Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть 2 — берегиня

Приветствую моих читателей!

На этот раз хотелось бы рассказать о загадочной русалке-берегине и попробовать внести ясность, опираясь на мнение исследователей народного творчества, кто же все-таки она такая.

Этот образ больше всего встречается в старинной резьбе по дереву. Неоднократно образ берегини вызывал споры о его происхождении среди искусствоведов. Ведь русалка на Руси считалась, неоднозначным персонажем, способным, как помочь, так и навредить человеку. Ее скорее относили к разряду лесной нечисти, чем к доброму духу-помощнику. Особенно после принятия христианства русалка стала ассоциироваться с образом души, не нашедшей покоя. Это объясняется тем, что с русалками связаны многие языческие обряды поклонения воде, а все языческие обряды и праздники церковь порицала и считала бесовскими.

Т.к. со временем слово берегиня стало применимо ко всем русалкам возникла путаница, кто же такая берегиня на самом деле. Искусствовед В.М. Василенко в своей работе «Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв.» доказывает древнее происхождение образа берегини и тем самым объясняет, что он собой представляет: «Изображение русалки-берегини имело значительно более раннее происхождение, чем декоративных фигур допетровского времени — львов и сиринов. Объяснение этому надо искать в недрах славянской мифологии, суеверных верованиях. Русалка-берегиня была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и отчасти солнца»... «Мы думаем, что берегиня почиталась именно как богиня вод. Поклонение земной силе у наших предков соединялось с поклонением рекам, источникам, озерам. Народ не совсем позабыл имя «берегиня», он упорно соединял его с образом русалки. Не может быть случайным, что у крестьян Нижегородской губернии изображение русалки в «глухой» резьбе называлось именем берегини и это наименование удержалось до последнего времени. Автору данной работы лично пришлось услышать в тридцатых годах из уст стариков в деревнях близ Городца слово «берегиня», отнесенное к фигурам русалок на подзорах изб, но объяснить его значения они уже не могли».

Вот такие великолепные образцы резьбы по дереву с изображениями берегини мне посчастливилось встретить в Нижегородском музее истории художественных промыслов:

А эту красавицу я обнаружила на наличниках окон одного из домов в Городце. Просто удивительно и невероятно радостно, что есть еще такие дома со старинными наличниками, которые можно увидеть не только в музеях. Надеюсь, хозяева сохранят эту редкую красоту.

Еще одно редкое изображение берегини на чаше я нашла в креведческом музее в городе Семенове Нижегородской области:

Как мы видим, берегиня представляет собой русалку, иногда изображалась она и с двумя хвостами, среди витиеватого орнамента.

В энциклопедии Н.Величко «Роспись. Техника. Приемы» приведено следующее изображение берегини:

Автор указывает, что в руках у нее водяные лилии. Рискну предположить, что это не что иное, как одолень-трава — магическое растение, за которое чаще всего принимали белую кувшинку или лилию. Одолень-траву считали оберегом от злых сил и помощником путешественников. Считалось, что корень белой кувшинки, взятый с собой в дорогу охранял и приносил удачу.

Исследователь русского декоративно-прикладного искусства О.В. Круглова в своей работе «Русское народное художественное творчество XVII—XIX веков» отмечает следующее: «...на избах, наравне с элементами растительного узора, очень часто можно увидеть изображение «берегиний» (русалок), которые по древним поверьям оберегали путешественников от несчастных случаев». Поэтому мое представление о том, что в руках у берегини именно одолень-трава не случайно. И ведь трава эта связана с водой. Таким образом, полагаясь на мнение исследователей можно сделать вывод, что берегиня была призвана помогать человеку в повседневных делах и т.к. она повелевает стихией воды, а вода для крестьян прежде всего связывалась с хорошим урожаем, изображая берегиню народ старался таким образом задобрить подчас грозную владычицу. Ведь вода может, как помочь, так и разрушить. При этом связь с урожаем это и есть связь берегини с землей, которую также отмечают исследователи.

В том же нижегородском музее истории художественных промыслов я обратила внимание на небольшие вывески, видимо сохранившиеся еще с советских времен и также уже представляющие собой историческую ценность. Вывески с краткой и очень ценной информацией, как раз то, что нужно. Вот, что указывается про берегиню:

О значении слова «фараонка» можно также найти у В.М. Василенко: «Научный сотрудник Загорского музея народного искусства О. В. Круглова сообщила мне, что во время своей экспедиции 1953 г. по деревням Поволжья она очень часто слышала наименование «берегинь» от крестьян, называвших так изображения русалок («фараонок»), выполненных на досках. Первое наименование местные крестьяне объясняют так: «фараоны», преследовавшие евреев при переходе через Черное море, утонули и превратились в диковинных чудовищ. Это толкование явно позднее, принадлежащее XVIII—XIX векам. Возникло оно в раскольничьих кругах. Изображение русалки-берегини имело значительно более раннее происхождение...»

