Его Величество Заказчик

Не буду ходить под яблоней, и ждать когда плод озарения набьет здоровенную шишку – возьму тему, которая волнует или волновала большинство из нас.

И велосипеда с кастрюльными колесами не стану изобретать! Да я не первая, кто об этом задумался и решил написать!

Единственное, что могу пообещать: за несколько минут, которые вам понадобятся, чтобы это прочесть, вы съедите пару стаканов сметаны, проникнетесь к заказчику большей симпатией, примерите все, что прочитали, на себя… А потом научитесь отпускать воздушные шарики и делать коробочки гнева…

Готовы? Поехали!

Армянская мудрость и русская странность

Ох, и люблю я старую армянскую сказку про умного мастера и дурака-заказчика! Помните? «Сшей мне из овечьей шкурки шапку… А шесть сошьешь?..» Взял заказчик восемь маленьких шапочек и пошел тихонько…

Чудесный парень, правда?! Волосы на себе не рвал, слов обидных не говорил да еще за работу заплатил! «А ведь сейчас, - скажете вы, - ТАКИЕ встречаются!»

Согласна: встречаются, но многих мы сами такими делаем – в процессе общения. Но об этом чуть ниже.

Сначала – о реально ТАКИХ – их немного. Сама я, слава Богу, с ними не сталкивалась, но здесь, на «Ярмарке», их иногда проведываю: смотришь в отзывах – а там сплошные красные смайлы: «Заказал и скрылся» и… один желтый – «При общении, в общем-то, нормальный, но полтора месяца по неизвестным мне причинам не берет трубку…» Сначала хотела предложить администрации портала: вешать на их «двери» таблички: «Осторожно! Особо опасен!» А потом одумалась: ну не гуманно это как-то на… людей с серьезными психологическими тараканами обижаться.

Вспомните себя в детстве: увидели куклу в магазине – захотелось до дрожи в коленках! И начинаем о ней мечтать. И, вот уже представляем, как сидит наша Маша с нами за столом и ест манную кашу вприкуску с конфетами…

А наш потенциальный горе-заказчик на этой стадии остался. В какой-то момент грань между «мечтаю» и «могу позволить» у него стирается… Что это – причуда или признак шизофрении сказать сложно. Хотите разобраться? Вот и я – не рвусь в желании.

Помогать должны узкие специалисты, а мы с вами – спокойно творить и тактично ограждать себя от странных фантазеров.

И ведь можно же на стадии знакомства эту странность почувствовать. Конечно, при живом общении тревожные звоночки звонят куда громче, но и виртуальная переписка подскажет.

Представьте: получаете вы сообщение: «Очень понравились ваши работы – хочу заказать…» Конечно, первая реакция: вы съехали с американской горки – сердце на радостях скачет, как яйцо в кипятке, какие там конструктивные мысли! Значит, сначала нужно насладиться моментом!..

А вот, когда пульс нормализовался и сознание ясное, напомним себе, что адресат-то для нас – не как для Ноя ковчег (ну ведь жили мы как-то без него, работали, творили). Вспомнили, улыбнулись и отложили дельную мысль на нужную полку.

И вот теперь уже радостно приступили к переписке. Спрашивать, сколько раз человек был за мужем, чтобы удостовериться в чистоте его помыслов, конечно, не стоит. Уместнее узнать, сколько у вас времени на исполнение заказа. Если вы живете в Москве, а собеседник, скажем, во Владивостоке, и ответ звучит бодро и оптимистично: «У мамы через неделю день рождения!..» - что ответить вы знаете. Ну а если ответ адекватный, - «продолжаем разговор».

Потому как вы не телепат и точные сроки сможете назвать, лишь когда будет ясен фронт работ, и составлено (лучше – на бумаге) «техзадание», самое время начать этот фронт прояснять.

Вопросы, конечно, у кукольника и вязальщицы разные, но цель одна: учесть все пожелания … Размер, цвет, вид изделия и много-много нюансов… На этой стадии я объясняю, какие бывают куклы, показываю приблизительные примеры и рассказываю, что будет по-другому, а потом – рисую и согласовываю эскизы... До рисования, правда, дело может и не дойти, если пойму, что товарищ ну, в общем-то, странный.

