Из чего же, из чего же сделаны наши кольешки...

Дорогие покупатели и мастера! Если вы не знаете, какой породы зверь делика, что едят биконусы, и чем поливать риволи, чтобы они лучше росли, то эта статья - для вас!

Под своими работами обычно скрупулезно перечисляю все задействованные в работе материалы. Конечно, я догадывалась, что не все разбираются в материалах также, как и я. Подозревала, что не совсем разбираются. Но оказалось, что порой даже вообще не разбираются, и моя информация в "описании" ни о чем не говорит. Благодаря одной замечательной заказчице, которая не побоялась сознаться, что не понимает мой "птичий язык" :-), и возникла идея этой публикации. Надеюсь, после данной лекции, вы без труда определите, какие же материалы использованы в украшении.

В ней я хочу немного прояснить, как выглядят те или иные материалы, чем они ценны, что дают в работе. Я уже писала как-то небольшой ликбез в виде FAQ о бисере http://www.livemaster.ru/topic/79062-faq-po-biseru-i-bisernym-izdeliyam, но видимо лучше остановиться на бижутерных вкусностях подробнее.

Итак, приступим!

1. Круглый бисер или рокайль.

Основа основ любой бисерной кудесницы. Сложно представить, что какой-то мастер не держал рокайль в руках. Я использую в своих работах круглый бисер японских производителей Тохо и Миюки, а также чешского концерна Орнелла Прециоза (раннее название - Яблонекс). На фото вверху представлен бисер Тохо (бусинки ровные и по форме напоминают бочонки,дырочка широкая).

Вот так примерно выглядит бисер чешский Прециоза. Бисеринки более сплюснутые и дырочка Уже, чем в Тохо.

Размеры у бисера бывают разные - от крупных бусин до мельчайших. Чем меньше номер бисера, тем крупнее он будет. Так № 6 -крупные бусинки, а номер 15 - малюсенькие. Размеры чешского и японского бисера не совпадают. Разве что № 11 - примерно сопоставим у европейского и японского производителя. № 15 чешский намного мельче, чем № 15 японский. № 15 Тохо крупнее, чем № 15 Миюки.

Свои градиентные лариаты я вяжу обычно бисером № 8 производства Япония, Тохо. Вышиваю мелким бисером - № 15, для отделки № 11.

2. Делика, ака цилиндрический бисер, ака Тохо трежес. Это нежно любимый всем бисерным сообществом вид бисера, объект страстных мечтаний, его никогда не бывает довольно, как золота радже из мультфильма "Золотая антилопа". Общее жаргонное название "делика" на самом деле относится только к бисеру производства фирмы Миюки. Аналогичный бисер у Тохо называется toho treasures и имеет маркировку ТТ, но мы обычно говорим "делика" на весь цилиндрический бисер. Выглядит он вот так:

Данный экземпляр - Миюки делика, матовый бронза, Matte Metallic Gold Dbm0322. Делика тоже бывает разных размеров: № 8, 10, 11 и 15. Мне довелось поработать только 11 и 15, причем № 15 не намного меньше № 11. Основные особенности этого вида бисера - монолитное плетеное полотно, бисеринки укладываются очень плотно друг к другу; дырочка очень большая, стенки тонкие. 10 грамм этого бисера можно купить по цене от 130 руб. Верхний предел стоимости - около 1000 руб. (золотое покрытие 24К, серебряное покрытие и прочие подобные). Чешская делика тоже бывает, особенно представляет интерес мелкая делика (ок. 1-2 мм):

Есть еще особо мелкие цилиндры Макко, Чешские целиндры не обладают такой же ровностью, как японские, дырочки у них мелкие, однако этот бисер имеет право на жизнь, благодаря относительно низкой цене и маленькому размеру.

Японская делика просто незаменима при оплетении риволи (о них расскажу ниже), очень люблю оплетать ею кабошоны, но могу и в вышивку пустить.

