Владимир Каган: Легенда американского дизайна

Первая часть из серии статей об одном из самых почитаемых американских дизайнеров >>

С самого начала своей творческой карьеры Владимир Каган создавал мебель в своем фирменном, столь узнаваемом сейчас скульптурном стиле. Продолжая учебу, Владимир уже активно работал в мастерской отца. «У меня было преимущество перед другими дизайнерами: мастерская была под боком, я делал эскиз, и мы с отцом тут же начинали прикидывать, как воплотить его в реальность, другим же приходилось ждать прототипов по полгода». Тогда еще его мебель была довольно геометрична, фирменный кагановский стиль появится чуть позже.

Сам Владимир любил рассказывать, что создавал свои объекты по аналогии с деревьями:

«Мне не нравится делать кресла с воткнутыми в них ножками, во всех моих креслах и стульях ножки вырастают из пола, как ветви, и становятся опорой».

Диван Floating Curves Sofa был создан в 1952 году. Главное отличие от других моделей – каркас из массива ореха, на котором отдельно закреплены изогнутая спинка и сиденье.

Кроме того, он произвел революцию в дизайне диванов: они у него извивались, как змеи, закруглялись полумесяцем или превращались в целые острова со спинками, торчащими посередине, как плавники гигантской рыбы.

«Если уж вы решились на большой предмет мебели в гостиной, то почему на нем должны помещаться только трое? Мой диван Serpentine вмещает восьмерых!»

Диван Serpentine Sofa – чистое вдохновение плавных линий!

«В своих работах я всегда ориентируюсь на удобство. И я нахожу прекрасным, что люди чувствуют себя удобно на моей мебели! Для меня функциональным являлось удобство!» (Владимир Каган)

Уже в 22 года Каган создает диван Serpentine – одну из икон дизайна XX века с характерной плавностью форм (сегодня — часть коллекции Музея дизайна Vitra). Можно сказать, что Каган совершил в своем роде революцию среди мягкой мебели. Его диваны словно были живыми: они извивались, рисуя в пространстве плавные линии. Его предметы были наделены абсолютной гармонией, как с точки зрения формы, так и эргономики.

В начале 50-х годов на мебельном рынке США преобладали кресла и диваны, состоящие из сидений с внутренней пружиной, увенчанных свободными подушками с пуховым наполнителем. Каган, однако, хотел включил традиционную подушку в структуру самого дивана, обтягивая ее вместе с внутренним каркасом для создания единой гладкой поверхности.

Когда Serpentine Sofa, был представлен публике, он произвел фурор! Этот диван стал одним из первых изогнутых диванов, появившихся на рынке, и прославил Кага!

Квартира The Poliat на Пятой авеню. Каган спроектировал эту резиденцию в 1956 году и включил Serpentine в пространство вместе с консольным угловым столом.

— Я также всегда считал, что чем меньше, тем лучше. Я создал один предмет мебели — диван — и на нём помещались восемь человек. И убрал три кресла. В комнате стало больше места для предметов искусства. Ведь большинство из моих ранних клиентов были коллекционерами. У них были картины, статуи. Так что я сдвинул мебель в середину комнаты. Я сказал: «Давайте её уберём и сфокусируем внимание на других вещах». Моя мебель позволяла людям наслаждаться предметами искусства и видами. Так я придумал концепцию интерьерных пейзажей, — вспоминает Каган в интервью для американского журнала Interior Design.

Его скульптурные диваны пришлись ко времени, когда расстановку стало модно делать довольно далеко от стен, чтобы не закрывать модные в то время огромные абстрактные холсты. Некоторые модели были огромны и монументальны до такой степени, что приходилось поднимать через панорамные окна, так как ни в один дверной проем диван не входил.

«Если уж вы решились на большой предмет мебели в гостиной, то почему на нем должны помещаться только трое? Мой диван Serpentine вмещает восьмерых».

