Как я выходила на международный рынок

На Ярмарке Мастеров хорошо. Но всем нам хочется продавать еще больше, еще быстрее! Хочется завалить красотой весь мир. А потому нет-нет, мы и посмотрим налево — в сторону международных торговых площадок. Стоит ли это делать?

Два года назад я решилась завести магазин на одной из международных интернет-торговых площадок. Ни в коем случае не претендую на роль гуру, хочу поделиться опытом. Ведь коллеги — рукодельницы и керамисты — часто спрашивают меня: а как там? Есть ли смысл? Однозначного ответа на второй вопрос дать не могу, но рассказать о своих ощущениях — легко. Надеюсь, что мои шишки, грабли и открытия окажутся для кого-то полезными.

Сейчас я на каникулах. Решила закрыть свой магазин на неопределенный срок, решить, как быть дальше. Такое решение я уже принимала год назад, обратилась за советом в интернет-группу продавцов на этом ресурсе. Меня отговорили. Надавали кучу советов, провели бесплатный аудит магазина, сказали уйму добрых слов о моих работах, не забыв и конструктивной критики — и я решила еще побарахтаться. В конце концов, спортивного интереса еще никто не отменял.

Итак, стоит ли открывать магазин на международной платформе? Я накидаю здесь «за» и «против», вперемешку со своими впечатлениями и выводами. Систематизации особой не будет, но, если вы решаетесь в плавание по этим бурным волнам, не ждите ее.

Оговорюсь: это сугубо мой опыт, у вас все может быть иначе, поэтому не будем спорить.

Сразу отвечу на вопрос, которые мне задают постоянно: как долго пришлось ждать первой продажи. Восемь месяцев. Средний срок, по свидетельству бывалых, составляет полгода. Собственно, выводы можно уже делать.

Самое главное: если вы не знаете или плохо знаете английский, заводить свой международной магазин не самая лучшая затея. Мой английский весьма неплох, но и я испытывала здесь некоторые трудности. Предпринимаются попытки переводов магазинов на русский, но пока безуспешные. В мобильной версии моего магазина то и дело выскакивают некие странные гибриды английского с нижегородским, хотя я вводила все свои данные исключительно на English.

Чтобы выложить товар, вам придется заполнить огромную «форму», значительно более подробную, чем та, которую предлагает нам человеколюбивая Ярмарка Мастеров. На мой взгляд, в здешней форме пунктов более чем достаточно. И шести фотографий хватает для того, чтобы понять, как выглядит товар.Отважившись на международную эпопею, вы должны будете выкладывать 10 снимков хорошего качества, желательно на модели, обязательно с хорошей демонстрацией размера изделия. Очень хорошо, если он наглядно будет виден в дюймах. Чаще всего меры длины и веса переводятся автоматически, но никто не будет делать это за вас в описании — только в форме, где вы заполняете окошечки. Сама форма состоит из пятисот тысяч вопросов (все они на английском, как и ответы, которые вы должны дать). Пример: заголовок, описание, материалы, цвет, вариации, стиль, праздник, событие, для кого, переработан ли материал, из которого сделан товар и — тадам! — ключевики.

Ключевые слова — так же, как и заголовок описание — надо прописывать предельно грамотно и внимательно, сверяясь с поисковиком и специализированными сайтами, призванными помочь вам не ошибиться. Научиться пользоваться таким сайтом — еще один пункт этого квеста. Найти время для пользования — еще один :) Все знают, что соцсети и интернет-магазины работают по алгоритмам. Так вот у некоторых ресурсов эти алгоритмы меняются постоянно, и поэтому однозначного ответа на вопрос, как надо, не существует. Поэтому даже если вы научитесь правильно расставлять теги, не факт, что это будет работать долгое время. Скорее всего, спустя пару месяцев вы заметите: что-то идет не так… Тогда заучивайте рукава — и перетряхивайте весь свой магазин. Меняйте описания и теги. Как? Хм, вопрос, конечно, интересный…

Общение с покупателями тоже не очень удобно производить через гуглопереводчик. Во-первых, он порой выдает откровенную чушь, а во-вторых, люди искренне радуются, поняв, что вы владеете английским. Вероятность дополнительной покупки при этом сильно возрастает.

