Методы ценообразования. Взгляд психолога.

Вот поперёк экономистам пишу! Ну не получаются у нас формулы выведения цены на хэндмейд. Ведь как рекомендуется (самая распространённая формула): себестоимость плюс норма прибыли. Как считаем себестоимость? Где-то купили материалов, хороших, даже замечательных. Инструменты тоже. Днём работать как-то не получилось, так ночью электричество пожгли, вот себестоимость вещи растёт да растёт... Сколько должен стоить час работы? Ну... это... норм-то выработки нету, рассчитать квалификацию тильдо-мастера - пойди найди такую методику... ладно, посмотрим, сколько человек привык получать по основному месту работы и так и назначим... Всё, тупик. Профессии разные, должности разные - и зарплаты разные! А ещё ведь норму прибыли устанавливать... Сколько это должно быть? Вообще сильно завышенная математика получится...

А если наоборот? Не по затратному методу цену считать? В 90-х я работала в одном кадровом агентстве. Некоторые, возможно, помнят это весёлое время, создание коммерческих компаний, слухи о фантастических зарплатах там, толпы безработных советских граждан, мечтающих трудоустроиться... Руководство придумало хитренькую анкету, были в ней и вопросы о зарплате, сколько считаете надо вам платить и почему... Чаще всего ответы были: зарплата нужна большая, потому что кругом всё очень дорого, транспорт дорогой, еда дорогая, одежда дорогая, дети у меня растут... Руководство пожимало плечами: мы не собираемся всех обеспечивать по их потребностям, мы не собес, нам работники нужны. На собеседование приглашали только тех, кто сообщал о своей квалификации, о трудолюбии, желании принести пользу будущим работодателям.

Мне представляется как-то неэтичным учитывать в ценообразовании мою привычку работать по ночам и любовь к хорошему кофе. Комфортнее сначала исходить из ценности сделанной мною вещи для меня и моего покупателя. Если сначала установить цену, а потом уже вычитать - на материалы, на инструменты, на электроэнергию, на зарплату тоже... Тогда появится интерес покупать материалы не только превосходные, но всё-таки ещё и со скидками, и работать днём, чтобы при солнечном свете, электричество поберечь... Ну, поставить на пьедестал не себя, любимого, а подвинуться и рядом поставить ПОКУПАТЕЛЯ. Пусть покупатель будет на первом месте, а я - на втором. А что, тоже вполне себе хорошее место.

Мне показались приемлемыми аж три метода ценообразования (строго психологические, поэтому никакой точности, плюс-минус километр). Формулы через психологию, извините, не получились... Пока... Но я над этим работаю!

1. Строго-отфонарный метод. Я старалась-старалась, я превзошла себя, теперь смотрю с умилением на шедевральный шедевр и никак не тороплюсь с ним расстаться. Уж красота, виртуозность, ах, молодец! Да это - украшение моего магазина! Значит, выставлю и назначу такую цену, которая компенсирует мои моральные страдания в случае расставания с этим шедевром. Найдётся истинный ценитель прекрасного в общем и моего творчества в частности - купит. Не найдётся - и ладно, "такая корова нужна самому".

Метод роскошен, ну, в плане возможных доходов. Но с точки зрения реальных продаж... Вот стану знаменитой и модной, да очередь же выстроится за такими вот шедеврами и по таким вот ценам! Единственно правильными будут! В светлом будущем...

2. Среднерыночная цена. Пока ещё моя широкая известность и популярность не настали, люди, увы, не стараются покупать именно у меня. Они покупают вещи, а что их сделала именно я - это приятное для меня совпадение. И даже если совсем таких как у меня карандашниц никто не вырезает, это ещё не означает, что я прям монополист. Человек ведь может купить карандашницу и керамическую, между прочим. Не говоря о широком выборе декупажных и расписных.

Ну, в среднем, вещи, чем-то как-то похожие на мои, продаются по неким усреднённым ценам... Поставлю и я примерно такую же цену. Чуть пониже, если рассчитываю продать побыстрее и соблазнить покупателя выгодой или чуть повыше, чтобы подчеркнуть, что мои-то более трудоёмкие, чем-то превосходят (потом подумаю, чем, а сама не придумаю, так покупатель поможет).

3. Цена, очень выгодная для покупателя. Опять же, танцуем от среднерыночных (не знаю, как это считается, по-моему, при помощи интуиции) и решительно их занижаем. А вот так, а не жадная я, творю в своё удовольствие, вы мне только цену материалов верните, если можно... Почему так? А потому что я верю, что чем ниже цена, тем вещь привлекательнее для покупателя. Не знаю, но верю! Да, не логично. Но что поделаешь, зато думается мне, по низкой цене купят скорее. Вот солонок простых купили 17, а сложных - 6! В деньгах результат похож... Хорошо, что есть и те, и другие!