Ни пяди в отход! История старинного кроя

Попробуйте догадаться, какую самую важную задачу должны были решить закройщики на Руси в стародавние времена?!
Это оптимизация! Самым важным моментом в работе «дизайнеров одежды», творивших двести-триста лет назад, была именно она. Ни пяди в отход! Или даже так — каждую пядь в дело! Кстати, о пядях…

Не семь пядей во лбу

Не семь пядей во лбу. Задумывались когда-нибудь, что это значит? То есть, смысл понятен каждому. Он обидный. А вот происхождение…

Пядь — расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами руки, около 18 см.
Таким образом, выражение «не семь пядей во лбу» обозначало невысокое личностное развитие гражданина — на уровне 12-летнего ребёнка, рост которого и составлял семь пядей.
Многие не слишком масштабные вещи на Руси измеряли именно пядями. Пядями мерили иконы, высоту сугробов и, разумеется, ткани. Со временем пяди трансформировались в четверти, потом мастеровой люд стал употреблять русское соответствие дюймам, но в народном быту — особенно в ткачестве, вплоть до 20-го века мастера продолжали применять именно эту меру. Примелось также измерение локтями.

Хотите знать, как такие измерения, как пяди или локти влияли на крой традиционной русской мужской рубахи? Читайте дальше!

Русская туника

Рубаха или сорочка являлась основой крестьянского костюма. И от того, каковы были ткань, орнамент, цвет, зависело и назначение рубахи.
Современные исследователи по окраске рубахе, по вышивке или орнаментальному рисунку определяют местность, в которой она была произведена, и её место в системе ценностей ушедшей эпохи.
Общим же у большинства рубах, произведённых из домотканного полотна, был крой. Он находился в прямой связи с шириной ткани и выполнялся по определённой безотходной раскладке.
Крой зависел от ширины ткани. А она, в свою очередь, от ширины ткацкого станка. Под каждую хозяйку ткацкий станок заготавливался специально. Если ткачиха маленькая, локоть у нее короткий, значит и ширина была меньше. Ткачество ручное, из одной руки в другую нужно перекинуть челнок в зеве, вот и выходит, что широкую ткань физически не сделать.
Мануфактурные же ткани изготавливались на больших станках-самолетах, специальное приспособление позволяло челноку долетать до другого края, и ткань была широкой. И тогда с такой тканью менялся и крой.
Цвета рубах тоже были разные: чаще белые — это было наименее затратно, синие — крашеные в синильных мастерских и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.

Отходам нет!

Трудно было представить себе тканные отходы, при условии ручного исполнения самого полотна и, как следствие, его высокой ценности. Традиционный крой рубахи остался привычным на долгие годы. Срезать в угоду выкройке 30 см полотна было невообразимым расточительством.

Выкройка русской традиционной рубашки напоминала тунику. Ткань сгибалась пополам, из неё кроилось полотно рубахи, рукава и обязательная часть — подоплёка. Остатки шли на ластовицы и ворот.
Подоплёка укрепляла верхнюю часть одежды, позволяла аккуратно обработать ворот и разрез, а в некоторых местностях, например, на Алтае, служила и потником.

Кручёная нитка обеспечивала ткани невероятную прочность и долговечность. Армия маркетологов тогда ещё не думала над тем, как заставить крестьян каждый месяц покупать новую рубаху.

Пара пядей — вот и детская рубаха

Детских рубах традиционного русского кроя сегодня сохранилось совсем немного. Это был тот вид одежды, который снашивался подчистую. Рубашку донашивали мал, мала, меньше.

На крое детской рубашки проще всего объяснить, как «работала» пядь. Именно такой была ширина полотна — две пяди или 36 см. Причём, две пяди использовались как для измерения ширины подола, так и для рукавов.

Так же, как для взрослых рубах для детских делали подоплёку. Она могла быть прямоугольной или скошенной. В крое также обязательно присутствовала ластовица.

Вот такая повышенная экологичность была у наших предков — все в дело!