«Листы скорби» Геннадия Доброва или оборотная сторона Победы!

Оборотная сторона Победы! или
Да что же мы за люди такие...
Победа – это то, чего каждый человек так ждёт... Победы в спорте, в личностных достижениях, в конкурсах, в судебных разбирательствах, в военных действиях...
Ожегов в своем словаре определяет победу, как «успех в битве, войне при полном поражении противника».
Что может быть прекраснее, чем Одержать победу, Вернуться с победой? Может ли горевать победивший? Как встречают Победителя?

В.Пузырьков «Впереди мир»
К 22 июня, ко дню памяти и скорби, при подборе картин, посвященных 1941 году мне на глаза попалась галерея портретов воинов и фронтовиков, созданная рукой народного художника, члена–корреспондента Российской академии художеств, Геннадия Доброва.
Эти портреты столь заинтересовали меня, что я стала искать сведения о художнике, создавшем их. И выяснила, что в 1974 году, обучаясь в Суриковском институте, Геннадий Михайлович, от преподавателя узнает, что на Валааме есть дом инвалидов, где живут герои–инвалиды, победившие в войне.

Из писем художника к жене я прочитала, что находясь там, он не только рисует этих людей, а всячески им помогает: кормит, моет в бане, транспортирует, выслушивает, ухаживает, проявляет участие. Так была создана первая серия «Автографы войны» графического цикла «Листы скорби». Эта серия создавалась Добровым на протяжении шести лет, с 1974 по 1980 годы, сюда вошли портреты инвалидов Валаама, Бахчисарая, Омска, Сахалина, Армении.
Мне кажется, что увидеть эти картины намного важнее, чем послушать о ценности человеческой жизни, о гуманизме... Они перед вами:

«Ранен при защите СССР». Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Стал офицером. В Карелии был ране в голову пулей навылет. На острове Валаам жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках.

«Рассказ о медалях. Там был ад.»
Участник обороны Сталинграда Иван Забара.

«Партизан»
Москвич Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде, а после изгнания фашистских оккупантов с территории СССР сражался с врагами в армии.

«Старый воин»
90–летний Михаил Казанков – участник трёх войн: русско-японской, первой и второй мировой.

«Защитник Невской Дубровки»
Бывший пехотинец Александр Амбаров, защищавший осажденный Ленинград. Дважды во время бомбардировок был заживо погребённых. Не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина, и о чудо, подлечившись тот снова шел в бой.

«Рядовой войны»
Михаил Гусельников из Омска, рядовой 712–й стрелковой бригады. Сражался на Ленинградском фронте. 28 января 1943 года, во время прорыва блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник и с тех пор прикован к постели.

«Жизнь, прожитая честно»
Михаил Звездочкин, командовал артиллерийским расчетом, войну закончил в Берлине.

«Прошел от Кавказа до Будапешта»
Морской пехотинец–гвардеец Алексей Чхеидзе из подмосковной деревни Данки. Зимой 1945 года при штурме Королевского дворца в Будапеште и спасения этого памятника от взрыва фашистами был тяжело ранен, чудом выжил, перенес несколько операций. С ампутированными руками, ослепший, почти полностью потерявший слух, находит в себе силы шутить и с иронией называет себя «человеком–протезом».

«Фронтовые воспоминания»
Москвич, Борис Милеев, потерял на войне руки, но не смирился с судьбой инвалида, научился печатать на машинке. Когда художник писал ветерана, тот печатал фронтовые воспоминания.

«Старая рана»
Солдат Андрей Фоминых из дальневосточного города Южно–Сахалинска. В одном ожесточенном бою был тяжело ранен.
«Мне принесли репродукции работ Геннадия Доброва... Я буквально заболел, я всю ночь не спал... Я бы разослал эти репродукции по свету...» (Чингиз Айтматов)
Верите ли вы, что героев войны, ставших инвалидами высылали за пределы городов по тайному постановлению. Высылки датируются 1948 – 1950 годами. Подтверждаются многими источниками. Из Ленинграда Победивших отправляли в дом инвалидов Валаама и в Горицы, на берег реки Шексны к Кирилло–Белозерскому монастырю. Сначала эти дома для инвалидов хотели строить, но страна была в разрухе, денег не было, вот и было принято решение открыть эти заведения в закрытых и заброшенных монастырях и храмах. Люди рассказывают, что инвалиды боялись появиться на улице без сопровождающего лица, одиноких инвалидов без их желания отправляли в организованные дома, если те пытались бежать их вылавливали и отправляли туда вновь. Я впервые эту информацию получила из рассказа, написанного Эдуардом Кочергиным (главным художником БДТ), «Василий Петроградский и Горецкий» (сборник «Ангелова кукла»).

«Через малое время началось массовое изгнание военно–инвалидных калек с наших островов. Их переселяли в специально созданные в бывших монастырях дома инвалидов далеко за пределы Питера». Почему? – спросите вы. Оказывается, в СССР вообще отрицали существование инвалидов, как таковых. Бытовало мнение, что у нас в стране–победительнице не может быть таких людей. Их действительно прятали по домам инвалидов и интернатам, а врачам была дана разнарядка, чтобы они уговаривали оставлять детей–инвалидов в роддомах, если ребенок рождался с нарушениями. Об этом факте можно прочесть в книге «Черное на белом» Рубена Гальего.

И все это для нашего с вами счастья, дабы уберечь нас здоровых людей от встреч с «самоварами» и инвалидами и не калечить наши души от увиденного, беречь наши нервные системы.
Подводя итоги: мы победили не только в Великой Отечественной войне, но и инвалидность, искоренив эту тему из сознания людей!