Пример изделия из делики:

Браслет Таракановской Анастасии "Осенняя бабочка"

3. Стеклярус. Обычно, стеклярусом пользуюсь довольно редко. Но иногда он замечательно смотрится при отделке вышивки, или в "кораллах". Стеклярус представляет собой полую трубочку от 0,5 до 3 см, иногда трубочка имеет грани или витые грани, из-за которых появляются интересные эффекты:

(стеклярус Тохо)

У чешского стекляруса, как правило, острые грани, из-за которых есть опасность перезанной нити. Японский стеклярус с оплавленными концами. Еще бывает бисер-"рубка". Как стеклярус, только нарубленный короткими бисеринами. Рубку я почти не использую из-за опасности прорезать нить. У чешской рубки очень острые края. Но иногда бывают красивые эффекты, особенно от сатиновой рубки. Еще чешская рубка очень неравномерно нарезана, поэтому практически не подходит для плетения.

4. Фигурный бисер. Очень разнообразная группа, как японского, так и чешского. Причем, у каждого производителя свои "фишки". Думаю, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Фарфаль: традиционный вид чешского бисера

Бисер "Шарлотта" представляет собой рокайль с одной срезанной гранью, классический чешский бисер. Срезанная грань ложится в вышивку (или плетение) случайным образом, благодаря чему получается поблескивание "шарлотты" в движении, под разными углами освещения:

Кубический: причем у фирмы Миюки дырочка круглая, а у Тохо - квадратная. Кубический бисер бывает нескольких размеров, однако в работах у меня наиболее востребован крупный - специально для отделки.

Компания Тохо выпускает еще треугольный бисер, дырочка тоже треугольная:

А также и шестигранный:

Кроме этих видов есть бисер со смещенной дырочкой - традиционный японский бисер. У него даже название японское: магатама. Магатамы производят и Тохо, и Миюки, но только Миюки производит магатама лонг. Магатама Тохо мельче размером, поэтому в хозяйстве лучше иметь и Тохо, и Миюки.

Магатама Тохо:

Магатама Миюки:

Магатама лонг Миюки:

Последний вид очень люблю, так как магатама лонг помогает достигать очень интересных эффектов.

Еще один вид бисера со смещенной дырочкой - каплевидный, дропс. Такой бисер выпускают Прециоза и Миюки:

(Миюки дропс). Миюки выпускает капельки в двух размерах - обычный и маленький (Tiny).

Чешские бусинки Rizo:

5. Двухдырчатый бисер. Эта группа видов бисера относительно новая, некоторые чешские виды возникли буквально в этом году, однако полезность и красоту переоценить нельзя. Начнем, пожалуй, с самого знаменитого, востребованного родоначальника двухдырчатого бисера - Тила Миюки. Уверена, многие из вас видели колье с красивой квадратной плиточкой по краю:

Я сама люблю этот бисер. В некоторых случаях он незаменим. Иногда хочется использовать Тила по максимуму, как например, в этом браслете:

Работа Алены Калининой, г. Пермь.

Другие виды двухдырчатых бисеров - чешского производства.

Тила чешская немного отличается от японской, прежде всего сглаженными краями:

Это Твин и Супердуо:

Кирпичики "Брикс":

Бусины рулла:

Бусины плоские Лентил (Lentil):

Все вышепредставленные чешские двухдырчатые бусины, а также Ризо - свежайшие новинки (этого года), кроме "Тила", которые выпускаются относительно давно. Сложно сказать, куда классифицировать эти материалы - к бисеру или бусинам. Мне кажется, что это уже скорее бусины, и по размерам, и по назначению. Использовать их можно и в плетении, и в вышивке - как фантазия подскажет.

И конечно, говоря о чешских бусинах, нельзя не упомянуть граненые fire polished - бусины, отполированные огнём:

Выпускаются в нескольких размерах: 3 мм, 4 мм, 6 мм, 8 мм. Мелкие граненые бусинки подходят не только в вышивку, но и в плетение. Очень качественные и красивые бусины, достойно украшают любое изделие.

Еще один интересный вид бусин, имеет массу применений в творчестве, это шипы:

Бывают длинные и короткие. Мне пока с шипами поработать не довелось, но надеюсь - в будущем обязательно попробую в работе.

