Упаковка или искусство? Христо Явашев.

В этой подборке хочу рассказать о творчестве одного из моих любимых современных нынездравствующих художников : Христо Явашева и его жены и помошницы- Жанны-Клод де Жийебон.

Их работы,а особенно философия творчества очень подходят мне по духу :

Христо о своем искусстве: «Никому не нужны упакованные деревья, скульптуры, здания. Никто не заказывал подобное. Они существует только потому, что я этого захотел.»

Одна из удивительных особенностей проектов Христо – принцип их финансирования. Художники делают все эти трудоемкие и дорогостоящие работы исключительно на свои деньги и без привлечения добровольцев. Все люди, работающие на проектах, получают за свой труд деньги. И не от спонсоров, а от самих художников. «Мы хотим работать в полной свободе. Чтобы сохранить эту абсолютную свободу, мы не можем быть в долгу у кого-либо. Мы работаем несвязанными», – говорит Жан-Клод. Они тратят деньги, полученные за преподавание, продажу картин, литографий, коллажей и масштабированных моделей своих уникальных проектов. Этого хватает на новые инсталляции. С точки зрения художников – самое разумное вложение капиталов.
На вопрос «Зачем вам все это нужно?» Христо предпочитает отвечать: «Ни зачем», а Жан-Клод: «Для нашего удовольствия и удовольствия наших поклонников».

Христо Явашев (Сhristo, Hristo Yavashev; 13 июня 1935, Габрово) — американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья.

Идея упаковать различные предметы пришла к нему в 1958 году. Поначалу он работает с относительно небольшими по размеру вещами, заворачивая банки, журналы, мебель, автомобиль и т.п.

В начале 60-х гг. Христо переходит к более масштабным проектам, упаковывая в плотную синтетическую ткань и полиэтилен архитектурные постройки и монументальные природные объекты.

Еще в 1960 годы, Христо разработал концепцию «ампакетажа» (empaquetage — упаковка, чаще употребляется термин «амбалляж») – собственную форму художественного самовыражения, которая принесла ему известность. Художники оборачивают или упаковывают на некоторое время в ткань, словно в подарочную обертку, крупные природные или культурные объекты – острова во Флориде, участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф в Париже, Рейхстаг и т.д. Особенность творчества Христо и Жан-Клод заключается в непосредственной крупномасштабной работе с разнообразными пространствами, разными средами, в которые они вносят новые характеристики, добиваясь нового, часто непредвиденного качества, открывая неведомую реальность.

Окруженные острова, Бискайский залив, Майами, Флорида. 1980-83

Занавешенная долина,Райфл,Колорадо,1970-72гг

Бегущая ограда, Графства Сонома и Марин, Калифорния. 1972-76

Обернутый мост Понт Нёф, Париж. 1975-85

«Обернутый Рейхстаг» — одна из самых резонансных работ Христо. Художник хотел, чтобы этот проект был виден и с Восточного и с Западного Берлина. Еще задолго до объединения Германии, в 1971 году, он начал переговоры с немецкими властями. Но тогда получил отказ на том основании, что обертывание Рейхстага будет означать профанацию истории, символом которой он является. Только в 1994 году проект попал на обсуждение на сессию бундестага и был принят 292 голосами против 223. Это был первый случай обсуждения произведения искусства (тогда еще реально не существующего) в парламенте.

И вот после упорного труда 650 специалистов и их помошников, 23 июня 1995 года Рейхстаг предстал перед более чем 500 тысяч человек в обернутом виде.

Для этого было использовано более 100 тысяч квадратных метров серебристой ткани. Художник считал, что серебристая ткань будет прекрасно сочетаться с серым берлинским небом. И 8 километров синего каната.

Для того, чтобы не повредить здание под упаковку поместили каркас и между стеной и материей был оставлен метровый зазор. Статуи тоже защитили каркасом. Христо так описал свое произведение: «Даже незначительные дуновения ветра приводили ткань в движение, так что здание казалось неким живым объектом. Каскады ткани, ниспадавшие с крыши, создавали иллюзию динамики. Здание больше не казалось статичным. Оно все время было в движении. ... в завернутом Рейхстаге есть некая иррациональная свобода».
По словам Христо, он, среди прочего, хотел продемонстрировать недолговечность вещей в мире, который постоянно себя повторяет.

И еще несколько работ:

Обернутые пешеходные дорожки, Луз парк, Канзас Сити, Миссури. 1977-78

Зонтики, Япония-США, 1984-91

Последнее сооружение Христо и Жан-Клод – «Ворота» в Центральном парке Нью-Йорка, установленные в 2005-м году, – на шестнадцать дней превратило фланирующую по парку толпу в торжественную процессию, а сам парк – в «среду, соответствующую законам красоты». Семь с половиной тысяч стальных ворот, выкрашенных в оранжевый цвет, с шафрановыми занавесями были расположены на тридцати семи километрах черно-белого февральского паркового пространства.

В публикации использованы материалы из статей : Игоря Сальникова " Упакованный Рейхстаг";

Наталья Решетникова. По материалам журнала "Мир дизайна" №2, 1998 год. " ХРИСТО и ЖАН-КЛОД: апология упаковки" ;а так же статья " Мастера упаковки"( liveinternet.ru)