Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию
  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Живопись

Хочу опубликовать свою статью, написанную по моей курсовой работе. Думаю, она будет интересна всем любителям живописи, а так же родителям.

Искусство играет значительную роль в формировании личности ребенка. Проблема приобщения молодого поколения к изобразительному искусству особенно остра в наши дни. Без преподавателя, который может заинтересовать детей и помочь им сориентироваться в пространстве культуры, они, возможно, так и не познакомятся с удивительным миром живописи, графики и скульптуры. В то же время классическое искусство, апробированное временем и наиболее полезное для формирования ребенка, вызывает все меньший интерес. Одна из причин этого — широкое распространение поп-культуры, более простой для восприятия, не требующей особых усилий со стороны зрителя. Массовая культура или поп-культура основана, во-многом, на развлечении и на освещении актуальных событий и явлений. Творческий потенциал произведений массвой культуры как правило не велик, они не затрагивают глубоко воображение и чувства людей. С другой стороны, художественные образы массового искусства нередко не пригодны для детского возраста, когда ребенок еще не умеет анализировать должным образом полученную информацию и может увлечься яркой формой, не замечая, например, аморальности поведения изображенных персонажей. Поэтому для развития ребенка все же благотворнее проверенные временем произведения искусства. Ведь классическое искусство формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. В противопоставлении массовому, оно отражает идеи гуманизма, привлекает внимание к человеку как к самому ценному, воспевает героизм, вызывая чувства любви к родине и ближнему, а также формирует неприятие насилия. Безусловно, общество меняется, его волнуют разные проблемы, а искусство отражает их словно зеркало. И невозможно отгородить ребенка от злободневных образов и событий, что было бы не правильно, но важно научить его ориентироваться во всем многообразии жизненных явлений, помочь найти свое в этом мире, в том числе и в мире искусства. Поэтому важно показать ребенку разнообразие и красоту произведений искусства, иначе поп-культура с ее вездесущностью будет лидировать. Таким образом, перед преподавателем искусства стоят непростые вопросы: как познакомить ребенка с классическим искусством прошлых веков, а также с произведениями модернизма и постмодернизма? Какое искусство больше подходит для цели художественного воспитания?

На примере искусства Древней Греции можно понять разницу между образами классического искусства и массовой культурой. Так, среди подрастающего поколения популярны комиксы и манга (японские комиксы). Яркие картинки, динамичный сюжет и скорость прочтения привлекают своей доступностью. Западные комиксы стали популярны после Второй мировой войны при зарождении массовой культуры. Образы комиксов достаточно упрощены, фразы понятны, зачастую используется сленг. Прототипами комиксов можно считать политические карикатуры в европейских газетах начала двадцатого века. Сюжеты комиксов нередко агрессивны, а образы героев навеяны древнегреческой мифологией. Однако, в культуре Древней Греции образы человека гармоничны и естественны. «Красота заключается в пропорциях частей тела, т. е. пропорции пальца к пальцу, пальца к сгибу, его — к ладони, ее — к локтю, локтя к плечу, и всех этих частей друг к другу, как написано это в «Каноне» Поликлета», — сообщает Гален [1]. Про героев комиксов и японской манги, особенно манги, можно сказать, что фигуры и черты лиц гипертрофированны и неестественны. Чем это опасно для неокрепшей психики ребенка? А тем, что у ребенка могут возникнуть комплексы из-за своей внешности, не вписывающейся в новые каноны красоты. Герои перекачены, а красавицы выглядят неестественно худыми. Акцент с красоты внутренней, духовной, смещен на внешнюю составляющую. Конечно, это негативно сказывается на формировании ребенка, так как перед глазами стоят «идеальные» образы с нечеловеческими пропорциями, которых невозможно достичь, не причинив ущерба себе. Классическое же искусство в произведениях скульптуры и живописи воспевает естественность, здоровье и гармонию. На это лучше всего и ориентировать ребенка.

Думается, что для гармоничного восприятия искусства полезно акцентировать внимание на преемственности между хорошим современным искусством и классикой, а не противопоставлять их. «С традицией восстанавливают связи, чтобы творить новое. Традиция обеспечивает, таким образом, непрерывность творчества» — как говорил композитор Игорь Федорович Стравинский [2, c. 37]. Например, картина «Герника» Пабло Пикассо отражает трагедию 1937 года, когда в ходе гражданской войны в Испании был уничтожен целый город.

картина «Герника» Пабло Пикассо

Если сравнить «Гернику» с произведением Франсиско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде» (1814 г.), то можно заметить преемственность между художниками. Картина Гойи отличается формой и выразительными средствами от полотна Пикассо, но события схожи. Художники через разные образы показывают ужасы войны и человеческие трагедии, но с одной целью — выразить протест против войны, рассказать о нейвсему миру, чтобы предотвратить ее повторение. Заметно, что некоторые образы перекликаются. Это человек с поднятыми руками; фонарь, освещающий темноту; испуганные лица людей. Таким образом, не смотря на внешние различия, картины имеют много общего.

