Этот «страшный» студийный свет: выбираем домашнюю фотостудию для предметной съемки

Несколько человек просили меня сделать обзор фотооборудования для организации домашней фотостудии для предметной съемки, и я решила оформить их в виде небольшой публикации. Уверена, этот вопрос актуален для большинства мастеров и фотографов в одном лице, так как часто света из окошка не хватает, а имеющиеся лампы не дают удовлетворительного эффекта. Актуален-то актуален, но многих останавливает неизвестность, цена, другие факторы. Давайте разберём всё по пунктам, чтобы вы сделали выбор, нужны ли вам такие вложения в свою работу или хобби, или же нет.

Многого нам не надо, и мы в этом сейчас убедимся.

Основной упор сделаем на низкобюджетность и простоту схемы. При этом опустим компромиссные варианты со строительными лампами и «лайтбоксом» из Икеи и только вкратце коснёмся самой съемки, это отдельная тема. Рассмотрим минимальный набор для предметной фотостудии, чтобы облегчить, а не усложнить себе задачу. Идеальная домашняя фотостудия для предметной съёмки должна обладать следующими параметрами:

  • недорого
  • компактность (занимает мало места)
  • универсальность (хочу, снимаю бусы, хочу — модель в этих бусах)
  • мобильность (легко складывается и перевозится)
  • стабильность в работе.

Немного о себе. Я счастливая обладательница домашней фотостудии для предметной съемки с 2008 года, помимо этого у меня приличный опыт организации и проведения съемок в проф. студиях (как собственных, творческих, так и на заказ); за плечами разные мастер-классы и курсы, ну и я очень люблю фотографировать и получать красивый результат.

Домашняя фотостудия может быть составлена из самых разных составляющих, однако мы разберём наиболее универсальную схему — набор импульсных вспышек и насадок-рассеивателей к ним.

Плюсы: относительная мобильность, постоянство и предсказуемость условий, некапризность (по сравнению со светом из окошка), мягкий свет, лёгкость обработки снимков и всегда яркие, весёлые и лёгкие цвета. Если у вас зеркалка, то для съемки в принципе не важен ваш объектив — подойдёт любой, даже «китовый», поскольку открытая диафрагма вам не потребуется. Все фото будут чёткими, резкими (конечно же, при желании фон можно будет немного размыть). Часто кадры с мягким студийным светом характеризуются неискушённым зрителем так: «о, это профессиональная фотография», «этому можно доверять», «серьёзный подход и серьёзный мастер».

Минусы: финансовые вложения (об этом ниже), необходимость изучения матчасти, наличие продвинутой камеры и места в квартире (хотя бы пары-тройки квадратных метров). Разумеется, никакая вспышка не заменит мягкого дневного света, но такой свет — нечастый подарок природы.

Сперва посмотрим на нашу камеру. Модель не важна, главное, камера должна обладать «горячим башмаком» (контакты на камере для синхронизации с внешней вспышкой или синхронизатором) и возможностью вручную устанавливать хотя бы выдержку и диафрагму. Есть и другие способы синхронизации со вспышками, их разберём ниже.

1. Вспышка

Нам подойдёт простейшая. Не путаем с накамерными вспышками (они существенно дороже)! Вспышки различаются по мощности (в джоулях) и по производителям. Можно много спорить, что круче, но я уверена — для домашней студии подойдёт китайское оборудование. Буду сейчас защищать китайцев! Мой набор был куплен в 2008 г., все вспышки живы, а участвовали они несколько раз в выездных съемках и достаточно серьёзно эксплуатируются всё это время. Разумеется, при этом я очень аккуратно обращаюсь с оборудованием.

Я остановилась на модели Grifon (Falcon Eyes) SS-200F (200-джоульная). Есть ещё меньше, на 150 и 110, для небольшой студии хватит и таких.

Вспышка особенна тем, что генерирует кратковременный мощный световой импульс постоянной цветовой температуры (вы замечали, что цвет, скажем, лампы накаливания и энергосберегающей лампы — разный? Это различия в том числе цветовых температур источников).

Обычно импульс вспышки длится ~1/500 секунды и должен быть синхронизирован с моментом нажатия спуска на камере. Вспышка также имеет и обычную лампочку, «пилотный свет», который светит всё остальное время. Пилотный свет гораздо слабее и «теплее» импульсного.

