Русская тиара с французским названием

Тиара с лучами (шипами, зубцами), выполненными из бриллиантов разного размера, получила свое название «франж» (в переводе с французского «бахрома»). Второе название — русская тиара, она приобрела, так как обладательницами таких украшений были русские невесты и невестки. И уже после этого такие тиары набрали популярность, которая не спадает и по сей день.

Итак, XIX века появилась традиция всем великим княжнам готовить в приданое тиару франж. Александр I преподнес такие подарки своим сестрам каждой в свое время — Марии, Екатерине и Анне.

На картине ниже младшая сестра Анна Павловна (королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга), видимо, в той самой тиаре, полученной вместе с приданым от брата.

Это ожерелье-бахрому ожидала сложная судьба. В 1820 году случился пожар в Брюсселе в доме, где проживала Анна и ее супруг. Было утрачено много драгоценностей. Анна отправила остатки украшений в Петербург, где ювелирный мастер Дюваль, который и создавал эти украшения в качестве ее приданого, должен был их восстановить. Среди них оказалось и это ожерелье-тиара.

Заказала франж у придворного ювелира Франсуа Дюваль и вдовствующая императрица Мария Федоровна (мать Анны). Такой бриллиантовый полумесяц императрица носила по краю воротника, и как колье, а также украшала им свою прическу.

Известен портрет Александры Федоровны (жены Николая I) в колье франж. Художник Джордж Доу.

А это изображение жены уже императора Александра II в русской тиаре.

Художник Михаил Зичи, Венчание цесаревича Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Также Александр II подготовил в приданное своей единственной дочери в.к. Марии Александровне бриллиантовую тиару, которая вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского.

Эту тиару унаследовала ее дочь — королева Румынии Мария.

Ниже collier russe (русское колье) из бразильских и индийских бриллиантов в золоте и серебре. Все подвески с тыльной стороны пронумерованы и имеют дополнительные крючки, за которые можно эти подвески пришить к кокошнику, который часто можно встретить на парадных портретах Марии Федоровны. Это ожерелье-тиара входила в так называемую большую парюру, которая состояла также из диадемы, ожерелий и броши с каплевидными жемчужинами. На большинстве парадных портретов Мария Федоровна изображена в большей части этих украшений.

А это портреты императрицы кисти Ивана Крамского.

Ниже картина Маковского В.Е., сам Владимир Егорович за работой над этой картиной. А слева от картины на фотографии в кадр попал эскиз Марии Федоровны. Он представлен справа.

Визель Э.О.

По протоколу вдовствующая императрица должна была передать украшения новой императрице. И так было всегда. Но Мария Федоровна не смогла (не захотела) этого сделать, не смотря даже на то, что самому государю Николаю II пришлось просить об этом свою матушку. Точнее самые изысканные украшения остались в ее пользовании, остальное вернулось в кладовую коронных украшений.

Александра Федоровна не смогла с этим смериться, и буквально через несколько лет стала обладательницей шикарной коллекции драгоценностей, которые были заказаны ею или ее супругом у самых лучших ювелиров по всему миру. В ее коллекции появилась также русская тиара.

Александр Маковский

И. Галкин

Эту диадему Александра Федоровна взяла с собой в тобольскую ссылку. Судьба обеих весьма трагична: императрицу расстреляли, а тиара попала в руки большевиков. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

На этом снимке драгоценностей, подготовленных для продажи советской властью, можно заметить ожерелье и тиару. Возможно, это и были те самые бриллиантовые полумесяцы двух последних императриц. Какая-то часть драгоценностей монаршей семьи была продана за границей на аукционах, какая-то часть — была подвержена разбору и продаже по частям.

Эти украшения еще на двух фотографиях можно заметить.

У обеих дочерей Марии Федоровны было по русской тиаре. Например, на фото ниже великая княгиня Ольга Александровна в кокошнике из ткани, к которому пришита тиара франж.

Великая княгиня Ксения Александровна (вторая дочь Марии Федоровны) также получила в приданое русский кокошник. О чем в своем ювелирном альбоме была сделана отметка «От Мамы и Папы на свадьбу».

Не только родные сестры и племянницы получали по тиаре с приданным от императора, но и невестки, которые только вливались в семью Романовых. Так вместе с приданным от русского императора великая княгиня Ольга Федоровна (супруга великого князя Михаила Николаевича), принцесса Баденская по рождению получила русскую тиару. Об этом есть отметка в ее ювелирном альбоме.

Позднее эту тиару можно видеть на ее дочери великой княгине Анастасии Михайловне.

