Лакомник — один из красивейших элементов национального костюма

«Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.»

Иосиф Бродский

В настоящее время возрастает интерес к народному искусству, к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам, так как именно им принадлежит важная роль в сохранении и укреплении культурной самобытности нации. Для этого ведутся работы по восстановлению утраченных ремесел, организуются многочисленные фестивали и выставки, реконструкции на темы народного быта, снимаются кинофильмы на исторические сюжеты.

2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.

Лучше понять культурное наследие наших предков помогает изучение народного костюма.

Народная повседневная одежда была не такой уж примитивной, как может показаться на первый взгляд.

Простой крой, минимум отделки и домотканые материалы делали её непритязательной.

Однако, ее основными чертами на протяжении веков оставались: рациональность, удобство, декоративность.

Мне на глаза попалась информация об интересном элементе русского костюма под названием « лакомник».

С удовольствием делюсь с вами своими находками.

Дело в том, что в большинстве своем одежда, которую носили люди в давние времена, не имела карманов. Точнее, словом «карман» назывался особый мешочек, чаще всего сшитый из плотной ткани или кожи, который носился на шее или привязывался к поясу.

Наши предки были уверены в простой истине: «Все женщины и дети любят сладкое», поэтому и придумали красивейший элемент одежды, который получил название — лакомник.

Что же скрывается за «вкусным» названием?

Лакомники — небольшие нарядные мешочки, наружные карманы. Они служили дополнением к костюму девушки или молодой женщины.

Карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, он крепился к пояску, завязанному на талии.

Девушки очень любили лакомники, они были очень практичны: хоровод водишь не мешает, а пряником, конфеткой угостили — положила и лакомишься когда захочешь.

Так и родилось название «лакомник».

Пожилые женщины, из осторожности, часто прятали карман под сарафаном, кофтой или юбкой. Если вспомнить, что пояс-шнур, на котором держалась юбка - понька(понева), называется «гашник», то выясняется прямой смысл откладывания денег в «загашник», то есть в карман, спрятанный под одеждой.

Назначение гашника также — держать штаны у мужчины на талии. Впервые слово «загашник» появилось у казаков, именно они подвязывали свои шаровары шнурком, который и назывался «гашник».

Пример употребления слова — в рассказе И.А. Бунина «Забота»:

«Дует предвечерний ветер и задирает его рубаху, обнажает желобок на широкой сухой спине, показывает тугой гашник, низко врезавшийся в тело»

В людных местах, например на ярмарке, за своим гашником нужно было неусыпно следить, чтобы воры его не срезали. Поэтому само слово стало ассоциироваться с укромным, тщательно оберегаемым от чужих глаз местом.

Лакомники были повседневные и праздничные. Праздничные лакомники изготавливали из ярких дорогих тканей и украшали вышивкой, лентами, бисером, кружевом.

В будние дни лакомник становился обычным карманом. В нём лежали необходимые мелкие вещи: гребень, зеркальце, платочек.

Лакомники, в отличии от современных карманов, вшитых в одежду, были гораздо удобнее: если внутренняя часть кармашка пачкалась (а сладости в те времена редко заворачивались в обертки), то лакомник просто снимали с пояса и стирали.

Мужчины обычно имели карманы из кожи, их затягивали на кожаный шнурок и носили на шее или поясе. Носили они в таких карманах ключи, деньги, разные мелкие вещи.

Помните выражение «Держи карман шире»?

Это про тот же карман. который крепили к поясу мужчины или к седлу лошали. Если нужно было упрятать в карман что-то большое, просили открыть его шире.

Люди старались держать карманы закрытыми, завязывали их, чтобы злоумышленники или грабители не поживились добром.

Покрой у женских лакомников был одинаков. Их шили из двух кусков ткани: снаружи — яркий декоративной, изнутри — темный холст. Вверху на внутренней стороне мастерицы пришивали три поперечные полоски тесьмы, через которые и продевался пояс. Пояс с лакомником носился чуть выше талии.

Обеспеченные щеголихи праздничные лакомники украшали богатой вышивкой, бисером и дорогими кружевами.

Иногда лакомники служили еще и оберегами. В этом случае они украшались специальными защитными вышивками, имеющими сакральный смысл. На дне такого кармана прятался личный оберег — человека. К некоторым и вовсе привешивался заячий хвост или перо птицы на счастье и удачу... Вероятно, отсюда и пошло выражение «гостинец от зайчика».

Такого рода карманы были распространены по всей России. В средней полосе, а также в станицах Дона было распространено название «гаман», оно означало то же, что и «карман».

