Экземпляры оригинальных деревянных расчесок из моего «музея»

За многие годы немало было создано и сломано, найдено и сохранено оригинальных деревянных расчесок. Постараюсь не предвзято поведать о некоторых из них с точки зрения эволюции инструмента для наведения порядка в волосах.

Начнем с классического гребня, то есть расчески без ручки из цельного куска дерева.

Хитрая резьба - очень тонкая, точная и без прижегов.

Чем сделан такой ровный пропил толщиной 0,29 мм., остается только догадываться. Может кто знает?

Зубья покоробились сами при хранении в квартире, и восковая пропитка не помогла. Клен, однако!

Клен, вообще, очень склонен к короблению, поэтому сейчас я применяю его крайне редко. Вот после этого :

Без моего журнала было-бы трудно разобраться из-за чего ломается и через сколько :

Далее гребень из Китая, купленный в Питере в 1999 г.

Топорность исполнения сколы вполне приемлимы за 0,5 $.

Тропическая древесина тоже покоробилась сама.

Цельные гребни весьма ломкие, поэтому их укрепляют поперечыми планками. Как этот сосновый, например :

Сейчас "китай" вполне приличного качества :

Зубчатая часть склеена из нескольких пластинок выровненного бамбука и очень качественно.

Для прочности вклеена поперечная планка :

Зубчики острые и расчесываться придется с опаской пораниться :

Цельные двусторонние гребни делал и я на заказ.

Груша, пожалуй, самая оптимальная древесина для таких хрупких изделий, в силу своей прочности и стойкости к короблению при перепадах температуры и влажности.

Цельный гребень да еще с ручкой - совсем не надежная конструкция.

Клен покоробился и лопнул при хранении, пришлось клеить.

Черешня - твердая и прочная, но и из нее такая ручка ломкая :

Острые кромки, особенно, в узких местах способствуют ломкости.

Перейдем к самым надежным расческам, у которых зубья и ручка склеиваются. Прочность возрастает за счет ориентации древесных волокон вдоль элементов.

Это березовая расческа из Гомеля (1992 г.) с вклеенными по отдельности зубьями, видимо, из зубочисток.

Оригинальный инструмент из Орши мастер сделал запоминающимся.

В рябиновую ручку чисто вклеены без гребня, но в углубление, тщательно обработанные кленовые зубья, кончики которых гладко скругленны.

Одна из первых на постсоветском пространстве промышленных расчесок из Киева, была приобретена на выставке в Минске.

Роспись замечательная, чего не скажешь о зубьях.

Даже боюсь предположить, что следущая чесалка для человеков.

Белый бук - единственное, что ласкает глаз в следущем экспонате.

Рассохлась она через несколько месяцев хранения после покупки.

Самая известная на территории бывшего СССР расческа с надписью FROM SIBERIA WITH LOVE (Из Сибири с любовью) начала выпускаться миллионами в Барнауле совместным российско-английским частным предприятием в 1992 году и стала достойным приемником советского минимализма : в патентной чистоте, задумке, в качестве материалов и изготовления, в удобстве, цене и ляпах. На фирменном сайте www. timber-pro.ru вместо британского флага - американский, а на фоне белоствольных берез - ветка липы с ... березовыми сережками : " Хоть наши расчески и березовые, но это, по сути, липа, " - словно подразумевается.

Этим гребешком пользовалась подруга жены не больше года.

Господа не заморачивались и склеили зубья и ручку без шипа и паза : меньше затрат, а сломается - купят опять (монополия!)

Купил я это произведение в минском салоне, после отказа принять на реализацию мои расчески, по причине не членства в Союзе художников.

Надо отдать должное стабильности яблони : щели, кривизна,выступы,дырки если и увелучились, то мало.

Соединение на трех деревянных гвоздях - невидаль до сих пор.

Обычная толкотня, шум, духота Славянского базара (2012 г.) позволяют продавать "на ура" такие вшегонялки из г. Хмельницкий, главное пахнет можжевельником и не дорого.

Купил сие у соседей-конкурентов в Витебске. Стыдно мне стало перед вековым можжевельником, которого почти уже не осталось на Украине.

Название "МАлые ДЕревянные Формы" - мое, яблоня и клен заготавливались мною, патент, технология и форма - мои, а изготовили уже без меня в 1995 г.

И как приятно было фотографировать расчески из этой партии уже в 2012 на ярмарке "Млын", где меня нашли благодарные покупательницы, которые 17 лет пользуются этими изделиями.

Предложил им продать в мой "музей" раритеты за 20$ - отказались.

Из-за этого кленового зубастика мы разошлись с одним товарищем в представлениях о том, какие должны быть наши расчески.

На фоне уже увиденных "перлов", следущая - почти идеал от мастера с 15 летним стажем из Бобруйска, которого я встретил на ярмарке в минском парке.

Оказывается умелец не признает электроинструментов и делает гребеночки вручную. Зубья выпиливает из буковой разделочной доски, пропитка воском и канифолью.

И вид хорош и аромат и цена.

Более сложным является экспонат, у которого изгиб зубчатой части делает давление кончиков зубьев более комфортным, а сами зубья при внедрении в волосы, как-бы раздвигают спутанные места.

Зубья изготавливаются из ароматного дерева, обладающего антисептическим свойством (кедр), а ручка покрывается не пахнущим химией шеллаком (гумми-лак), который сделан по древней технологии из смолы, вырабатываемой тропическим насекомым - лаковым червецом. Достигается двойной эффект : и ручка защищена от загрязнений (особенно если это пихта) и аромат дерева не скрадывается.

Сделана она 09.02.2003 г. под № 1216.

И в конце об экспонате № 1, который скромненько занимает верхнюю ступеньку в эволюционной лестнице деревянной расчески. Создавался гребень во времена, когда на земле обитал очень интересный вид человека - homo sovieticus. Тогда в СССР все было просто, без излишеств и о деревянной расческе не слышно было и не видно. Но ветер Перестройки донес весть о деревянном гребне, сделанном вручную японцем. "Что я хуже самурая",- подумал я и сделал маме к юбилею подарок из ветки вишни, практически "на коленке".

Гребень не просто склеен из 60-ти элементов, но и изогнут по сфере. Вишневые зубчики выстругивались по отдельности одним самопальным ножом строго по волокнам с изгибом.

Потом гибка, паз ножом, склейка, резьба.

Так начался путь первопролазца к совершенной расческе из дерева.