Иероним Босх. Человек - Тайна.

А откуда это все? Статью о Иерониме Босхе я пишу на ЯМ во второй раз.

Два дня назад я написала статью, вставила иллюстрации, выложила и…. Не судьба, видимо

Попытка вторая, она же не пытка.

Пока писала в первый раз, осознала, зачем пишу, чем хочу поделиться. ТАЙНОЙ

Любите ли Вы тайны? Стимулируют ли они Ваше творчество? Толкают на акт познания и творения?

Если «да», Вам сюда!

О биографии Босха писать не буду – Википедия на что? Имя настоящее тоже там. И личная жизнь и общественная, и наследие и…. Все там – прочтите, если интересно. Я про Тайну.

Осталось 25 картин (включая триптихи) и, по-моему, 8 рисунков. И все. И это включает все. На фоне Босха современные художники кажутся скупцами, да и не только современные. Только вот Брейгель Старший, перечисляемый среди духовных наследников Босха, так же щедр на образы и мысли, пожалуй. Но это, конечно, мое личное мнение.

Вернемся к Тайне.

Всего 25 картин, океан образов, бесконечность фантазии, горы символизма, шахты подсознания, бесконечности трактовок и ничего в сухом остатке

Никто, ни современники, ни фрейдисты, ни сюрреалисты, ни психиатры, в конце концов, не могут объяснить почему, откуда и как он это рисовал?

Фрейдисты кричат – Подсознание, великое и ужастное(т тут не ошибка, заткнись ворд, это как Волшебник из страны Оз, великий и ужастный, именно с т, ужастный).

Безусловно. Но разве у всех остальных художников его времени Подсознание, великое и ужастное, отвалилось за ненадобностью? У них же тоже подсознание было… Ведь было же? Так почему ж, подсознание было, а образы эти берут начало …. и конец свой находят в Босхе. Все подражатели и последователи просто копируют Иеронима, не в состоянии родить ни одну химеру сами. Брейгель старший только идет рядом с Мастером, а не по следам его шагов. Но Брейгель и не испытывает необходимости копировать и множить демонов Босха.

И мы с вами обладаем подсознанием, сядьте нарисуйте хоть одну химеру. Чтоб даже вам было страшно, или не только вам, это у кого какие тараканы. Только, не делайте этого насмотревшись Босха – невольно скопируете, проверено, заражает, как грипп.

Нарисовали? Вас убеждает? Страшит? Интересует?

А вторую можете, а третью, а еще, и еще , и еще, и , и , иииии

Всмотритесь сколько их

Всмотритесь – какие убедительные

Всмотритесь, красиво как

Термин «эстетизация безобразного» ну просто для мастера придуман.

Историки кричат – время то какое!!! Он столько всего видел в средневековой Европе!!

И от того что он видел рождается «Несение креста» - понимаю.

Но все остальное – не понимаю!

Вспомним, что принадлежит Босх периоду Северного Возрождения, и живет в Нидерландах (там сейчас Нидерланды, ну, вы меня поняли – не Испания, инквизиция и т.д.) И живет всю жизнь в одном городе фактически, и всю жизнь с одной женой, которую с детства знал, и в молодости на ней женился, и работает всю жизнь, вдумайтесь, В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МАСТЕРСКОЙ. И зарабатывает всю жизнь писанием картин. Просто мистер Норма. И этот нормальный европеец эпохи возрождения рисует это - согласна.

А откуда это все?

Хипари и панки неоднократно высказывали предположение, что, дескать, без хорошей дури таку фигню хрен нарисуешь!!!!

Да, не вопрос! И дурь в средневековой Европе не под запретом, и просто в хлебе, ничего не подозревая, можно спорыньи отведать и потом всех соседей в колдовстве обвинять на основе очень убедительных голюнов. А психиатры еще и шизофрению предлагают к дури присоединить, паровозом.

Одно «но» - что наркотики, что шизофрения, в первую очередь разрушают профессиональные навыки. Это вам любой специалист скажет. А наш Мистер Норма, рисовал 40 с лишним лет весьма продуктивно – картин до нас мало дошло, но известны остатки еще нескольких триптихов, и упоминания многих картин, даже в обрывках до нас не дошедших. Т.е. многие годы, до самой смерти он рисовал, что значит мозг не был патологически изменен, что в свою очередь отменяет версии шизофрении и наркотиков.

А еще надо сказать, Босх очень сильный рисовальщик. Вот по этому рисунку мой друг биолог назвал мне латинское название совушки, изображенной Босхом. Именно совушки, блин.

И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словестному и редким картинкам Босх рисует хорошо.

Слона с жирафом узнали...

Потом у нас игра была – угадай животное. Потом – угадай с натуры или нет. Потом – угадай часть животного. Потом – угадай символ. Последняя – самая интересная и очень сложная, современная символика подводит – средневековые символы сложнее и разноплановее. Попробуйте – если интересно, не заскучаете.

Потом появилась новая игра – найди заковыку.

Началась она с Братьев Стругацких – они утверждали, что где-то на картине Босха есть изображение автобуса… Двадцать лет ищу – может вам повезет – пришлите тогда фрагмент – умоляю.

Итак, автобус. А что еще не так? И мы начали рыть. Чего мы только не нашли. Начиная от рачков, которых не видно не вооруженным взглядом. И которые являются частью криля – основного корма тихоокеанских китов, и заканчивая прототипами космических кораблей будущего. Ну очень похоже. Автоклавы для выращивания клонов – одна из самых безбашенных идей, но вот предлагаю – найдите на картинах этот автоклав-инкубатор, просто интересно, это только наша ассоциация. Или нет…

А теперь внимание: взрослые люди, 21 век, художник умер 600 лет назад, а мы не можем от него оторваться, как научно-фантастический роман читать.

Наш Мистер Норма назван самым загадочным художником Европы.

Барабанная дробь!!!!!!!!!!!!

Автопортрет Художника.

Вот он наш Мистер Норма.

Есть другой автопортрет – старше чуть, и рисунок, а не картина маслом, но этот своим символизмом нам интереснее. Что же думал про себя сам художник? Как пригождается опыт наших игр! Сухое – будь то дерево или кости – символ сатаны, стоящее на плывущих по воде лодках – неустойчивость в вере, лестница – путь духовного восхождения, но даже неудобно упомянуть, в какое место эта лестница вставлена, дуплистость – внутренняя пустота в которой поселяются демоны, они там выпивают похоже и карты режутся. А если вы найдете этот фрагмент выше на картине, то увидите, что на голове нашего художника волынка играет и бал твориться, или твариться, т.к. тварей на балу не мало...

А какое лицо. Удивительные глаза…

Похоже нашего Мистера Норма видения, которые он рисовал, мучили и пугали не меньше нас…

А еще он почти монахом был, членом открытого монашеского братства.

А еще, его считали еретиком, историки, но не нашли подтверждения присутствия адамитов (секта) в современной Босху Европе.

А еще его считали чуть не святым – и не кто попало а прокатолический монарх тогдашней Испании Филипп Второй, и картины Босха куплены Филиппом для Эскориала.

А еще, люди посвященные считали Босха сильнейшим визором.

А еще, пережившие клиническую смерть часто описывают эту картинку даже в наше время.

А еще, признайте, он – ТАЙНА.

Одна из самых моих любимых.