Полная история компании БРЮ !
  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Куклы

Всем доброго времени суток!

Я сегодня расскажу вам ВСЮ историю компании Брю. От и до.Сама история фирмы своего рода зеркало золотого века французских кукол, полного головокружительной красоты, творчества,изобретательности, вкуса…

Человек, которому суждено было создавать самых изысканных и роскошных кукол для избалованных французских аристократов , появился на свет в небольшом захолустном городке на юго западе Франции, в простой семье ткача. Возможно, никто никогда бы не узнал его имени, но юность Леона Казимира Брю , (к сожалению мне не удалось найти ни одного портрета.).....,родившегося в 1837 году, удачно совпала с периодом расцвета Второй Империи, когда во Франции открывалась новая эра торговой политики….

Необычайные возможности для развития промышленности и производства, созданные Наполеоном Ш, позволяли людям даже из низов продвигать свое дело , если они имели оригинальные идеи и готовность воплощать из в жизнь. Эти настроения подхватили и молодого Брю. Он оставил родной дом, и без денег в кармане отправился покорять Париж. В наследство от отца ему достались только знания. Он неплохо разбирался в тканях, определял их качество, имел вкус и мог даже сам ткать! А поскольку в столице всегда ценились хорошие ремеслинники, он без всякого труда нашел себе место у коммерсанта, торговавшего тканями…..вскоре Леон Казимир женился на дочери портного Апполине Комен.У девушки была невеселая работа….Она служила портнихой у владельца конторы, обеспечивающей транспортом похоронные процессии и шила саваны….

Молодожены поселились в квартирке на рю Хаксо, хозяином которой был некий пожилой господин Шатор. В то время у них не было детей, а молодая пара настолько пришлась им по душе , что вскоре они предложили !!!! купить им фабрику!!!!

Сделку оформили только на бумаге, так как у Брю не было денег , и Шатор на первом этапе даже частично финансировал бизнес своих постояльцев….Новую фабрику назвали Bru Jene & Sie ,и всего через несколько лет Леон Казимир Брю не только полность рассчитался со своим благодетелем, но и смог делиться с ним прибылью….

Он начал производить модных кукол. Фарфоровые головы Казимир заказывал у лучшего парижского фабриканта , котрый делал отливки по заказу Казимира Брю, звали фабриканта Евгений Борруа. И он выпускал свою продукцию без маркировки или с инициалами Е..В.

Брю договорился с ним, чтобы головы кукол, сделанные Евгением по его заказу, маркировались B.Jne & Sie, Bru Jne или просто B.J.

Тела у кукол были кожанными или из ткани, в основном льна. Тела шили вручную в небольшой мастерской Брю, а так же рабочие надомники.

В 1869 ом на фабрике стали делать модных кукол с деревянными телами разных размеров, на шарнирах, с двигающимися руками и ногами. Они стали своего рода фирменным знаком. продукция упаковывалась в зеленые коробки, на которых была наклеена картинка с их изображениями.

эти куклы были очень красивы, костюмы их отличались необычайным вкусом и отличным кроем , поэтому они сразу стали пользоваться бешенной популярностью и спросом у парижских аристократок.

Однако Брю не спешил тиражировать их и наполнять рынок, предпочитая разрабатывать новые модели. В 1868 году он получил патент на выпуск модной куклы сюрприза с двумя лицами. Спящее и улыбающееся. Затем он создал модель плавающей леди, а так же куклу с музыкальным механизмом внутри.

Но одной из самых знаменитых стала улыбающаяся Брю, запатентованная в августе 1837 года.

некоторые коллекционеры иногда называют ее Мона Лиза. из за почти джокондовской загадочной полуулыбки. Считается, что моделью для этой куклы послужила сама императрица Евгения, супруга Наполеона Ш. Впрочем это только одна из версий. Вторая основана на необычайной схожести отливки с ликом улыбающегося ангела необычной скульптуры над входной дверью кафедрального собора Х111 века в Реймсе.

В 1878 году Леон Казимир Брю получил золотую и серебрянную медали на выставке в Париже. В частности за улыбающююся Брю и за модель куклы Гурман, которая могла есть с помощью сложного механизма внутри, показывала язычок…а так же за черную куклу африканку, одетую в роскошные национальные одежды. В конце Х1Х века на смену модным куклам пришли так называемые Bru Bebe , не дамы , а куклы девочки. Bрю разработал новые выкройки для кожанных тел, гораздо больше похожие на тело ребенка ,а не взрослой леди.

Отливки голов тоже изменились, стали гораздо более округлыми и пухлыми. Кстати, они был созданы известным французским скульптором и бронзовых дел мастером Фердинандом Барбедьенном 1810 1892 .

эти куклы вышли под маркой Bru Brevete , многие были одеты в роскошнейшие наряды и сразу завоевали любовь и необычайную популярность.

В 1880 году Брю разработал bebe Modele с деревянным телом, со сложной артикуляцией , у куклы поворачивалась даже стопа!