В Суздальском хранилище есть сарафаны с прорезью для карманов, обработанной обтачкой. Сарафаны эти обычно темные или черные, то есть, скорее всего, старушечьи или так называемые «моленные», которые были распространены у старообрядцев в Вязниковском уезде еще с XVII века.

А вот лоскутное шитье — одежда тамбовских переселенцев.

В Поволжье для невест существовал такой обычай: к своей свадьбе они шили и украшали сразу несколько лакомников. Такими вещицами девушка одаривала женщин из семьи жениха. По аккуратности и красоте изделия будущая родня судила о хозяйственных способностях невестки.

По отделке можно было судить о предназначении кармана и имущественном положении владелицы.

Лакомник вышитый бисером, 19 век

Карманы имелись не только на Руси, декоративные карманы встречаются также в костюме мордвы — эрзи заволжской группы рубежа 19-20 веков.

Национальная мордовская одежда стала выходить из употребления на рубеже XVIII-XIX веков. Мордовцы постепенно переходили к современной привычной одежде, заимствуя отдельные части или даже целые костюмы городского покроя у русского народа. Сейчас в некоторых регионах еще можно увидеть людей в национальных костюмах, но это большая редкость и удача. Например, у племени мокши сохранен и повседневный, и праздничный вариант традиционной одежды. А женщины-эрзянки надевают такие одеяния лишь на большие праздники или концерты.

Остатки самобытного прошлого живут в сердцах жителей финно-угорских краев.

В последние десятилетия в Мордовии идёт возрождение народного костюма. Его надевают на проведение обрядов, национальные праздники, концерты, некоторые официальные мероприятия.

Один из матчей Чемпионата мира по футболу-2018 ознаменовался в Саранске карнавальным шествием, где были задействованы горожане в традиционной мордовской одежде.

Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного творчества, пропагандируют их включение в повседневные или праздничные наряды. В своих курсовых и дипломных работах они используют элементы кроя и вышивки старинных костюмов, создавая современную одежду в этно-стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.

Карелия

Наши предки обладали богатой творческой фантазией, любую даже самую утилитарную вещь они делали не только удобной, но и красивой. Современная мода, конечно, изменилась, но дизайнеры и художники по костюмам всё чаще обращаются к истокам. Ведь новое — это хорошо забытое старое.

«Мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов из Петрозаводска. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.»

Карман, прикрепленный к женской русской одежде, имел родственников за рубежом уже в далекие времена.

Шведский национальный костюм

Финский национальный костюм

«Иллюстрированная Энциклопедия моды» изданная в Праге в 1989г, дает такую справку: «Сумочка антипод мужских карманов. В средние века мелкие предметы и деньги укладывались в карманы на поясе или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу. Начиная с эпохи рококо и вплоть до 19 века женщины носили богато украшенные, вышитые вызаные или плетеные сумочки — кисеты( помпадур, редикюль).»

Карман из музея Виктории и Альберта (Лондон). 1800-1830 г.г.

Муаровый шелк, льняная бейка, вышивка цветным шелком.

Сегодня у лакомника появилось новое применение. Его удобство оценили женщины, занимающиеся реконструкцией традиционного костюма. Во время фестивалей, праздников лакомник нередко становится «чехлом» для мобильника. Хочется, чтобы и в наши дни он оправдывал своё название.

Сейчас все чаще и чаще можно увидеть такие сумочки в народном стиле на девочках и на девушках тоже. На самом деле — очень удобно, когда самые необходимые вещи всегда с тобой. И очень красиво!

Если ситцевые платья и сарафаны не ваш стиль, то лоскутный лакомник не подойдет. Но вот несколько образов от Шанель, в которые очень органично вписались поясные сумочки. Так что лакомники можно сочетать с любым модным стилем, создавая индивидуальные образы.

Такие сумочки-карманы вполне применимы и в современной повседневной жизни! Летом так не хочется сумки, даже маленькие, таскать ради ключей и телефона. А карманы в летних юбках не все признают. В голове уже сложилась картина — длинная юбка, лакомник и пояс.

«Самым высоким видом искусства... является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия… В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…»

Б.М. Немецкий

Спасибо за внимание.

Всем мира, здоровья

С неизменным уважением, Татьяна.

Использованная литература:

1.«Карман- лакомник», Г. Федорова 1997г, № 5

2. «Карман — лакомник как неотъемлемая часть русского народного костюма»

Автор: Шестова Анастасия Юрьевна, 8.04.2006 г

3. «Мордовский народный костюм». Саранск, 1990г.

И другие материалы и фото, находящиеся в свободном доступе на интернет сайтах.