Обладательницей тиары франж была и великая княгиня Александра Георгиевна, принцесса Греческая и Датская, супруга великого князя Павла Александровича.

У великой княгини Марии Павловны старшей также был бриллиантовый полумесяц работы Болина из серебра с золотыми вставками.

Он перешел по наследству, как и все ее бриллиантыпо завещанию, дочери Елене Владимировне.

А дочь Елены Владимировны Елизавета Греческая воспользовалась этим украшением на своей свадьбе.

Эта тиара перешла по наследству дочери Елизаветы Греческой — Елене. Ниже фото с ее уже свадьбы.

А это уже свадьба ее внучки принцессы Австрии Софи Габсбург Виндиш Граец.

А это еще одна венценосная свадьба Максимилиана и Сары Майя Аль-Аскари в 2005.

Пожалуй, это единственная русская тиара, оставшаяся семейной реликвией, передающейся из поколения в поколение.

Кстати, у Елены Владимировны была еще одна дочь — Марина, на свадьбе которой был также лучистый кокошник ее матери.

Интересный момент. У ее бабушки великой княгини Марии Павловны была еще одна тиара, которая также как и первая перешли по наследству ее дочери. Великая княгиня Елена Владимировна вынуждена была продать ее, как и многие украшения, чтобы обеспечить своей семье прежний уровень жизни. Тиару купил Мартанд Бхайрава Tondaiman для жены Молли Финк. Позже она была приобретена у Молли после смерти ее супруга через корпорацию City of London для свадебного подарка в 1934 году для герцога Кентского и принцессы Марины Греции и Дании (той самой дочери Елены Владимировны). Эту тиару подарил мэр Лондона невесте Марине. Так, что на последующих фотографиях Марина уже в своей персональной тиаре, а не в той фамильной драгоценности, о которой шла речь выше. Чудесным и весьма непростым способом тиара вернулась в семью.

А на этом фото Марина на фоне портрета своей матери Елены.

На фото ниже свадьба дочери Марины — Александры Кентской.

А это уже свадьба ее сына и невестки Марии-Кристины Майкл Кентской.

Родная сестра вдовствующей императрицы Марии Федоровны супруга короля Великобритании Александра пожелала иметь подобную тиару, как у сестры, в своей коллекции украшений. И в 1888 году на праздновании серебряной свадьбы так называемые дамы из общества (365 знатных дам) преподнесли ей этот подарок от ювелирного дома Garrard&Co. Александре понравился подарок, но через несколько лет из тиары удалили несколько коротких лучей. По наследству эта тиара перешла Марии, а затем и Елизавете II.

Кроме того в английской драгоценной шкатулке имеется еще кое-что: Ганноверская тиара (принадлежала королеве Виктории) и тиара Марии Тэкской. Обе сейчас находятся в распоряжении Елизаветы II. Кроме того на свою свадьбу в 1947 году она получила ожерелье от лорда-мэра Лондона, председателя суда старейшин, управляющего банком Англии, председателя фондовой биржи и т.д. Иногда можно встретить фотографии королевы в этом колье и одной из тиар одновременно.

Тиары-франж усыпаны искусно подобранными бриллиантами, поэтомы их обладательницы блистали и притягивали взгляд. Практически у всех правящих династий Европы были подобные русские тиары, которые они заказывали у своих ювелиров. Например, подобную тиару-ожерелье можновидеть на фотографиях у царицы Болгарии Элеоноры Рейсс-Кёстрицской (в виде тиары) и ее матери Каролины Елизаветы Иды Рейсс-Грейцской (в виде ожерелья).

В Швеции. Баденская тиара-ожерелье стала свадебным подарком принцессе Виктории Баденской от родителей наследного принца Густава в 1881 году.

Ниже фотографии целой плеяды принцесс Швеции в этой тиаре франж: Луиза, Лилиан, Маргарета, Кристина, Сильвия, Виктория.

Лихтенштейн. Тиара Габсбургов, созданная Кохертом около 1890 года. Первая владелица эрцгерцогиня Мария Тереза Австрийская. Ее дочь Элизабет (жена принца Лихтенштейна Алуиса) унаследовала тиару. На фото ниже: Мария Тереза, принцесса Джина, Мария, Софи, Изабель.

Монако. Принц Людовик II подарил тиару-ожерелье своей дочери Шарлотте на свадьбу в 1920 году с графом Пьером де Полиньяком. На фото: принцесса Шарлотта, Каролина,Татьяна Санто Доминго.

Тайланд.

Совсем новодел. Тиара Мари-Шанталь Миллер (жены принца Павла Греческого) подарена ее родителями.