Символичными знаками богини были пряжа, клубки шерсти и веретено. Согласно легенде, ночами Макошь пряла свою божественную нить судьбы — основу людской жизни, из которой сам человек, на протяжении всей своей жизни, и день, и ночь ткёт полотно своей жизни. Были у Макоши две помощницы Доля и Недоля, которые помогали Богине ткать полотно мироздания, связывая воедино прожитые жизни и совершенные деяния. Если прислушаться к слову «сутки», можно найти созвучие со словом «соткать», и это не случайно, ведь древние славяне так и относились к своей жизни, как к ткачеству. Человек сам ткал свою судьбу из божественной нити судьбы, которую Макошь сплела ночами. Длина нити, для каждого человека отмерялась богиней, а каким получится полотно судьбы зависит от самого ткача, от его поступков. У доброго и справедливого человека будет белое, ровное и чистое полотно — достойная и счастливая жизнь, ну а у человека, выбравшего худую дорогу и полотно будет, соответствующее. Почиталась богиня Макошь в пятницу. В этот день женщины не притрагивались к рукоделию и не пряли, только блудницы и падшие женщины могли не придерживаться этого правила.
Шло время, менялся мир и мировоззрения людей, на смену язычеству пришло христианство. С его приходом славянские рукодельницы не остались без небесного покровительства. На смену язычнице Макоши пришла святая Параскева (или Прасковья).

Родилась святая в 3 веке в Иконии. Родители ее были настоящими христианами и особо почитали пятницу — день страданий Христовым, поэтому и назвали, новорожденную дочь Параскевою, что значит «пятница». Выросшая Параскева решила посвятить свою жизнь Богу, дала обет безбрачия и посвятила свою жизнь обращению язычников в Христианскую веру, за что и была замучена и казнена, через отсечение головы, язычниками в Крымских горах, в урочище Топлу (в те времена, Крым был отдаленной провинцией Римское империи). На месте, где пролилась кровь казненной святой, открылся святой источник, который не разу не пересыхал на протяжении 19 веков. Этот источник почитался не только христианами, но и мусульманами тоже. Позже, на мести гибели святой был открыт монастырь, который является действующим и сегодня.
Во все времена на Руси почитали Параскеву-Пятницу, как «бабью святую», покровительницу семьи , брака, женщин и всей женской работы, особенно той, которой занимались зимой — шитье, ткачество, прядение, вязание, работ связанных со льном т.е. различных видов рукоделия.
В день памяти святой Параскевы (10 ноября) приносили в церковь оттрепанную первину льна, её посвящали святой и привешивали к иконе Параскевы . В этот же день устраивали «льняные смотрины»: женщины выносили вытрепанный лен - первак на улицу и показывали друг другу. Девушки старались, что бы парни и будущие свекрови увидели результаты их рукоделия. На неделе Параскевы женщины и девочки показывали друг другу свои работы.
На севере России делали куклу Параскеву, которая становилась хранительницей мелких предметов рукоделия. На нее навязывали кусочки тесьмы, всякие ленточки, шнурочки, прикалывали булавочки, иголки, пришивали пуговицы — всю мелочевку, которая так нужна в рукоделии.

Тавифа, еще одна православная святая — покровительница рукодельниц.

Её имя означает «серна». Тавифа была ученицей апостолов. Она шила одежду и рукоделием зарабатывала себе на жизнь, а также «творила милостыню» обшивала бедных сирот и вдовиц. Обшитые ею обездоленные очень любили Тавифу. Когда заболев она умерла, горе и слезы этих людей увидел апостол Петр. Он попросил оставить его одного с телом умершей. После горячей молитвы, совершенной Петром, Тавифа воскресла, своим воскресение, она заставила многих прийти в Христианство.
И это, наверняка не полный перечень заступников и покровителей рукодельниц и рукодельников. А если так много у нас защитников, значит наше дело доброе и оно ни когда не умрет и не забудется, всегда будет полезным, будет приносить радость, и нам, и тем для кого мы рукоделим.