Erte - волшебник Ар-Деко

Роман Петрович Тыртов - художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде под псевдонимом Эрте (первые буквы имени и фамилии: РТ).


Роман Петрович происходил из древнего дворянского рода (известного в России с 16 века), его отец был адмиралом флота.

Роман Петрович родился в Санкт-Петербурге 23 ноября 1892года. По его сосбвенным словам он начал рисовать в 3 года, а в 6 лет создал первый эскиз, который его мать отнесла своей портнихи. Та сшила по нему платье, которое вызвало восхищение у многих дам.

В детстве Роман Петрович обожал листать альбомы по искусству и гулять по залам Эрмитажа. Он брал уроки танца у балерины Марии Мариусовны Петипа, дочери знаменитейшего балетмейстера Мариинского театра. Выбирая между танцами и живописью, мальчик склонился к последней. Однако танец навсегда останется важной частью его жизни. Впоследствии он скажет: «Воображение – главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца».

После окончания гимназии в 1912 г. он уехал из России во Францию и вскоре поступил на работу в маленький модный Дом «Каролин», однако уже вскоре хозяйка выгнала его оттуда, сказав: «Молодой человек, занимайтесь в жизни чем угодно, но никогда больше не пытайтесь стать художником по костюмам. Из этого у вас ничего не получится».

Тогда возмущенный юноша отправился к знаменитому парижскому модельеру Полю Пуаре и был принят на работу. Чтобы не расстраивать отца, который мечтал о продолжении военной династии, Роман Петрович взял псеводним Erte.

В 1914 году он ушел от Пуаре, попытался основать свой дом мод и даже выпустил первую коллекцию. Однако из этого ничего не вышло. На пригласительных билетах было указано (в рекламных целях, разумеется), что модельер и закройщица ранее работали у Пуаре. Разразился скандал, Пуаре подал в суд и отсудил у Erte немалую сумму.

Но Роман Петрович не отчаивался и начал работать для сцены. Знакомство с Матой Хари открыло ему дорогу к известности. Вскоре он подписал свой первый контракт с журналом мод. Это был Harper’s Bazaar, который сделал его знаменитым и за океаном. Позднее его рисунки будут печатать Vogue, Cosmopoliran, Women’s Home Journal и другие.

В 1920-е он стал одним из самых востребованных портных. Ему предложили работать с труппой Анны Павловой. В 1923 г. его пригласили в Голливуд. В Америке он также много работал с бродвейскими ревю, включая знаменитых «девушек Зигфельда» - легендарную труппу бродвейского импресарио Флоренца Зигфельда.

Французский писатель Жан-Луи Бори говорил о нем: «Эрте одевает объемы – но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета».

Помимо одежды, Erte создавал эскизы шляп, сумочек, флаконов духов, интерьеров, мебели и ювелирных украшений, рисунки для тканей и даже десерты. В 1931 году в Париже он представил "десерт Эрте" - композицию из экзотических фруктов и ягод, которую венчала голубая клубника. Александр Вертинский, которому посчастливилось попробовать это «блюдо богов», писал в своих мемуарах: «Я потом два дня ходил, словно затерявшись в зеркальной вселенной, где сквозь туман проявляются причудливые города, воздушные шары качаются как привязанные, а неизбыточность мига разлита в бесконечности воображения…»

Во время второй мировой войны интерес Erte к рисунку угас, и он сосредоточился на театре.

В 1960-е годы он увлекся скульптурой и создал множество бронзовых статуэток в старинной технике «утраченного воска» (модель лепится из воска, затем обмазывается глиной, воск вытапливается, а на его место заливаетсяь бронза).

В конце 1960 - начале 1970-х годов Erte снова ждал успех. На волне интереса к искусству модерна его работы стали опять востребованы. Их охотно покупали и выставляли в крупнейших музеях.

До последних дней Роман Петрович всегда прекрасно выглядел и элегантно одевался, много путешествовал, общался с друзьями и сохранял прекрасную форму. В 97 лет он оформил бродвейский мюзикл "Звездная пыль".

Умер Erte в 1990 году. И даже пригласительные билеты на свои похороны он оформил сам - они рассылалась по составленому им списку. Великий художник был велик и предусмотрителен во всем.

Костюмы для оперного театра

1920 г.

"Тоска"

"Заза"

"Фауст"

"Манон"

1922 г.

"Риголетто"

1923 г.

"Дон Жуан"

"Мадам Баттерфляй"

"Травиата"

1926 г.

"Богема"

1931 г.

"Пеллеас и Мелизанда"

1920-е г. Театральная обувь.

Фотографии бродвейских и парижских артисток в костюмах Erte

Irne Bordoni

Сам Erte в своем костюме

Мата Хари

Бронзовые статуэтки

Faubourg St. Honor

Iras

Caramelle

Copacabana

Фаворитка

Платье "Лепесток"

Мадам Баттерфляй

Смокинг

Сестры

Из собрания Los Angeles County Museum of Art и др.

Автор публикации - Ольга Дмитриева, "Лето на даче"