«Да!» ювелирной массовке

И массовка может быть «няшной»!

«Фуууу, что за ширпотреб на тебе?», — согласитесь, звучит оскорбительно… И всего лишь одной фразой на облике униженного человека поставлен жирный крест. Другое дело — «ты так эксклюзивна — одна на миллион!»

Для начала разберемся в данных понятиях. «Эксклюзив» — предмет, вещь, существующая в единственном экземпляре, уникальная, оригинальная, исключительная, неповторимая. «Ширпотреб», или «массовка» — продукция, предназначенная для широкого потребления, не единичная, производимая в больших количествах.

Все мы хотим выделяться из толпы, быть неповторимыми. Мы и так уникальны по природе, как снежинки, отличаемся друг от друга и характерами, и способностями, и духовным миром… Другое дело — внешний облик. Нас (особенно женский пол) приводит в неимоверное бешенство тот факт, что приобретенная в магазине вещь есть еще у кого-то. Как же быть в таком случае с уникальностью, к которой так рьяно стремимся?! Остается (ради этой уникальности) тратить огромные деньги на авторские тряпочки и побрякушки из раздела «эксклюзив».

Все хотят быть неповторимыми, но не каждый готов за это платить! Эксклюзивная одежда стоит баснословных денег, а ювелирка — просто «караул», сколько! Конечно, сверхобеспеченные люди могут позволить себе уникальную драгоценность, и не одну. Ювелир или узконаправленный бренд с радостью выполнит их самые смелые пожелания: и клиент останется довольным, и мастер — «в шоколаде». Спускаясь на ступень «лестницы обеспеченности» ниже, видим иную картину…

Вообще, существует представление, что если украшение изготовлено в узкой серии, то оно все равно эксклюзивное. По мне, это не соответствует определению понятия. И нужно «обзывать» подобную линейку иначе — «около эксклюзива», например, или не пудрить людям мозги. Такие изделия, конечно, не будут носить массовый характер, но и не эксклюзивный.

Есть фирмы, изготавливающие украшения в единственном экземпляре, и у которых будет впоследствии лишь один владелец. Я отчасти поверю ювелирному кредо этих компаний в том случае, если их ювелирная вещь будет высокой сложности (что ее нецелесообразно из-за дизайна или конструкции будет множить для последующих заказов), стоимости и сделана полностью вручную. Но, так как сейчас в ювелирной промышленности главенствуют 3-D технологии, всегда имеется вероятность того, что «якобы уникальная» вещь будет повторена. Файл-то в компьютере есть, возьми, да и вырасти его еще раз для такого же «эксклюзивного» клиента…

Я, конечно, не такой потребитель, мне подобное не по карману, но был и у меня обидный случай. Лет 7-8 назад я работала в ювелирном магазине учеником гравера (надписи на сувенирах выводила бор-машинкой). В то время мне довелось познакомиться с ювелиром (по отзывам неплохим), к которому я обратилась за созданием уникальных серег, основу которых составила музыкальная тематика с символикой скрипичных ключей. Серьги я могла потянуть только серебряные, но эксклюзивные (как тогда ошибочно полагала). Ждала выполнения заказа месяц, с нетерпением…И вот, день встречи с ними настал! Подвески-ключики висели на непрезентабельной и неподходящей к ним серьге-основе. Но любимая музыкальная тематика скрасила мое легкое разочарование…

Эти серьги я носила долго, но, как всегда бывает, и их ношению пришел конец — подустала я от данной вещицы. Через год после этого случая меня взял (точнее, я сама напросилась) на обучение по-настоящему опытный ювелир. Со многими секретами я тогда познакомилась, в том числе и с секретом изготовления этих серег-ключиков. Решив как-то раз похвастаться перед ювелиром своим серебряным «эксклюзивом», он поднял меня на смех. Это была даже не ручная работа, как оказалось…Сами подвесы были отлиты тем мастером на ювелирном производстве по соседству, а основная серьга приобрелась им как распространенная ювелирная фурнитура. Вот так!

В те годы мне часто приходилось слышать «разводные» истории и наблюдать за тем, как «дурят брата». За хэнд-мэйд выдавались украшения, смоделированные в 3-D программе, выращенные в специальном полимере и отлитые в металле. Ручную работу тех мастеров составляли лишь обработка, закрепка (где нужно) и полировка драгоценностей. А некоторые ювелиры умудрялись единичный заказ превратить в массовую модель, тем самым еще больше обманывая клиента, который был уверен в том, что получает единственное в своем роде, «рукотворное» украшение…

Почему-то мы до сих пор живем с неправильными представлениями о том, что ювелирная «массовка» — это банальщина, вычурность, дешевизна. Массовое украшение и правда дешевле «якобы эксклюзива», но такая цена формируется для того, чтобы мы, обычные люди, могли его себе позволить. А чтобы снизить стоимость драгоценности, нужно уменьшать ее вес, фантазировать с более дешевыми вставками, покрытиями и т.д. Но и с этими комбинациями и превращениями вещь может быть оригинальной. Пусть и повторимой…

Меня год за годом не перестает удивлять брендовый «эксклюзив»: фрукты, гипертрофированные цветы, животные и т.д. Это все идеально, мастерски выполнено, не спорю, но постоянно ломаю голову над тем, как это можно носить в обычной жизни: эти же украшения неудобные, непрактичные, не ежедневные… Они идеально подходят для подиумов (хотя там больше уместна громоздкая бижутерия), для недолгого выхода в свет, и все. Это отбрасывает вековую природу и смысл украшения — быть человеку оберегом. А обереги — всегда при владельце… Ну мы же с вами не короли и королевы? Все работаем, в ежедневном беге, нервотрепке… Ну куда вот такое? Только на полку в качестве дорогого украшения интерьера…

Сегодня чего только не выкладывают на ювелирный рынок массовые производители украшений, как только не «заморачиваются» перед потребителями, изо всех сил стараясь «переплюнуть» друг друга. И это дает свои плоды, в результате «здоровой» конкуренции продукция многих ювелирных магазинов стала, на мой взгляд, более стильной, современной, модной, приемлемой по цене, по сравнению с дорогими эксклюзивными брендами. Зачем переплачивать, если можно приобрести «няшную» вещь дешевле и не хуже, тем более во времена кризиса? «Массовка» вам в помощь, для души и по кошельку, друзья!

Татьяна Щапова