Цветок подсолнуха в искусстве и творчестве

Подсолнух, этот яркий, крупный солнечный цветок, который мы любим и знаем с детства, всегда занимал особое место в искусстве и стал сюжетом многочисленных художественных произведений, вдохновил мастеров на создание своих изделий, которые украшали их изображением подсолнуха. Первое упоминание о нем мы находим еще в античной литературе.

Овидий в Метаморфозах рассказывает о несчастной любви нимфы Клитии к Аполлону. Юная Клития страстно влюбляется в бога Солнца, который на некоторое время увлекается нимфой, но потом предает ее ради другой смертной девушки. Жестоко брошенная нимфа тоскует, чахнет, перестает пить и есть. «Девять дней она не касалась ни еды, ни питья, питаясь только росой и слезами, и безотрывно, не сходя с места, смотрела на колесницу бога Солнца … Аполлон, сжалившись над девушкой, решает положить конец страданиями Клитии и превращает ее в цветок, который и стал поворачиваться вслед за Солнцем.

Эвелин де Морган, Клития. 1887

И хотя художники изображают подсолнух, на самом деле Овидий имел в виду какой-то другой цветок, обладающий возможностью поворачиваться вслед солнцу, потому, что в античные времена подсолнух был неизвестен в Европе, а был завезен из Нового Света только в 16-м веке, но художники эпохи барокко идентифицировали цветок Овидия, как подсолнух, который благодаря его произведению стал символом верности.

Как символ верности, мы часто встречаем этот солнечный цветок в портретах, таких как знаменитый «Автопортрет с подсолнухом» Ван Дейка (1632-33), где он позирует с цепью, которую даровал ему король Карл 1, дал ему звание Сэра и назначил главным придворным художником.

Ван Дейк, Автопортрет с подсолнухом. 1632-1633

Подсолнух символизирует подданство вассала королю, чья преданность напоминает цветок, который следует за солнцем. Подчинение и преданность, которые приписывали подсолнуху, многие художники, с помощью этого символа тонко и ненавязчиво, но красноречиво выражали в своих произведениях честь своим меценатам и заказчикам.

ПОДСОЛНУХИ ВАН ГОГА

Подсолнух тесно связан с именем Винсента Ван Гога и стал сюжетом его многочисленных произведений в разных вариантах. Первая серия подсолнухов была написана в Париже в 1887 году

В этой серии подсолнух производит весьма депрессивное впечатление, как и любой отцветший цветок

А вторая серия, более известная, относится к его пребыванию в Арле в 1888-1889 гг.

Здесь главенствует желтый цвет, яркий, солнечный, позитивный, передающий радостное настроение живописца, который только планирует жить полной творческого подъема жизнью в придуманном им сообществе художников.

«В надежде жить и работать вместе с Гогеном в одной мастерской, мне бы хотелось украсить помещение внутри. Мне бы хотелось создать большие картины с подсолнухами», - писал Ван Гог своему брату Тео.

Радость, воодушевление, счастливое ожидание новой творческой общины с Гогеном, - это те позитивные смыслы, которые передает художник через подсолнухи в пышном цвету, стоящие в вазе. У Ван Гога изображаемый предмет теряет свое значение по сравнению с самим изображением: для ван Гога самое главное – это через живопись поразить и даже ранить сердце и душу.

Его подсолнухи живут своей собственной жизнью, без привязки к своей натуралистической ценности, они не передают объективной реальности, они есть выражение внутреннего мира, который проявляется через буйство форм и красок. Ван Гог играет и жонглирует красками, от медового до огненного, создавая теплую гармонию желтого цвета, который сам становится главным героем сюжета.

ПОДСОЛНУХИ ГОГЕНА

У Поля Гогена так же есть произведения с подсолнухами, не столь известные, как картины его друга Ван Гога, но тоже удивительные. В творчестве Гогена преобладает духовная составляющая, а не эмоциональный порыв. Ван Гог поклоняется силе природы, Гоген поклоняется природе своего художественного стиля.

В 1901 году Гоген заказывает семена подсолнуха, чтобы посадить их в саду около своего парижского домика. В тот год он написал несколько натюрмортов. Это холсты с четким и построением, в которых можно увидеть очень выразительные элементы. В каждом холсте заметен подсолнух с огромным глазом в центре, что является намеком на эзотерический, мистический характер эстетики Гогена.

Поль Гоген. Подсолнухи и груши. 1901

Поль Гоген. Подсолнухи на стуле. 1901

ПОДСОЛНУХИ ЭГОНА ШИЛЕ И ГУСТАВА КЛИМТА

Еще одна известная пара художников, который обращались к теме подсолнухов, но совсем по-разному: Густав Климт и Эгон Шиле. Хоть оба австрийцы и современники, но Шиле - представитель экспрессионизма, течения, охватившего Вену на стыке 19-го и 20-го веков, с его уродливыми фигурами, беспокойными ломаными линиями, неестественными формами.

Вот и подсолнух для Шиле является олицетворением трагического взгляда на реальность. «Все, что живет в настоящий момент, уже мертво», - утверждает Шиле, и таким образом он ищет в природе подтверждение быстротечности красоты и всего живого. Через увядшие цветы, листья и деревья он пытается нарисовать меланхолию. Такую репродукцию совсем не хочется вешать на стену.

Подсолнухи, 1911

У Климта же, яркого представителя модерна, роскошный подсолнух становится неотъемлемой частью элегантного и гармоничного декоративного ковра. Дирижер изящных линий и ярких цветов превращает натуралистические детали в волшебную музыку пышной цветочной композиции.

Густав Климт. Сельский пейзаж с подсолнухами 1905-1906

Густав Климт. Подсолнух. 1907

В современном искусстве подсолнух продолжает взывать к фантазии художников, но уже освободившись от своего первоначального символического смысла, становится инструментом выражения внутреннего состояния эмоций.

Моя любимая картина из серии Подсолнухов Ван Гога – ваза на голубом фоне, хранящяяся в Мюнхенской галерее. И именно это произведение вдохновило меня на создание кожаного рюкзака с его изображением в технике аппликации, .

А как вас вдохновляют подсолнухи? Какая у вас любимая картина с подсолнухами? С чем он у вас ассоциируется?