Сразу определимся с настройками камеры. Это как раз и есть матчасть и она не очень сложна: выдержка 1/125 секунды (непозволительная роскошь для съемки зимним днём, правда?), а с диафрагмой мы играемся уже во время съемки. Как вы поняли, автоматические настройки нам не подойдут, так как камера будет автоматически пытаться настроиться на слабый и тёплый пилотный свет, а не на мощный импульс — поэтому выставляем только ручные настройки. Чем ближе вспышка к объекту съемки и чем выше мы установили мощность, тем больше надо закрывать диафрагму. Диапазон её значений: f/4-22. Баланс белого устанавливаем на цветовую температуру 5400-5600К или режим «солнечный свет», если добраться до кельвинов невозможно. Если есть возможность, можно установить ББ и по белому листу.

Если приглядеться, на картинке выше на камере установлен автоматический баланс белого (AWB). Скажу честно — я снимаю с ББ на автомате, но я маньяк, ипользую raw-формат и обязательно обрабатываю каждый снимок.

Также хочу отметить, что световой импульс вспышки мощнее всего домашнего света. Поэтому фотографировать можно при любом «фоновом» освещении. Разумеется, вспышкой можно дополнять яркий дневной свет или комбинировать импульсный и постоянный электрический свет — но и это отдельная тема. Что ещё? ИСО — минимальное, какое позволит камера.

Возможно, эти настройки покажутся кому-то сложными, но запомнить их и выставлять каждый раз одно и то же при съемке со вспышкой гораздо легче, чем искать приемлемый вариант для завтрашнего капризного солнышка.

Дополнение. Есть и другие виды вспышек. Например, патронные вспышки, которые вкручиваются в патрон. Они дешевле импульсных, однако характеризуются большей капризностью, у них нет пилотного света, мощность не регулируется. Отсюда их низкая популярность. Есть также постоянный свет: его мощность постоянна, что на первый взгляд удобнее импульсов. Однако такие приборы имеют и ряд недостатков: узкий модельный ряд и небольшой выбор насадок; а самый существенный минус — нагревают себя и окружающее пространство.

2. Синхронизатор

Камеру нужно каким-то образом синхронизировать со вспышкой. Вспышки обычно поставляются с синхрокабелем, который присоединяется к камере, если есть соответствующий разъем. Штука хорошая, но у меня два кабеля быстро поломались (в этом случае я не оправдываю китайцев). Поэтому остановимся на инфракрасном синхронизаторе, который надевается на «горячий башмак» камеры и работает на батарейках. При нажатии кнопки спуска на камере синхронизатор посылает ИК-сигнал, который улавливает ловушка на вспышке, вспышка при этом даёт световой ипмульс. Если у вас вспышек больше одной, то это единственный вариант синхронизации. Бывают другие виды синхронизаторов (например, радио-синхронизатор), и у ИК есть ряд недостатков, но для небольшой фотостудии его хватит. Берите любой.

В принципе, внешняя вспышка может синхронизироваться и со встроенной вспышкой камеры. Я никогда не снимала так (мне не нужен дополнительный свет «в лоб» и на моей камере нет встроенной вспышки) и поэтому буду советовать купить недорогой синхронизатор.

3. Насадки на вспышку

Самое интересное. От насадок зависит наш результат. Насадки нужны для рассеивания и смягчения света вспышки. Сама вспышка даёт очень жёсткий свет, который в предметной съемке практически никогда не используется. Существует громаднейшее количество разнообразных насадок, некоторые из которых стоят как очень хороший автомобиль, из них для нас подойдут зонтик на просвет (подешевле и похуже) и софтбокс (почти идеально). Речь пойдёт о простейшем беспроигрышном варианте и для предметки, и для съемки людей: о мягком свете.

Для любителей теории: свет называют мягким, если источник света имеет бОльшую поверхность к освещаемому объекту. На картинке изображены две разновидности света: жёсткий от лампы накаливания и мягкий свет вспышки, рассеянный софтбоксом.

Зонтик на просвет — это обыкновенный зонт без ручки, обтянутый белым нейлоном, пропускающим свет. Ручка зонта вдевается в отверстие под импульсной вспышкой и зонт просто рассеивает её свет. Тени получаются достаточно мягкие, зонт способен качественно осветить небольшую сцену (имеется в виду сцена с разложенной работой и фоном-реквизитом, или же человека по пояс). Еще плюсы — предельная простота сборки всей схемы света, лёгкость и удобство хранения (не перепутайте фотозонт с вашим зонтиком-тростью, под дождём толку от него мало!) Минусы — оставляет неприятное отражение-звёздочку на глянцевых поверхностях, светом этим сложно управлять, неравномерно светит во все стороны широким углом (а это значит, даёт ненужные переотражения и блики). Бывает ещё зонт на отражение, где работает внутренняя серебристая поверхность, такой зонт создаёт более жёсткие тени и ограничивает направление света.