Раз уж я плавно перешла от бисера к бусинам, продолжим. В своих изделиях я использую обычно каменные или стеклянные бусины и жемчуг. Каменные бусины по форме бывают самыми различными. Самые распространенные - круглые, чипсы (каменная крошка, фриформ), граненые. Стеклянные тоже имеют множество вариаций. Самые качественные и красивые (и соответственно - дорогие) это конечно Сваровски - биконусы, рондели, бриолеты, подвески, жемчуг. Чем бусины Сваровски лучше своих конкурентов? Во-первых, это особый хрусталь, в котором процент содержания свинца превышает 30. Чем больше процент содержания свинца, тем лучше оптические показатели хрусталя. Во-вторых - очень качественная огранка, повышающая показатели преломления света. В-третьих, большая линейка цветов и покрытий.

Одна из самых красивых бусин-выручалочек это биконус (двойной конус) и ксилион (чуть более сплюснутый биконус).

Биконус классический:

Ксилионы:

Я очень часто использую в работе биконусы. Это недешевые бусинки, которые обычно не получается накупать в желаемых количествах и цветах, но иногда приходится говорить "нет!" своей экономии и использовать биконусы по максимуму. Биконусы бывают разных размеров: 3мм, 4 мм, 5 мм, 5 мм, 8 мм. В зависимости от поставленной задачи, нужны всякие размеры. Самые ходовые у меня - 3 и 4 мм - их можно пускать в красивый ажур вокруг риволи и камней.

Светлана Дубинская, колье Black Ice, фрагмент

Еще один известный вид огранки хрустальных бусин - рондель:

А этот тип подвески называется бриолет:

Еще мне нравятся подвески барокко:

А вообще, ассортимент компании "Сваровски элементс" просто огромен, есть и кубики, и кольца, и звездочки, и сердечки, и капельки, и луны, и масса других форм бусин. Перечислить все не хватит и 10 статей.

Поэтому хочу остановиться на самых главных любимцах бисерных мастеров - риволи.

Риволи представляет из себя тоже биконус, только более плоский, напоминающий "летающую тарелку", зачастую с фольгированным донышком:

С риволи можно делать массу интересных вещей - оплетать, вышивать, украшать жемчугом, биконусами, бисером. Делать из них серьги, браслеты, кольца, колье и броши, можно дополнять ими камни и бисерную вышивку. Лучше всего для оплетения риволи подходит бисер делика. Риволи выпускается разных размеров, от 10 до 18 мм, и на каждый размер имеется стандартный расчет бисера на поясок вокруг риволи.

Еще на мой взгляд, заслуживают внимания ювелирные камни Сваровски без дырочек, с выпуклым донышком. Обычно, это граненые хрустальные камни круглой, овальной, прямоугольной, квадратной (со сглаженными краями) формы, иногда даже в виде лодочки.

На фото вверху - ювелирные камни Сваровски 27 мм с неоригинальным покрытием, т.е. покрытие выполнено стороними лабораториями. В данном случае очень красивое и интересное - AQUAMARINE SHIMMER F. У меня есть один камень такой расцветки - ждет своего проекта. Некоторые считают, что лучше использовать только оригинальные Сваровски, я же люблю всякие. У меня есть и традиционные, так и сумасшедшие покрытия сторонних лабораторий. Сторонние выглядят как миниму не хуже. Стойкость покрытия, конечно, никто не гарантирует, однако и донышко оригинальных сваровски надо защищать от механических воздействий: полностью прятать в вышивке, либо заплетать бисером изнаночную сторону.

Ювелирный камень Сваровски формы "октагон".

Кроме хрусталя Сваровски у меня есть и таиландские стразы вполне приличного качества.

Иногда кристаллы продаются в цапах - это такая металлическая рамка, удерживающая кристалл:

Цапы могут как помогать мастеру (две дырочки с каждой стороны позволяют пришить цапы к основе для вышивки), так и мешать. Например - неподходящим цветом, или когда необходимо оплести кристалл. Иной раз приходится помучиться, чтобы не повредить страз при извлечении из цап.

Огромное количество элементов Сваровски в этой работе Светланы Дубинской "Гололед" (Black Ice), финалист Бид Дримс, категория "Хрустальные компоненты Сваровски":

Здесь можно увидеть массу различных элементов - бусины, подвески, риволи, ювелирные камни, соединительные элементы и т.д.

