Профессия художника-витражиста

Умение рисовать это то, что выделяет художника среди остальных людей. Умение рисовать и желание этим заниматься отличает прирожденного художника, живущего своим умением и постоянно развивающегося в своем творчестве. Иногда занятия изобразительным искусством бывают ремеслом — тогда мастер, который практикует тот или иной вид художественного ремесла развивается в рамках, выставляемых рынком. Я ремесленница, и сейчас реализую свой талант в изделиях из полимерной глины. Однако моя деятельность начиналась с изготовления витражей.

Дверь с витражным остеклением

Когда в далеком 2005 году я закончила художественную академию, то передо мной встала задача найти работу, которая могла бы дать возможность заниматься профессиональной деятельностью. В поисках подходящего варианта я наткнулась на объявление о работе художником-витражистом. В академии рисовать витражи мне не доводилось, но базовые навыки художника, полученные там, вселяли в меня уверенность в свои силы. Я взяла диплом и по телефону договорилась о собеседовании. Мы встретились с моим будущем работодателем в городе, но моё лёгкое смятение вызвало дальнейшее развитие событий — я была приглашена в машину, которая проследовала в "мёртвый город" (бывший жилой район в Челябинске, близ ЧЭМК, сначала расселенный, потом заброшенный, потом разобранный мелкими арендаторами). Я не уже не чувствовала себя уверенной, выходя из машины на заросший бурьяном пустырь перед домами, напоминающими Припять после черобыльской трагедии. В мастерской, где я оказалась, царил обычный творческий бардак, в котором были перемешаны самоклеющаяся пленка, листы стекла разных размеров, компрессоры и аэрографы, краски и песок из пескоструйной камеры. Я протянула своему собеседнику свой диплом, но он даже не взглянул на него и после коротокой беседы пригласил меня на работу. Я тогда подумала, что наверное пять лет обучения художественному ремеслу были напрасны.

В том, что мой диплом оказался ненужен, был наверное заложен некоторый символизм. Я начинала новое дело и была в нём абсолютным профаном. К счастью, коллектив на новой работе оказался приветливым, и я даже встретила там свою давнюю знакомую, с которой мы вместе учились в училище после школы. Такое часто случается, что хорошо знакомые художники встречают друг друга на разных работах. Мне предстояло освоить технику "псевдовитраж" или рисование витража методом аэрографии. Псевдовитраж — это такой способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а впоследствии, при необходимости, с помощью самоклеющихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаяного из кусков разноцветного стекла.

Псевдовитраж по мотивам "Поцелуя" Густава Климта

Мне повезло обучаться на работе, где процесс по созданию витражей был раздроблен на несколько этапов, его выполнением занималась небольшая команда художников, в которой у каждого из них была своя роль. Главный дизайнер разрабатывал интерьер объекта, в этот интерьер вписывался и делался эскиз будущего витража, которым занимался уже непосредственно художник-витражист. Дальнейшая работа подразумевала обводку эскиза в Corel Draw, его порезку на плоттере, подготовку для приклеивания плёнки, матирование стекла (пескоструйная или химическа обработка), нанесение краски.

Первое время приходилось работать по указке более опытных коллег. Все тонкости и нюансы ремесла я узнавала в процессе работы: как делать правильный раствор отвердителя, разбавителя, лака, адгезии; как подбирать нужный цвет краски путем смешивания между собой разных колеров; как работать с аэрографом, настраивать его для работы, обслуживать. Сначала моя работа была по своей сути рисованием по трафарету — я наклеивала плёнку и, отрывая её, наносила на стекло цвет за цветом, не решаясь отступить от эскиза ни на шаг. Мне пришлось проделать долгий путь, чтобы приобрести свой, собственный стиль рисования витражей и стать мастером. Только через несколько лет после начала занятий витражами я обрела достаточный опыт, чтобы результат моей работы смог превосходить эскизы, предоставляемые заказчику. Настоящий мастер не должен быть придатком к плоттеру и аэрографу, его задача — это брать на себя ответственности и, владея накопленными за годы приемами обращения с аэрографом, оживлять витраж, дорисовывая мелкие детали самостоятельно. Особенно важно это бывает при рисовании пейзажей или цветочных мотивов.