Франсиско Гойя «Третье мая 1808 года в Мадриде» (1814 г.)

Еще один интересный пример преемственности — это произведение испанского сюрреалиста Хуана Миро «Голландский интерьер 1» (1928 г.), написанное по мотивам картины Хендрика-Мартенса Сорха «Лютинист» (1661 г.). Несмотря на следование Миро композиции голландского живописца XVII века, эти произведения очень различаются по колориту, формам и настроению. Так, картина Миро отражает настроение его эпохи, она динамична и контрастна, чувствуется напряженность, а голландская картина излучает гармонию и покой. Как писал Миро, он искал первоначальную форму и обращался даже к наскальной живописи. Таким образом, можно проследить взаимосвязь между авангардом, искусством XVII века и даже каменным веком.

Искусство символично отражает основные черты действительности, постоянно меняясь, используя новые выразительные средства. Искусство модернизма отказалось от традиционных представлений об эстетике, бросив вызов искусству прошлого. Ощущение незавершенности, постоянной изменчивости оставляет после себя произведение постмодернизма, являясь открытой семиотической системой. Восприятие такого современного искусства требует хорошей подготовки, так как для его понимания нужно иметь развитое образное мышление. Как же подготовить ребенка к восприятию такого искусства? Ведь оно настолько символично и условно, что интерпретация педагога, экскурсовода может подчас только нарушить понимание. Например, знаменитый «Черный супрематический квадрат» Малевича, основателя супрематизма, непрост для понимания школьника. Подобные произведения несут ценность как новая мысль в изобразительном искусстве; они двигают его вперед, находя новые формы. Тут важен контекст, внешние и внутренние факторы, на пересечении которых рождаются подобные произведения, вызывающие резонанс в сознании общественности, и значение которых важно в перспективе развития искусства. Поэтому осмыслить подобное произведение непросто без подготовки и знания контекста. Обычно дети и малоподготовленные люди говорят про это произведение, что они тоже способны так нарисовать, как бы обесценивая его. Однако, тут важна сама идея. Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом» [4, c. 5]. Задачей художника было завершить «вчерашний день искусства» и подчеркнуть принципиальную новизну своего открытия.

В связи с индивидуализацией и большей самобытностью, а также отсутствием канонов произведения такого искусства все больше зависят от личностных особенностей как их создателей, так и зрителей. Для полноценного восприятия такого искусства важно развивать в ребенке такие качества как рефлексия, ассоциативность, эмпатия. С одной стороны, восприятие такого искусства носит очень субъективный характер, ведь абстрактное изображение рождает у людей разные ассоциации. Однако, тем и увлекательнее процесс восприятия, поскольку человек обращается к собственному жизненному опыту, особенностям своего видения и в результате лучше понимает себя. Детям это дается проще, так как они не так скованы условностями. Получается, что с одной стороны детям понятнее классическое искусство, реалистичное изображение, но при правильном подходе педагога знакомство с подлинным современным искусством тоже может пройти достаточно полезно и многогранно. Педагог становится связующим звеном между ребенком и произведениями искусства. Он способен заинтересовать, направить своих учеников к их восприятию. Талант преподавателя в том, чтобы рассказать о произведении так, чтобы не навязывать свое личное отношение и свою интерпретацию, не перегружать избыточной информацией, а научить самостоятельно воспринимать искусство, пробудить у детей интерес.

«В общей школе искусство как мастерство должно стать не целью обучения, а средством очеловечивания человека.» — писал Б.М. Неменский [3, с. 5]. Изучение искусства необходимо не только будущим профессионалам творческих профессий, но и каждому человеку. Подход к уроку искусства должен иметь творческий характер. Искусство помогает обратить внимание детей на духовные ценности, сформировать их эстетический вкус, более тонкое восприятие мира. Учреждения культуры и образования должны направить внимание подрастающего поколения на изобразительное искусство, как на особый вид творческой деятельности человека, имеющий большое культурное значение. Общение с искусством пробуждает творческое начало в человеке, вдохновляя его на создание нового и на выражение себя. Ребенок знакомится с культурой разных эпох и прослеживает развитие человеческого общества, усваивая разные образы и формы художественного выражения, обусловленные различными факторами. Ребенок начинает видеть красоту окружающих предметов, чувствует форму и находит интересные сочетания цвета. Таким образом, изобразительное искусство, в большей степени классическое, но также и подлинное современное, играет значительную роль в развитии духовности человека, приобщении к культурному наследию и ценностям. Отображая действительность, искусство воздействует на внутренний мир ребенка, формируя образы, эмоции, мысли. И очень важно направить этот процесс и привить любовь к искусству.

Научный руководитель — кандидат культурологии, доцент.

Н. И. Макарова