В любом случае, зонт можно рассматривать как самый бюджетный и компромиссный вариант. Начав снимать с зонтом, рано или поздно вы придёте к необходимости приобретения софтбокса.

На первой картинке зонтик рассеивает свет накамерной вспышки

Софтбокс — вариант подороже. Это объемная насадка, которая создаёт равномерный направленный мягкий свет, при этом источник света обладает преимуществом — большой площадью. Софтбокс сложнее собирать (внутри конструкция из гибких спиц, на которые надевется чехол на липучках), он требует больше места, тяжелее, однако для моей предметки (украшения) и того, что я снимаю на заказ — лучший вариант. Если вы планируете снимать также и людей, то маленького софтбокса вам будет недостаточно, мой совет — софтбокс размером 60х90 см. Но для небольшой предметки разумеется можно взять маленький (40х40 или 60х60 см).

Софтбокс иногда проще собрать и уже не разбирать, хранить где-нибудь на шкафу, если снимаете дома и если позволяет место. К счастью, у меня есть возможность вообще не разбирать вспышку (жена-фотограф — горе в семье). Значительная часть студийных фотосессий проходят с использованием различных видов софтбоксов. Модель у меня тот же Grifon (Falcon Eyes).

На снимке ниже — софтбоксы фирм Рэйлаб и Элинхром (дорогие производители).

Обратите внимание: насадки одного производителя скорее всего не подойдут ко вспышке другого. Дело в том, что студийное оборудование разных фирм имеет разные байонеты, крепления под насадки. Простыми словами: диаметр отверстия в креплении софтбокса должен совпадать со вспышкой и успешно на неё надеваться. На картинке ниже — полусобранный софтбокс.

4. Отражатель

Одной вспышки нам недостаточно — возникают тени, которые нужно подсвечивать. Можно взять вторую вспышку, а можно обойтись отражателем. Рекомендую последний. Его можно брать с собой и на уличные съемки. Отражатель, как вы понимаете, подсвечивает тени, отражая свет основного источника. Можно взять круглый, можно прямоугольный. Размер обычно должен быть больше освещаемой сцены. Есть разные виды, популярны «5 в 1», но в основном вам будет нужен только серебряный. В солнечную погоду на улице иногда использую золотой, хотя лучше комбинированный золото-серебро. Отражатели удобно хранить в свёрнутом виде.

В некоторых случаях можно обойтись вообще без большого покупного отражателя. В ход пойдут мелкие фольгированные картонки (та же серебристая подложка от рыбной нарезки — многие профи её используют, и я могу спеть ей оду!) Для подсветки, скажем, бус, её более чем достаточно. В качестве ножек-подставок для такого мини-отражателя можно взять канцелярские зажимы, если есть «третья рука» — замечательно! Покупной отражатель может также заменить, например, кусок серебристой изоляции или пластина пенопласта, покрашенная серебристой краской. Я за максимальное использование подручных средств. Главное, чтобы они давали рассеянный свет, не оставляя резких пятен и полос света на нашей сцене.

5. Стойки

Вспышку с насадкой надо на что-то поставить. Для зонтика подойдёт самая дешёвая стойка-тренога, для софтбокса уже придётся взять стойку немного подороже (для устойчивости). Как вы поняли, те же китайцы... Тут лучше связаться с менеджером магазина, где вы будете приобретать оборудование, и уточнить детали.

* * *

Схемы света (очень коротко). Вспышку с насадкой можно располагать по-разному по отношению к освещаемой сцене. Сбоку, сверху, сзади, спереди, снизу (фон на просвет)… Маленькими и большими отражателями можно изменить освещённость сцены до неузнаваемости, высвечивая лишь отдельные области сцены.

Возможно, предыдущий абзац и покажется кому-то бессмысленным, но я не писала бы его, если бы не видела удивление на лицах людей, когда они узнавали новую для себя схему света. Экспериментируйте!

Лайтбокс, лайткуб, световой куб, фотобокс. Почему-то именно он считается панацеей для предметной съемки. Однозначного ответа у меня на этот счёт нет — не снимала в нём никогда, однако интересовалась вопросом у профессиональных фотографов. Все, практически все, называют съемку в лайтбоксе «дёшево и сердито» и не держат его в своём арсенале. Разве что за исключением фотографов, снимающих потоковую малогабаритную предметку для каталогов. Однако вполне может получиться, что именно вам подойдёт как раз фотобокс, когда нужно равномерное освещение объекта со всех сторон и нет особых требований к игре света и тени на картинке, а ваши работы — компактные, без большого количества бликующих граней. Не обязательно и покупать фотобокс — сделайте его сами по многочисленным мастер-классам. Однако лайтбокс практически полностью ограничивает варианты световых схем и пространство сцены — а плюс это, или минус, решать вам.

