Александ Родченко и его работы

Я хотела бы напомнить о творчестве уникального и многогранного Художника - Александра Родченко. Он был одним из плеяды русских художников, творчество которых раскрылось на идеях революции, идеях ломки старого мира и образования новой среды. Творчество этого человека имеет всемирное значение.

В это й публикации я напомню лишь об одной грани его творчества - фотографии. Сколько поколений творческих людей училось на гениальных творениях Родченко!

РОДЧЕНКО Александр Михайлович родился 23 ноября 1891 в Петербурге .

Российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна.

Летний день 1929

Родченко учился в Казанской художественной школе, затем поступил в Строгановское училище в Москве.

К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней.

Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма.

У колонки. Жарко 1932 г.

С начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-28 - "Нового ЛЕФ'а"; в 1933-41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке".

Дом Моссельпрома 1932

Железнодорожный мост 1926

Планетарий 1932

Бокал из серии Стекло и свет 1928

Пешеходы 1928

Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925

Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929

Шуховская башня, 1929 год

Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.

Маневры Красной Армии 1924

Москва-река 1926

Сосны. Пушкино 1927

За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933

Полевые цветы 1937 г

Рено Маяковского 1929

"У телефона", 1928 год

Портрет шофера 1929 г.

Пионер 1928 г.

Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко".

Пионер-трубач 1930

Портрет матери 1924

Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ

Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924

Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924

Владимир Маяковский 1924

Актриса Юлия Солнцева 1930

В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба).

Прыжок в воду 1932

Метательница диска 1937

Футбол 1937

Прыжок в воду 1932

"Готов к труду и обороне!", 1930 год

Дорогу женщине 1934 г.

Утренняя зарядка 1932 г.

В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-37; "Красная Армия", 1938;"Советская авиация", 1939, и др.).

"Фабрика-кухня", 1932 год

Указатель 1932 г.

"Фотоурок". Регина Лемберг с фотоаппаратом 1934 .

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой.

В публикации использованы материалы сайтов:

.peoples.ru

about-artart.