С заказчиками игрушек мне пока везло. А вот с заказчиками рекламных текстов – разное бывало! Встречались, люди, недовольные жизнью, которых медом не корми – дай потешить свое самолюбие… И шли пространные речи о моей, видимо, журналистской несостоятельности и их гениальных способностях (и ведь в школе по сочинениям были одни «пятерки»!).

То же может происходить и с вашим заказчиком… Почувствовали снисходительный тон и негативный настрой – зазвенели тревожные колокольчики. Потому, что в лучшем случае вы измочалитесь и получится измученная работа, в худшем – потратите время и застрянете на пол-пути. Ну а в самом отвратительном – вы выполните заказ, и вдруг окажется, что заказчик лишь мечтал обладать вашей работой, поиграл в Наполеона и пошел «покорять» другие магазины.

Кадры из мультфильма «Жадный богач», созданного режиссером Алексеем Соловьевым по сценарию Сергея Михалкова.

И вот тут самое время вспомнить про Ноев ковчег и без сожаления отказаться…

Я бы это делала деликатно, объяснив, например, что нет у вас такого цвета плюша (пряжи)… Ну а если очень хочется в жесткой форме признаться – запаситесь «Карвалолом» и «Валерьянкой». Могут пригодиться…

Соратник и напарник

Радует, что таких «самородков» немного и вам они могут не повстречаться. Так что настраиваемся на плодотворную работу с нормальным заказчиком. Как правило, если человек выбрал вас, он в вашем мастерстве не сомневается, в результате заинтересован и настроен вполне позитивно. И здесь главное этот позитив не обломать. Тоже искусство.

Как? Давайте подумаем…

В детском саду мы все лепили из пластилина. И поначалу у всех получалось косо и криво. Но ведь эти смешные вазочки с фруктами и разнолапые мишки были самыми любимыми, и мы так ими гордились. Конечно, в косорукости в любимом деле я вас не призываю. Если вы совершенно не умеете рисовать и никогда не расписывали лица, по меньшей мере, рискованно предлагать это заказчику. А вот создать ощущение сопричастности очень желательно.

Формулировки из разряда «клиент всегда прав» или «мастер все знает, потому что он мастер» для меня - поверхностные штампы, с которыми в каждом конкретном случае я могу согласиться лишь отчасти либо не согласиться вовсе.

Про все виды рукоделия мне говорить сложно. Давайте остановимся на игрушках, а вы отсортируете все сказанное на то, что вам подходит и не походит.

На начальном этапе я показываю несколько наборов ткани – заказчик выбирает наиболее близкое сочетание. Пока шьется кукла или мишка, пару (а бывает и больше) раз ее показываю, задаю нужные для продолжения работы вопросы, спрашиваю его мнение. Говорю не «я делаю», а «мы делаем». Если вдруг на несколько дней исчезаю – возвращаюсь и говорю: «Не теряйте. Я здесь – работаем!»

Потому, что понимаю: заказчик – мой полноправный соратник и напарник. И творим мы на равных! Он выносил идею (даже если вам кажется, что она не оформлена, в его сознании или подсознании она есть!), возможно, даже видит картинку. И к этому нужно отнестись с большим уважением – как к чему-то очень хрупкому и дорогому. Задача мастера – услышать человека, почувствовать, пропустить через себя его мечту.

Обычно после этого у меня в голове рождается несколько игрушек, а на бумаге – пара-тройка эскизов! Покупатель выбирает самое близкое ему и дорогое и начинает это любить.

Иногда, правда, прежде чем полюбить, он просит что-то поменять или добавить. И бывают замечательные предложения. И не очень замечательные тоже бывают. И вот тут не нужно превращаться в молодого кандидата наук, который недавно защитил диссертацию, недавно же стал лектором и отпускает в аудиторию такие заумные «абракадабры», что первая половина слушателей сладко посапывает, а вторая терзается одним единственным вопросом: «Ну что я дебил что ли?!»

Даже о карбюраторе можно рассказать понятно, главное самому досконально разбираться в вопросе. А у вас с этим все в порядке! Поэтому позитивно, доходчиво, без намека на раздражение и страх, что вас не поймут, объясняете. Заказчик соглашается, и вы работаете дальше. Ну а если он очень долго не соглашается – вспоминаете про Ноев ковчег и прощаетесь.