Интересно и толкование слова берегиня —его связывают не только с глаголами «беречь, оберегать», но и с существительным «берег». Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, археолог, академик Б.А. Рыбаков в своей статье «Древние элементы в русском народном творчестве» объясняет происхождение слова «берегиня»: «Между тем, в нашем распоряжении есть греческий текст, переведенный на русский язык в первой половине XI в., где слово «берегиня» равнозначно греческому γη – земля. В смысловой связи с берегиней находятся такие слова, как «оберег» и «береза» —священное дерево славян и их соседей… Разветвления смыслового значения слов с корнем «берег» можно представить так: 1) берег, брег – сопредельность земли и воды; суша; 2) берегу – охраняю, оберег – амулет, бережник – знахарь, колдун; 3) берегиня – земля, страна (греч. γη) …» Рыбаков также указывает на древнейшее происхождение берегини «…поклонение «берегыням» было самым древним, изначальным; оно предшествовало культу Рожаницы-Артемиды и, тем более, — позднему культу Перуна. В XVI в. «берегинь» уже путали с «вилами», а исследователи XIX-XX вв. обычно ставили их в связь с водой, берегом реки».

Итак, можно с уверенностью сказать, что берегиня по сути не имеет никакого отношения к простым русалкам, фараонкам, вилам, мавкам и т.п. мифологическим существам. Берегиня является самостоятельным божеством, объединяющим в себе водную и земную стихии.

Сейчас, как и в начале 20-го века даже среди мастеров декоративно-прикладного искусства мало кто знает о происхождении и значении образа русалки-берегини. Интересный случай, подобный тому, что произошел с В.М. Василенко, приведенный в начале статьи произошел и со мной, как раз в Нижегородской области, в городе Городец, славящимся традициями резьбы по дереву. В туристическом центре Городца мне повстречался замечательный резчик по дереву, который мастерски воссоздавал старинные образцы. Его работы сразу бросались в глаза, и конечно его обступила толпа посетителей с вопросами. Спрашивали про берегиню, кто такая, что означает. Резчик отвечал, что это берегиня, русалка, фараонка. О значении толком сказать не мог, но и берегиню и сиринов относил к противоречивым персонажам, мол все у нас на Руси с печальным оттенком и каким-то отрицательным подтекстом.

С таким мнением я согласиться не могу. Когда речь идет о мифологических персонажах мало найдется совершенно положительных или отрицательных героев это и на Руси и в других странах также, достаточно почитать любые мифы. Почему это так? Во-первых речь идет о древних временах, когда ценности у людей и представления о добре и зле были отличными от современных. Во-вторых, как правило, многие мифологические персонажи связывались с силами природы. А уж особенно если речь идет о древних божествах. А природа же всегда разная, чего в ней только не встретишь: то она приветливо согреет солнышком, то бурю нашлет. Сегодня почти всему есть научное объяснение, а в древности природе приписывались человеческие черты характера. Мало ли, какое сегодня настроение, чем мы ее — матушку прогневали. Поэтому не стоит сразу, не разобравшись относить наших берегинь и сиринов к злым и суровым. Нужно иметь в первую очередь четкое представление о том, с кем мы имеем дело. В случае берегини это все-таки древняя помощница, благодаря которой появились красивые самобытные не похожие на других, вдохновляющие образы, которые и сейчас притягивают восхищенные взгляды.

Вот они великолепные работы городецкого мастера. Нельзя не отметить, что воспроизведены редкие мотивы резьбы, тут и берегиня с двумя хвостами, а на втором фото и вовсе уникальный образец. Это конечно уже совсем не берегиня, по мнению исследователей, мастера таким образом потешались над местными чиновниками, изображая их в виде русалок. Эдакий русал в мундире получался, иногда в его руках вместо цветочного орнамента можно было встретить курительную трубку. Конечно эти персонажи появились гораздо позднее самой берегини, когда ее языческое значение было утрачено.

«Русалка, она же берегиня, так и осталась в народной памяти, запечатленная в торжественной декоративной красоте подзоров, как божество вод, как охранительница жилища человека...Возникнув в эпоху родового быта, русалка осталась в искусстве народа, но сделалась декоративным изображением сказочных образов». В.М. Василенко.

Сейчас современные авторы заново открывают нам прекрасные традиционные образы русского декоративно-прикладного искусства. Берегиню изображают не только резчики по дереву. Например, вот такой изразец я приобрела в Суздале:

А эту невероятную берегиню воздвигли в Кенозерье в Архангельской области:

Я тоже не смогла пройти мимо яркого и загадочного образа и расписала шкатулку по мотивам легенды о цветущем папоротнике. Такая берегиня у меня получилась:

Возвращаясь к резьбе по дереву не могу не показать филигранно выполненное панно с берегинями, львами и солнцем, увиденное мной на фабрике городецкой росписи:

Подводя итог моим скромным исследованиям могу сказать, что никогда не перестану удивляться неисчерпаемой фантазии и таланту нашего народа. И нам обязательно нужно знакомиться заново с нашим художественным миром, не лениться, читать книги, посещать музеи, делать открытия, учиться у народных мастеров и привносить свой вклад в родное искусство.

Спасибо всем, кто прочитал статью.

Продолжение следует!