Разумеется, есть исключения. И людям не слишком хорошо владеющим языком, удается сделать карьеру на международных торговых площадках. Я, например, с интересом слежу за одной жительницей Болгарии, делающей бусины. Продраться сквозь ее совершенно неграмотные и предельно лаконичные описания и заголовки можно лишь с огромным трудом. Но спрос велик. Мастерица нашла свою нишу, своих покупателей и едет на однажды оседланном коне. Это очень хорошо и правильно, но очень сложно. Не всем так везет.

Мир очень велик. Чтобы стать заметным, нужно не просто правильно писать ключевые слова и создавать нечто красивое. Нужно делать действительно что-то уникальное. В интернете вы найдете немало историй успеха, которые на меня действуют немного угнетающе. Вот, например, один человек придумал делать одежду… для игуан. А другая девушка долго и без особого успеха продавала серьги, пока ей не пришла в голову мысль делать их в виде животных, вцепившихся обладателю в ухо. Идея забавная, но теперь она обречена делать только это и ничего другого — если хочет заработать. Если хочет творить — надо делать выбор.

Насчет ниши я плохой советчик, так как делаю керамические украшения и ничего другого, кроме них делать не намерена. Нащупывала спрос методом тыка, но так, честно, ничего и нащупала. Точно знаю, что большим спросом пользуются именно высокопрофессиональные работы, имеющие при этом отпечаток ручного труда (например, ручная роспись), но соотношение цены-трудоемкости-количества, выгодного для вас и не отпугивающего покупателей, найти очень сложно. Я сейчас как раз обдумываю этот вопрос, находясь на «каникулах».

Сами платформы содержат учебники по пользованию ими. Они, конечно, все на английском, но написаны достаточно просто, с большим количеством картинок. Сейчас много информации можно найти в интернете – преимущественно, видеороликов. Обязательно обращайте внимание на дату материалов, все меняется, как я сказала только что. И фильтруйте полученную информацию, иначе сойдете с ума. Я в свое время посмотрела едва ли не все, что нашла. Голова у меня пошла кругом, только спустя какое-то время я пришла к тому, что начала понимать, что именно из этого клубка знаний я могу отбросить, а чем необходимо пользоваться. Советуют, например, выкладывать товары «хотя бы (!) раз в день». Это невозможно для того, что создает их своими руками и не поточным методом. Но это нужно.

Начав торговать, ты попадаешь в беличье колесо, крутить которое надо постоянно. Остановишься (даже взяв законный отпуск, как я сейчас), твой магазин будет признан мертвым, надо будет долго и упорно реанимировать. Теоретически, конечно, можно идти по пути меньшего сопротивления и не заморачиваться так, как советуют на этих и других видеоуроках, но, возможно, и эффект тогда будет не таким очевидным. Я, например, стала выкладывать товары через день. Но и это очень часто.

Совмещать международный магазин и Ярмарку Мастеров — плохая идея. Лучше сделать специальный ассортимент для каждого из них. Если его купят за границей, то вам сразу переведут деньги и отказаться вы уже не сможете. А вдруг его закажут тут же и на Ярмарке Мастеров? Получится конфуз. Если товар, наоборот, приобретут, на Ярмарке Мастеров, вы можете убрать его с витрины, потеряв при этом примерно 20 центов. Мало? Да. Каждое телодвижение в капиталистических торговых центров стоит денег. И это достойно отдельного пункта.