Они выходили очень небольшими партиями, с несколькими типами лиц. Самой ранней стала модель Circle And Dot одна из самых наиредчайших сегодня. этот знак точка в круге изначально служил для рабочего ,обозначающего места, где должен быть механизм. Но большинство кукол были выпущены без механизма, а знак так и остался и дал название целой серии…

В самый пик своего успеха 46 летний Брю в 1883 году продал значительную часть своего бизнеса Генри Шевро, с которым познакомился всего тремя месяцами ранее. Почему он решил оставить дело, которое так успешно развивалось под его руководством, которое переживало настоящий расцвет отчасти остается загадкой. не сохранилось ни документов,ни писем,которые обьясняли бы такой странный поступок. О мотивах моно лишь догадываться. Брю был прежде всего изобретателем, а не кукольником…скорее дизайнером, и во всем, что он делал , было много выдумки и творчества,. теперь, додтигнув совершенства, которое до сих пор трудно превзойти, его стали тяготить увеличивающиеся административные функции и бумажная волокита. Жзинь представила случай отдать фабрику в надежные руки и он сделал этот шаг. Сам Брю занимался потом различными изобретениями , а в конце своей жизни выпускал не много ,ни мало….а пианино…..!!!!!

Чутье не подвело казимира Брю…..он передал свое дело в надежные руки.

при новом владельце тела кукол получили новый вид. теперь они были уже не полность кожанными, как это было при Брю,

Ступни и ножки до колен были теперь сделаны из дерева или из фарфора, а колени на шарнирах. , точнее на металлических болтах. Ручки до локтя были фарфоровыми, и так же имели шарнирное, болтовое крепление, давая возможность движения....

Куклы стали называться Bru Jne , и завоевали золотые медали на международных выставках в париже. 1885 год и в Ливерпуле 1886. Вскоре Шевро начал так же выпускать так же кукол с полность древянными телами на шарнирах. И роспись личика он так же изменил.

Например, именно при нем появилась эта характерная именно для Брю тонкая , а иногда и средней толщины черная линия ,как бы подводка,обрамляющая глаза, нарисованны ресницы стали немного короче, чем это было при Казимире, а стеклянные глаза более похожими на человеческие. Завораживающий взгляд этих кукол ,который словно немного отстранен от окружающего мира и погружен в себя многих волнует до сих пор….кукла грустна, отрешена и задумчива….и очень нежна.....ее тихая нежность поражает......И не смотря, на свою редкость и дороговизну , Брю это предмет мечтаний для многих коллекционеров.

К сожалению, со временем рынок начал меняться….немецкие представители беззастенчиво скопировали некоторые модели Брю..Куклы эти делались из более дшевого фарфора, не дотягивались до оригинала, но продавались удачнее из за дешевизны….Расписаны они были наспех…..

Посколько Шевро не мог с этом мириться, и не желал идти на поводу у новых тенденций, он потерял интерес к бизнесу и продал его другу семьи.

Так, третьим и последним владельцем фирмы Брю стал 46 летний Поль Евгений Жирар в 1889 году….Что касается Шевро, он некоторое время работалво французском синдикате игрушек, а через 9 лет тихо скончался в своем доме в возрасте 67 лет. Жирар, в отличии от Шевро ,решил в рамках разумного уступить требованиям времени, уменьшить выпуск продукции класса люкс , и занять свою нишу в сегменьте для среднего покупателя, производя кукол более просто одетых , и сответсвенно менее дорогих.

Для этого прежде всего пришлось отказаться от кукол с кожанными телами.А дерево вообще заменил боле дешевый и менее долговечный материал, композит….

Изменения коснулись и фарфоровых голов. Производственный процесс удешевили, куклы стали делать не только с закрытым, но и с открытым ртом.Однако,компания по прежнему получала новые патенты например, Жирар создал модель ходячей куклы автомата и куклы Baiser ,посылавшей воздушные поцелуи….

С 1891 года каталоги фирмы ежемесячно появлялись в парижском журнале La Mode Illustre, читатели которого заказывали не только кукол ,но и отдельно одежду для них.

Фирма Брю на протяжении всей своей истории никогда не была крупной, процесс создания куклы Брю очень труден и кропотлив,это прежде всего ручной труд. Этим обьясняется редкость и дороговизна этих кукол.

Ежегодно здесь выпускалось от 5 до 10 тысяч кукол, для сравнения Жюмо в СТО раз больше.

Рабочих всегда было очень мало, многие из них работали на дому.

в новой ситуации агрессивного наступления крупных компаний , ориентировавшихся на дешевую и массовую продукцию, дела французских кукольных фирм начали ухудшаться. Им пришлось столкнуться с настоящей торговой войной,которую начали вести с ними немецкие фабрики…., которым с помощью демпинга угдалось захватить французский рынок.кроме того, резко упал экспорт в Америку после протекционистских мер ,принятых президентом Мак Кинли.

Окончательным концом золотого века кукол и самых лучших кукольных компаний Парижа стал образованный немцем Фляйшманом союз SFBJ. В этот союз были вынуждены войти почти все разоряющиеся фирмы, в том числе и Брю. Но кроме почетного членства они не получали ничего…

Жирар владел коллекцией моделей и выставочных экземпляров кукол Брю, собранных на протяжении всего существования фирмы. Его сын продал эту коллекцию парижским антикварам в декабре 1958 года, и дальнейшая судьба кукол неизвестна….

Материалы с сайта

www.antiquedolls.ru

Автор статьи Ильмира Степанова, Петербург 2013 год.