Бесплатные способы продвиждения: миф или реальность

Решила написать и я немного о бизнесе и handmade. Хотелось бы сразу разделить понятия - чем отличается бизнес от предпринимательства.

Предприниматель — это человек работающий сам, возможно имеющий какое-то небольшое производство, но все равно он работает на нем, либо следит за выполнением хода работы.

У бизнесмена есть деньги и сам НИКОГДА не работает! Он для этого нанимает людей и даже контролировать он наймет других людей за деньги, которые будут ему отчитываться о ходе выполнения плана.

Поэтому всех hadnmade-ров можно отнести только к предпринимательскому классу и бизнесменов среди нас нет ни одного, потому как мы «и швец, и жрец, и на дуде игрец»! (Ну, есть конечно, вариант: заставить мужа шить мишек или варить мыло (а лучше и то и другое), платить ему з/п, а самой лежать на диване и получать доход от бизнеса — тогда вы точно бизнесвумен))))

В данном разделе журнала написано очень много о ведении handmade предпринимательства. Есть очень дельные советы, по ведению программы привлечения покупателей, даже описаны некоторые маркетинговые ходы. Есть обычные статьи, без особого практического применения, но в общих чертах освещающие суть вопроса.

В общем к чему я все это? Хотелось бы немного добавить по данной теме «ложку дегтя в бочку с медом». (Пожалуйста, не кидайтесь бананами, у меня на них аллергия. Другими продуктами питания не пригодными к употреблению — можно!)

Далее я буду говорить только о продажах, основанных на бесплатных способах продвижения.

Начнем по порядку.

Продвижение нашего товара через социальные сети

Да, в какой-то степени это работает, если вы имеете огромное кол-во знакомых интересующихся вашей продукцией. Ну, или просто людей, которые являются вашими целевыми (потенциальными) клиентами.

В чем сложность, если таких знакомых не имеется — вас просто «забанят за спам». У вас не будет реальной возможности писать каждому встречному о том, какие у вас классные работы и почему же он не желает их купить?!

Вот как бы вы отнеслись к человеку, который дергает на улице вас за рукав и предлагает вам купить у него коробок спичек (изумительной красоты(!)), особенно когда вы опаздываете на работу? - по-моему, ответ очевиден — вот так и с вами будут поступать, если вы начнете писать всем подряд о вашем великолепном товаре!

Группы в этих же сетях

Да, наверное, участие в большом количестве групп взаимный обмен ссылками позволит вам немного продвинуть свой товар, но не забывайте — группы потребуют отдачи — вашего прямого участия в жизни группы — комментарии, просмотр стены, ответы на опросы и т. д.

Если вы состоите в 3-4 группах — это еще ничего, но если их 10, то это уже нереально — а когда же шить мишек, заек и т. д. Как показывает практика и такой способ привлечения покупателей является не целевым. Ну, увидят вашу работу, ну, поставят «Лайк», но на этом и все.

Покупатель в массе своей ленив, особенно в сети. Его сложно держать на крючке, потому что каждые 0,2 сек он видит новую картинку и его мозг вообще мало чего уже понимает. При такой подаче информации он навряд ли перейдет по ссылке в поисках хозяйки данного изделия, перепост — возможно, но прямых продаж тут и ждать не чего. Общее число потенциальных покупателей составляет 0,3-0,6%, т. е. примерно 3-6 чел из 1000.

Вывод: времени на раскрутку вы потратите гораздо больше, чем отдачи.

Как показывает практика, любая страничка в соц. сети начинает работать только тогда, когда о вас уже узнали на других ресурсах, та же Ярмарка Мастеров, либо ваш личный блог.

Вывод: для того чтобы грамотно продвигаться в социальных сетях, нужно платить за рекламу вашего сайта (товара, блога, странички на Ярмарке Мастеров) более раскрученным группам (многие из них даже предлагают такой вид сотрудничества).

Идем дальше...

Следующий вид продвижения ресурсы на подобии Ярмарки Мастеров.

Тут все просто — открыть магазин можно и на нескольких ресурсах одновременно. И сейчас большое количество, регистрируйся где угодно, плати авторский взнос (или не плати — есть и такие), но... опять «но» - вести одновременно несколько магазинов сложно — очень сложно. Если вы рассчитываете на серьезные продажи, то следить за ценами, покупателями и перепиской, в адекватном режиме у вас получиться, ну, максиму на 3-х и то с большой натяжкой. Опять же, никто вам этих продаж не гарантирует! Но продвигаться нужно, поэтому регистрируемся!

Идем дальше. Блоги...

Вот тут — да поправят меня, если я не права — продажи достигают 10-30% от общей массы заказов, но только при постоянно обновляемом блоге!