Фальш-окна в подвале, с применением псевдовитража

За годы работы художником-витражистом я многому научилась, но кризис 2008 года внес свои коррективы в существущее положение дел. Витражи являются предметом роскоши, а от от роскошного декорирования интерьеров многие отказываются в первую очередь при уменьшении размеров собственных доходов. Рынок витражей Челябиска, к 2008 году изрядно полный не только спросом, но и предложением со стороны множества мелких мастерских, начал конвульсировать. Вместе с рынком в агонии забилось и наше предприятие — заказов появлялось всё меньше, а с уменьшением количества заказов падал заработок художников. Кроме того, сроки выплат вознаграждения для нас стали сдвигаться всё дальше и дальше, и я ушла в другую фирму. Спустя месяц после моего ухода владелец мастерской, бывший охотник, уже предлагал оставшимся художницам рассчитаться за их работу беличьими шкурками.

Новая работа в другой витражной мастерской научила меня техникам "фьюзинг" и "тиффани", но ни та ни другая техника не конкурентоспособны по сравнению с псевдовитражом — стоимость работ и материалов делает изделия, выполненные в данных техниках, весьма непривлекательными даже для очень состоятельных покупателей. Кроме того, мастер, занимающийся сборкой витражей в технике "тиффани" (паяный витраж), имеет постоянные проблемы кожей на руках, ведь его работа складывается из нарезания кусочков стекла, их обработки с помощью специальной шлиф-машинки и обращения с паяльником. Спустя некоторое время я ушла и оттуда. Теперь мой опыт позволяет рассуждать о плюсах и минусах работы витражным мастером, чего я и затеяла написать данную статью. Итак, приведем позитивные и негативные стороны этой работы для тех, кто желает заняться витражами, но находится в раздумьях.

Положительные стороны работы витражным мастером

  1. Вы обучитесь редкой, нишевой специальности. В дальнейшем, поняв технологию и разведав поставщиков нужных материалов, сможете открыть свою мастерскую. Или искать работу по этой специальности за границей.
  2. Освоите множество приемов обращения со стеклом. Умение резать стекло, держать в руках паяльник, быстро и легко смешивать нужный цвет краски может очень пригодиться при осуществлении смежных видов художественной деятельности.
  3. Вы научитесь мастерски рисовать аэрографом. Если, например, слава Бэнкси не дает вам покоя, то вы на один шаг приблизитесь к его мастерству, так как техника распыления аэрографом и балончиком с краской близки друг другу по духу. В перспективе можно переквалифицироваться на мастера по автомобильной аэрографии.

Отрицательные стороны работы витражным мастером

  1. Работая практикующим художником-витражистом, вы будете сильно зависимы от заказов. При их достаточном количестве вы окажетесь по уши в работе. Интенсивное рисование по 14 часов в сутки это то, чего вы хотите? Если нет, то работа не для вас. Другая сторона медали — отсутствие заказов (например, их неактивно ищет ленивый работодатель). Вряд ли кто-то будет оплачивать вам простои.
  2. Вред краски. Краска, используемая при аэрографии, очень вредна. А еще и растворитель, и отвердитель, и адгезия. Нужно работать в защитной маске. Я этого не делала, а зря. Впрочем, любой художник так или иначе сталкивается с вредом применяемых им материалов.
  3. Вред работы со стеклом. Стекло надо резать и шлифовать. Стеклянная крошка при этом везде. Кожа на пальцах рук грубая, потрескавшася, порезанная. Когда приходит время спаивать кусочки стекла, то дышишь испаряющейся кислотой и иногда немножко обжигаешься.

Готовый псевдовитраж в мастерской

Вот основные моменты, связанные с работой художником-витражистом. Это, несомненно, интереснейшее и редкое занятие, которое позволит человеку, выбравшему его, особо тонко чувствовать гармонию цветов и форм, овладеть множеством художественных приемов, научиться свободно обращаться со стеклом. Витражи имеют практический смысл — они позволяют придать интерьеру особую статусность и роскошность. Рынок витражей непрерывно развивается, при этом мелкие мастерские закрываются, открывая дорогу более крупным игрокам, которые могут предоставить конечному заказчику полный спектр услуг по оформлению интерьеров. Любому человеку, желающему реализовать себя в роли художника-ремесленника, предстоит выбрать направление своей деятельности. Одним из таких направлений может быть создание витражей. В данной статье описан мой опыт работы в этой области, приведены плюсы и минусы деятельности. Надеюсь, что моя статья будет полезной молодым художникам, недавно закончившим ВУЗ, для принятия взвешенного решения о выборе специализации.