Настроение кадра. Решила выделить отдельно этот пункт, так как слышала мнения, что со вспышками не добиться той атмосферы в кадре, которую даёт дневной свет. Конечно же всё зависит от реквизита и фона. Можно снять объект на белом или чёрном глянцевом акриловом фоне, как делают ювелирные фотографы, а можно использовать цветную бумагу, самодельный окрашенный фон, скрап-бумагу, доски, веточки, листья и цветы, шкатулки-чашки-вазочки, старые книги, кружево, любимый тёплый свитер с оленями и т.д., в зависимости от задачи съемки изделий ручной работы. К сожалению, правилами Ярмарки запрещено иллюстрировать статью примерами фотографий здешних мастеров, сделанных таким образом, поэтому мне придётся обойтись словесным описанием.

Разумеется, для съемки людей с реквизитом в домашних условиях дело обстоит сложнее, но умельцы используют в качестве фона фактурную ткань, широкую крафт-бумагу, освобождают стену от мебели, хотя если вы задались целью поснимать именно людей, то лучше пойти в фотостудию. Съемка работ на моделях — это отдельная большая тема, я готовлю публикацию на тему «Фотосессия: как устроить профессиональную съемку с минимальными вложениями? Фотограф, модели, стилисты, студия, организация».

* * *

Ну а теперь сделаем небольшой обзор цен на всё упомянутое оборудование. Для сравнения возьмём цены на оборудование разных производителей нижней ценовой категории.

Отмечу ещё раз, что эта табличка представляет собой список оборудования для организации фотостудии начального уровня. Настоящие рекламные фотостудии имеют в своём арсенале совсем другое оборудование, выходящее за рамки схемы «софтбокс-отражатель».

Дорого? «Это никогда не окупится»? Рассмотрим такую гипотетическую ситуацию: один мастер делает только недорогие работы (несколько сотен рублей), другой — только дорогие (несколько тысяч рублей на ценнике). Первому мастеру, разумеется, будет довольно затруднительно добавлять определённый процент сверх цены «за красивые картинки». А вот второму уже приходится понимать, что хорошие снимки будут в том числе сильной аргументацией высокой стоимости работы. Второй мастер, если он хочет получить студийные качественные фото, имеет две альтернативы: воспользоваться услугами фотографа, или же приобрести домашнюю фотостудию и мотивацию к повышению своего фотомастерства.

Если получение приемлемых фото своих работ в текущей ситуации представляет для вас проблему, то, как говорится в замечательной еврейской пословице: «проблема, которую можно решить за деньги — не проблема, а расходы». Например, можно рассматривать приобретение как долговременную инвестицию в нашу работу (хардкорный вариант: поискать свет б/у на барахолках типа авито или в моём любимом клуб.фото.ру. Почему бы и нет?). Главное, чтобы комплект осветительного оборудования был «рабочей лошадкой» в нашем деле, увеличивающей приток посетителей и клиентов и повыщающий продажи, и чтобы вы сами видели выгоду в таком способе съёмки.

И, разумеется, цель публикации — вовсе не агитация в сторону обязательной покупки всего вышеперечисленного, ведь я сама очень люблю и часто снимаю с дневным светом. Просто, надеюсь, съёмка со студийным светом уже перестала казаться вам далёкой и страшной и вы сможете сделать выбор, каким образом вам выгоднее будет организовать фотосъемку ваших работ дома.

* * *

С радостью отвечу на вопросы и пообщаюсь с владельцами фотостудий, ведь у каждого свой багаж знаний, который может быть всем нам полезен. Поэтому, фотографы, не стесняйтесь, участвуйте в обсуждении, делитесь опытом! Чем лучше общий фотоуровень, тем в большем выигрыше будет в конечном итоге привлекательность ручной работы для наших покупателей.

P.S. На главной картинке статьи — фото моего любимого рекламного фотографа Игоря Сахарова, к которому мне посчастливилось попасть на обучение.

P.P.S. Нет, Falcon Eyes, к сожалению, ничего не платили мне за публикацию :)

P.P.P.S. Опубликовав эту статью, я надеюсь, что она поможет вам в выборе и поэтому буду признательна вопросам и отзывам тех мастеров, которые решатся на покупку домашней фотостудии.