Еще в 1953 году Каган придумал разноуровневый модульный диван Omnibus: его можно было, как цепочку, продолжать в пространстве, пристраивая все новые модули в разных направлениях и то поднимаясь, то опускаясь над уровнем пола. Это был так называемый «диванный ландшафт» — понятие, вскоре вошедшее в обиход повсеместно.

В 1997 году дизайнер Уильям Софилд вместе с Томом Фордом поставили диваны Omnibus во всех 360 бутиках Gucci.

В 1957-м Владимир женился на Эрике Вилсон, известной в США художнице-вышивальщице («королева стежка Америки»).

— В 50-х я покинул родительский дом и переехал в однокомнатную квартиру, которую я обставил радикально. Там был свет, там был бар, там была чертёжная доска, там были книжные полки. И всё это было сведено воедино. Это также была и спальня. Сегодня такие квартиры называют студиями. Смешно! — вспоминает Каган в интервью для американского журнала Interior Design.

Владимир Каган и Эрика Уилсон в их первой совместной квартире, 1957 год.

Вначале 60-х основные клиенты дизайнера, как любил выражаться Каган, «скисли». Люди, которые тогда покупали его мебель, оставались его друзьями до конца жизни. Но другая мебель им больше была не по карману.

— А вот если моим клиентом становился известный дизайнер интерьеров, и если ему понравилось кресло, тогда он предлагал его одним клиентам, другим клиентам и так далее. И я решил, что нужно ориентироваться на дизайнеров интерьеров. Я стал активным участником рынка интерьерного дизайна, вступил в дизайнерскую ассоциацию. Начал участвовать в выставках не только в Нью-Йорке, но и в Калифорнии, Техасе. Это дало намного более широкие возможности. — вспоминает Каган в интервью для американского журнала Interior Design.

На тот момент, с начала своей творческой карьеры, Кагану было что показать мебельному рынку Америки. Его новаторский и чувственный дизайн стал ключом к его успеху!

В 1950 году дизайнер выпускает кофейный столик Sculptured Coffee Table. Причудливые ножки из массива ореха, словно едва касаются скульптурной стеклянной столешницы.

В 1957 году Владимир Каган создал также несколько светильников. Оди из самых известных – напольный торшер Swan Floor Lamp и Cygnet Floor Lamp. Даже каркас светильника выполнен из любимого материала дизайнера – массива ореха.

Диаметральные V-образные формы стола Unicorn End, представляют собой классический стиль Кагана. Столик разработан мастером в 1959 году. Unicorn End это чувство и движение, запечатленное в футуристической скульптурной форме.

Подобно ударам китового хвоста, стул Ondine (1958 год) полон движения, отражая морские мотивы в творчестве Владимира Кагана.

Эффектный силуэт привлекает внимание в любой обстановке, но достаточно элегантен, чтобы подчеркнуть даже традиционный интерьеры.

Владимир Каган (Vladimir Kagan) ушел из жизни 7 апреля 2016 года. После смерти Владимира Кагана Holly Hunt приобрела «Vladimir Kagan Design Group», чтобы сохранить наследие дизайнера и обеспечить высокое качество его продукции.

«Сегодня в Kagan мы по-прежнему используем те же материалы и технологии, которые были изобретены Владимиром в 1950-х годах для изготовления его работ», говорит Крис Эйтель, директор по дизайну и производству компании «Vladimir Kagan Design Group».

«Мой отец всегда говорил: «Ehre das Handwerk!» («Honor the handcraft!»), что означает — «Уважай свое ремесло». Этого принципа я и придерживался всю свою жизнь. Всё, что я разрабатывал, отражает любовь к ручному труду и мастерство»! (Владимир Каган)

Подписывайтесь, следите за нашими новостями и не забывайте ставить лайк. Впереди Вас ждет продолжение истории создания самой выразительной и чувственной работы Кагана кресло Contour Back Lounge Chair!