История русского сундука

Сундучное ремесло стало развиваться в России еще в средние века, но наивысшего расцвета промысел достиг в XVI— XVIII веках. Были известны несколько крупных центров сундучного ремесла, изделия каждого из которых отличались своей узнаваемой особенностью. Например, нарядные вятские сундуки имели покатую крышку и контрастный точечный рисунок по яркому "полю", образующий четкие геометрические формы, а нижегородские "коробьи" из луба украшались городецкой сюжетной росписью. Однако самыми известными городами, где изготавливали сундуки были Великий Устюг и Холмогоры. Здесь сформировалась традиция изготовления "кованых" сундуков— деревянных сундуков с декоративной оплеткой из просечных металлических полос.

XVI веке, благодаря открытию Северного морского торгового пути и своему удачному расположению в устье Северной Двины, Холмогоры становятся центром развития торговли. На всю страну была известна Холмогорская ярмарка. Многие столичные купцы открывали в здесь свои склады. На Холмогорскую ярмарку приезжали и привозили свои товары и иностранные "гости". В основном это были предметы роскоши— дорогие посуда, ткани, оружие, драгоценности. Для перевозки этих ценных товаров по стране нужны были надежные емкости. Так возник в Холмогорах сундучный промысел. Товар в холмогорских сундуках доставлялся в столицу, а предприимчивые купцы выгодно продавали эти сундуки в коробейном ряду, ведь доставка их ничего не стоила. Сундуки холмогорской работы ценились за надежность и богатый декор.

Холмогорский кованый сундук

Характерная особенность холмогорских сундуков— оплетка просечными полосами или комбинацией просечных и прямых полос по дубовой основе. Просечки делались скобообразным фигурным долотом, особым под каждый элемент. Иногда основу обтягивали кожей или оклеивали цветной бумагой. Под просечные полосы для придания декоративности подкладывали нерпичью кожу или слюду поверх цветной бумаги. Кроме распространенных конструкций сундуков встречались сундуки-скрыни с потайными ящиками и складными передними дверками.

Холмогорский сундук-скрыня

В XVIII веке из Европы пришла мода на изделия из кости, и в Холмогорах сложилась своя школа резьбы и гравировки по кости, которая существует и поныне.

Холмогорский сундук. Резьба и гравировка по кости.

Из кости моржа и мамонта делали пластины, которыми также облицовывали деревянные основы ларцов и шкатулок. Искусные мастера-косторезы из Холмогор работали по заказам из столицы и создавали необыкновенной красоты вещи входившего в моду европейского стиля. Примеры этих работ есть в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Стоили произведения холмогорских мастеров дорого и были привилегией знати. Их дарили послам и вельможам, закупали для царского двора. еликоустюжский кованый сундук.

В XVII— XVIII веке в Великом Устюге, расположенном ниже по течению Северной Двины, в месте слияния ее с реками Юг и Сухона, также стал активно развиваться крупный сундучный промысел.

Великоустюжский кованый сундук

Для внешнего декоративного оформления устюжских сундуков характерна сплошная оплетка ажурным кружевом из просечного металла, а для росписи— растительные мотивы.

Особые приемы устюгской росписи растительными орнаментами назывались "травное дело". Мастеров-травников из Великого Устюга привлекали к росписи царских покоев Коломенского дворца в Москве.

Великоустюгский расписной сундук

В приемах устюжской росписи читается влияние иконографии и книжной графики. Для росписи сундуков использовались те же материалы, что и для написания икон— яичная темпера и олифа. Корьбьи из луба расписывались по всей внешней поверхности, части орнамента при этом отделялись вертикальными черными полосами. У кованых сундуков расписывали внутреннюю сторону крышки, где создавались целые сюжетные композиции на темы христианства, народного эпоса или господской жизни. Но основным мотивом устюжской росписи были "тюльпаны". Сначала расписчик рисовал тонкий черный контур, а затем заполнял его цветной краской, поверху делалась "оживка"— белые блики. У росписи были свои каноны, которых мастера строго держались. Приемы росписи, трафареты и образцы бережно хранились в семье и передавались мастерами из поколения в поколение.

Во второй половине XVIII века сундучный промысел начал формироваться и в районах горнозаводского Урала. Наличие местных ресурсов— дерева и железа, а также богатых традиций металлообработки послужило бурному расцвету этого промысла.

Здесь сложилось своеобразное разделение труда,— в Петрокаменском поселке делались заготовки-короба из досок, а фурнитуру изготовляли мастера Быньговского завода. Особым спросом пользовались местные "замки со звоном", механизм которых при отпирании играл мелодию. Сборку же производили в мастерских Невьянска, где сундуки красили, лачили, ставили фурнитуру и оковывали железом. Сначала сундуки изготовлялись кустарным способом, потом в Невьянске начали возникать производства.

Невьянский сундук

Визитной карточкой невьянских сундуков стала сложная техника обработки металла, украшавшего сундуки— трафаретная печать, чеканка, "морозка"— воссоздание на металле рисунка морозного окна или зеркальная шлифовка, а также причудливые замки. Металл зачастую полностью покрывал поверхность сундука, создавая затейливые комбинации цветов, решетчатых орнаментов и фактур.

Нижнетагильский сундук

Но наиболее декоративными были нижнетагильские сундуки, которые за свою популярность среди покупателей из Средней Азии, получили название "бухарских". Промысел в Нижнем Тагиле сформировался на предприятиях Демидовых, которые всячески поощряли продвижение металла собственного производства и использовали для этих целей изделия народных промыслов. Особенность нижнетагильских сундуков в том что деревянные основы обивались расписанными листами жести.

Нижнетагильский сундук. Фрагмент росписи.

Вначале сундуки расписывали сюжетными композициями, срисованными с западноевропейских гравюр, позже на смену сложным композициям пришли цветочные мотивы в свободно-кистевой (южно-уральской) манере. Промысел нижнетагильской лаковой росписи по металлу сохранился до наших дней, воплотившись в предметах кухонного обихода и Нижнетагильских подносах.

На крупных российских ярмарках— Холмогорской, Нижегородской, Ишимской сундуки продавались в основном наборами по 5— 7 штук. Сундуки вкладывались один в другой по принципу "матрешки"и в таком виде разъезжались по всему свету.

В конце XIX века с развитием железных дорог и появлением недорогой фабричной мебели, сундуки вытесняются из домов горожан и остаются атрибутами, в большей степени, деревенского быта.

А в XX веке на смену кустарному производству пришло производство фабричное, которое просуществовало в России вплоть до середины прошлого века.

Но не стоит думать, что история сундука на этом закончилась. Сейчас сундуки вновь возвращаются в наши дома, как говорится "все новое -это хорошо забытое старое."

Их брутальная самобытная эстетика и многофункциональность находят новое звучание в современных интерьерах, в актуальных стилях лофт, хюгге и фьюжн.

Поскольку не все хотят превращать свой дом в музей и пользоваться в быту старинными сундуками, появился спрос на деревянные сундуки ручной работы.

сундук деревянный сундук интерьер дома интерьер загородного дома сундук для дома русский сундук сундук ручной работы