Но что-то мне подсказывает, что все будет по-другому. Вы вместе создадите вещь, о которой ваш покупатель мечтал. Он с душевным трепетом будет ждать посылки, потом принесет ее на работу, покажет коллегам, родным, друзьям… А потом, каждый раз к ней прикасаясь, будет тепло, с благодарностью вспоминать вас и то, как вы здорово вместе ее создавали…

Правда, здорово?

И вот сейчас наверняка кто-то скажет: «А я никогда не работаю на заказ, потому что меня убивают эти рамки!..»

Рамки? Пожалуй, да – порой этапы согласования утомляют, нам кажется, что Муза в заточении, заказчик лишил нас свободы… Значит, нужно отключиться, отложить работу в сторону, подзарядиться яркими впечатлениями. Сходить в музей, на выставку, съездить на море… И Муза очень скоро обязательно вернется – обещаю…

Хорошо понимаю мастеров, которые достигли таких высот и признания, что в их магазинах видишь лишь работы со статусом «для примера», а коллекционеры нервно курят, потому что вновь боятся не успеть. Им не нужны заказы…

Я же пока на другом отрезке творческого развития, и потому комбинирую заказы со свободным плаванием… Да, заказ занимает больше времени, чем творчество по веянию, порой он даже морально изматывает. Но у него есть свои плюсы: гарантированный заработок, интересная тема, которую хочется раскрыть, и, наконец, мечта, которую ты можешь исполнить. И мне это нравится…

Освободите «шкаф»!

Ну и напоследок представим, что нам попался тот самый лже-Наполеон или вы просто не сошлись характерами… И пришло вам такое письмо, от которого у вас до сих пор обида и дергается глаз. У многих ведь такие скелеты в шкафу, правда? Давайте-ка шкаф освобождать! Ни к чему он нам совершенно!

Мы обижаемся на заказчика, начинаем комплексовать,, сами ставим такую дверь, об которую постоянно бьемся головой… В итоге никакой тебе легкости в работе, груз, мешающий творить…

Поделюсь несколькими вариантами чудесного исцеления. Можно попробовать все и выбрать самый близкий. Или чередовать.

1. Коробочка гнева

Находите в своих хомячьих запасах свободную закрывающуюся средних размеров коробочку. Берете лист бумаги, отрезаете 5 полосок и пишете 5 претензий к покупателю. В любой форме (можно, если душа просит, и в нецензурной). Затем сворачиваете полоски в трубочки, с ожесточением рвете и отправляете в свою коробочку. Коробка гнева наполняется – вы освобождаетесь. Так можно выбрасывать любую обиду – на себя, близких, врачей в поликлинике, нахамившую продавщицу… Наполнилась коробочка до краев – выбросили, и снова заполняете.

2. Беседа с монитором

Подойдет, если вы успели разглядеть хорошее в заказчике и здесь, на «Ярмарке», есть его фотография. Желательно остаться с монитором наедине, чтобы муж не стал никого вызывать. Открываете фотографию и начинаете диалог. Сначала проговариваете обиду – свою и его (предполагаемую). Примерно так: «Вы знаете, я обижена на вас Апполинарий Петрович, потому что…» И за него: «А я обижен на вас, Анастасия Николаевна, из-за того, что…». Затем таким же образом проговариваете обоюдные злость и страх. А потом вы говорите друг другу: «Я прощаю вас, прекрасный вы человек, наполовину…». И в завершение мысленно и по-дружески обнимаетесь.

3. Игры с шарами и туалетной бумагой

Достаем несколько разноцветных шариков – радостнее, когда всей семьей. Надуваем, говорим (про себя или вслух, в зависимости от ситуации): «Я тебя прощаю» и отпускаем, чтобы они, сдуваясь, как самолеты, летали. А потом, если еще обмотаться, как мумии цветной туалетной бумагой, сделать друг другу из нее шарфик, шапочку и непременно душ с фейерверком, когда будете это все убирать, точно почувствуете: нет ни обиды, ни разочарования!

Любите себя и творите с удовольствием!

P.S: Статья участвует в конкурсе публикаций, если вы не зря дочитали до последней точки, буду рада поддержке