Отдельного внимания заслуживает хрустальный жемчуг Сваровски - имитация жемчуга. Производится в разных размерах, формах и цветах. Бывает жемчуг "под камень":

Честно говоря, я не очень довольна жемчугом Сваровски - у дырочек многих жемчужин имеются наплывы покрытия и границы отделения бусин друг от друга. Если приглядеться -- на двух верхних фото можно увидеть как раз такие наплывы. С другой стороны, покрытия очень красивые. Жемчуг Сваровски нельзя назвать дешевым. Я ценю 3мм размер из-за возможности использовать в плетении. Жемчуг более крупных размеров чешский, пожалуй даже лучше, чем Сваровски. А еще лучше - пресноводный натуральный. Только он в нижней ценовой категории не бывает идеально ровным.

В третьей части своей длинной-длинной статьи хочу немного коснуться фурнитуры, которую мы используем наиболее часто.

Швензы (основа-крючочки для сережек) простейшие выглядят так:

Штифты или пины с петелькой:

Штифты со шляпкой (концевые), шляпка предохраняет бусины от соскальзывания с пина:

Замочек-крабик, или карабин, по-иностранному - лобстер:

Замочек-тоггл (простейший выглядит как колечко и палочка, но иногда тогглы бывают фантазийных причудливых форм):

Ну и наконец, хочу немного коснуться тех материалов, с которыми я не хочу работать, а также и тех - которые надо правильно называть, не выдавать дешевые имитации и заменители за более дорогие аналоги.

Если вы увидите такое, то знайте -

Это не малахит, а грубая подделка из пластика. Это даже не прессованный малахит, как пишут некоторые. Данные бусины с малахитом и рядом не валялись! Обратите внимание на контрастные светлые и темные полосы. Эти бусины на ощупь теплые и легкие, в отличие от тяжелого и холодного природного малахита. Запомните, как они выглядят, и больше не принимайте такие бусины и кабошоны за малахит.

Это не бирюза, а ее имитация - говлит. Говлит хорошо окрашивается в любые цвета. Естественный цвет говлита - белый.

Эти замечательные камешки - не варисцит, что бы там не писали продавцы. А также это не яшма. На самом деле это минерал диккит, или попросту обыкновенная глина. Все эти материалы можно использовать (за исключением паршивого малахита, который я терпеть не могу), но лучше знать их истинное название и цену. Говлит и крашеный диккит - очень дешевый и рапространенный материал.

Вот это не родохрозит, ни аргентинский, ни какой вообще:

Вас должен насторожить ядовито-малиновый цвет и копеечная стоимость.

Настоящий родохрозит вот:

Стразы "риволи" производит не только Сваровски. Есть много других производителей. Можно найти вполне пристойного качества, особенно египетские стразы Асфур, однако по показателям свинца в хрустале ни одни не могут сравниться с австрийскими. Нельзя не коснуться изделий трудолюбивых китайцев. В Китае есть заводы Сваровски, где производят оригинальзую продукцию, поэтому продавец из Китая вовсе не обязательно продает подделки. Однако есть и собственные китайские риволи и биконусы, как более пристойные, так и довольно паршивые. В любом случае, китайские риволи это не хрусталь, а стекло, и показатели преломления света у них соответствующие. Вот несколько наглядных фотографий, автор фотографий Madlen-style:

Слева - Китай, справа - Австрия.

Слева - Китай, справа - Австрия.

Слева - Австрия, справ - Китай. Изнанка с покрытием всех элементов Сваровски представляет собой желтовато-серебристую матовую поверхность. Золотистые, светло-серебристые, зеркальные, цветные и пр. - это как минимум не оригинальное покрытие Сваровски. Либо сам стразик -не-Сваровски, либо покрытие выполнено сторонней лабораторией по прозрачному оригинальному риволи.

Однако, многие китайские и другие стразики выглядят вполне прилично.

Почему в этой статье я ничего не написала о китайском бисере? Я могу сказать только одно - не покупайте, это очень кривой и некачественный бисер! Только самые виртуозные мастера бисера способны сделать из такого ужаса приличные вещи. Думаю, фоторафии мастера Ирины Ларионовой говорят сами за себя:

Слева расшитая сетка из китайского бисера, справа - из чешского.

Вверху - изделие из китайского бисера, внизу - из чешского.

Надеюсь, что моя статья была полезной!