Каждый месяц вам будут присылать счет. Иногда увидев эти цифры, теряешь дар речи. Чем больше ты продала, тем больше надо отдать. Ничего не продала — надо вносить поменьше. Помимо суммы самого выкладывания товара (обновлять ее нужно каждые несколько месяцев(, следует ряд крошечных выплат, которые не так просто перевести на русский (не буду, чтобы не утомлять вас). 2 цента, 4 цента, еще какая-то сущая ерунда, складывающаяся при этом во вполне реальные доллары. Налог на продажу, действующий в каком-то штате, который взяли с покупателя, прислали вам, а теперь забирают обратно. При этом налог вошел в сумму вашего дохода, вы, в свою очередь тоже заплатили с него налог (если платите налоги, конечно), с него удержала свои 10% платежная система и т.д. и т.п. Объяснять все это скучно и сложно, но разобраться в этой бухгалтерии необходимо, если не хотите работать вхолостую.

Иногда на подобных платформах самопроизвольно подключается реклама. Иногда не самопроизвольно, а по невнимательности продавца, который не там поставил галочку — часто от незнания английского.

Зачем мы рвемся на Запад? Говорят, цены там чуть ли не в разы выше наших, отечественных. Это так, но вряд ли вы увидите все деньги, которые нарисовали на своем ценнике. Прежде всего, необходимо учитывать процент, который возьмет с вас платежная система, а также курс доллара, по которому она работает. Далее идут все упомянутые накрутки самого. Если вы подключаете рекламу, администрация советует включать в цену и ее.

Есть еще приятное нововведение — бесплатная доставка для жителей страны, где покупают больше всего. Сделано это для того, чтобы поддержать отечественных производителей во всех странах (и потеснить вездесущих китайцев, думаю я). Но не секрет, что в нашей стране услугами этих международных платформ по продаже хэндмейде практически никто не пользуется, особенно когда речь идет о соотечественниках. Конечно, для нас удобнее Ярмарка Мастеров! Тот, кто не сделал бесплатной доставки, не появится в каталоге (точнее, появится, но уж совсем на задворках). В результате цены выросли очень прилично. После введения новшества мои покупательницы в Италии и Великобритании (милейшие тетушки, особенно англичанки) куда-то исчезли…

Доставка, даже платная — тоже не самый простой вопрос. Не всегда расчеты с помощью калькулятора на сайте Почты России дают верный результат. Плюс-минус один грамм — и вы уже в другой ценовой категории. Часто мне приходилось переплачивать за доставку так, что продавала я свои украшения за границу значительно дешевле, чем здесь. Увы.

Конечно, что у международных магазинов и плюсы.

Перед вами открываются поистине безграничные перспективы. Ведь потенциальные покупатели — жители всех стран и континентов.

Вы выходите из зоны комфорта, получаете новые знания и навыки. Подтягиваете (или учите) английский, много на нем читаете, общаетесь с людьми.

Вы другими глазами смотрите на свои товары. Например, мне до сих пор не приходилось задумываться о стиле, в котором я создаю свои украшения. Теперь я изучила историю стилей и понимаю, что далеко не все у меня — «хиппи & бохо», хотя чаще всего ставлю галочку именно там.

Немаловажная вещь — простое человеческое тщеславие. Или, если угодно, самооценка. Приятно, что скрывать, приятно, когда нечто, созданное твоими руками на кухне, вдруг хочет купить девушка с Гавайев или японский юноша (было и такое).

Но плюсов все же меньше, чем минусов. Недавно торговая платформа прислала мне итоги года. Я посмотрела — прослезилась. Заработала так мало, что даже смешно, хотя количество продаж выглядит внушительно. Но мой товар мелкий и недорогой. Возни много, дохода мало. Доход учитывается без странного курса валюты и процента платежной системы, а также тысячи мелких и не очень вычетов, который делает сама торговая площадка. Игра не стоит свеч, решила я ушла на каникулы — и тут же почувствовала себя как школьник на каникулах. Очень много сил и времени отнимает эта «лавочка». Я уж лучше здесь, на Ярмарке Мастеров буду магазин свой улучшать, чаще выкладывать новые работы и писать интересные публикации.