Что значит обновляемом?! Вашим потенциальным клиентам должно быть интересно у вас на страничке, значит, нужны: статьи, фото, рассказы о себе, о своей семье, все сдобрено картинками и т. д. Считается, что это все поднимает рейтинг и привлекает потенциальных клиентов — ан-нет... Вроде не много, вполне реально вести... опять наступаем на грабли «не целевой аудитории» — в основном в блогах находятся либо собратья по цеху, которые сами создают чего-то подобное, либо просто любители эстетики (их довольно много, чаще всего они ничего не покупают, только восхищаются), либо любители конфет.

В общем получить покупателей через блог, можно только тогда, когда вы прорекламировали его через что-то еще и покупатель зашел посмотреть на вашу страничку в надежде найти подходящий товар. В противном случае, вы получаете только толпу зевак и кучу аплодисментов :)

Свой сайт.

Тут вопрос спорный — а для чего он вам нужен? Показывать свои работы? Так мы уже описали массу мест, где можно это сделать.

Сайт еще более капризное и требовательное создание, чем блоги, социальные сети и интернет ярмарки. Сайт постоянно требует и средств на содержание и вашего времени на его поддержку (либо это время придется покупать у других и поверьте мне — стоит оно не мало!)

Опять же — сайт без должных вложений в SEO ни даст вам покупателей вообще! Только при должной оптимизации и продвижении — отдача будет. Но раскрутить сайт самой — очень сложно и хлопотно, лучше поручить это сео-шникам. Стоит это примерно 5-30 тыс. р. в месяц, так что ваш доход должен быть соответствующим!

Выставки — ярмарки

В последнее время продажи на них упали, но это пожалуй, лучшее место для рекламы. Вот тут-то вы и сможете найти целевых покупателей, естественно, из тех кому приглянуться ваши работы. Если вы действительно хотите получить некоторую базу клиентов, необходимо позаботиться о качественной айдентке: визитки, календарики с вашими контактами, буклеты, флаера, листовки и т. д. - естественно все это раздается бесплатно, но не всем подряд, а только заинтересовавшимся.

Еще очень важным моментом саморекламы на ярмарке являются новые знакомства и связи. Впоследствии именно эти связи могут привести к развитию новых направлений сбыта. Поэтому такой вид рекламы нельзя сбрасывать со счетов!

Минус в том, что выставки в массе своей не бесплатные и стоят они недешево, поэтому отнести это к бесплатным вариантам рекламы, как-то не получается :(

О магазинах

Тут хочу оговориться сразу, что мнение у меня об этих видах продвижения довольно субъективное. Возможно, недостаточно опыта и я могу судить только по нескольким вариантам, но у меня ничего путного из этого не вышло... Поставить работу в магазин, конечно же, возьмут, «под реализацию», но конкретной ее реализацией никто заниматься не будет. Раздавать ваши визитки и контакты тоже, потому как хозяин магазина не заинтересован переключать своих клиентов на вас. А в друг им у вас больше понравится?! Даже 20-30% часть от прибыли никак не стимулировала ни владельца точки, ни его продавцов... Возможно, где-то это работает и у кого-то получается...

Ну, и последнее, мастера разного профиля и всякие клубы по интересам...

В массе своей они вообще ничего не продают. Они просто не знают, как это делать, да и нет у них такой задачи... Успешно продаваемым мастерам, не нужны никакие объединения и клубы, они сами себе сплошное творчество. Многие их работы уходят как говорят «с верстака». Даже если кто-то из них и состоит в таких объединениях, то только из желание общаться с коллегами, делиться опытом и т. д., но не продавать...

В общем к чему я это все?

На самом деле суть моей статьи такова — быстрого, бесплатного бизнеса не бывает!

Если вы хотите быстро получить прибыль (а значит с экономить вашу энергию и время), значит вы должны потратить некоторую сумму денег. А если этих денег нет? То как быть?

Делать свое дело, делать его качественно с любовью, изо дня в день. Использовать все вышеперечисленные способы раскрутки (они работают, но очень медленно) и запастись терпением! Очень большим терпением!

Бизнес без вложений в рекламу возможен — это тогда, когда к вам «не зарастет народная тропа», но пока ее протопчут должно пройти время и только ваши безупречные, с любовью выполненные работы позволят этой тропе потоптаться!

В заключении хочу отметить, что на сегодняшний день есть только два способа получения потенциальных покупателей: долгий — бесплатный, основанный на качественных изделиях и любовном отношению к ним и к покупателю; и быстрый — довольно дорогой, позволяющий получить массу клиентов уже в первые 2-3 месяца при достаточных вложениях, но справитесь ли вы с их потоком и сможете ли удержать качество на высоте — это вопрос!